Вот уже несколько десятилетий в Волгограде действует клуб интернациональной дружбы (КИД). В его работе накоплен обширнейший опыт, которым впору поделиться с читателями “Ста друзей”.
Каковы мотивы участия ребят в этой, вроде бы, советской форме работы. Просто ли это попытка уйти от безделья? Недавно на сердитую реплику, обращенную к молодым кидовцам: “Вы для чего сюда приходите?!” – я услышала безмятежный, нагловатый ответ: “Как для чего? Общаться!”
В последнее время происходит незаметный, плавный переход, подмена непочетного слова “трепаться” приличным словом “общаться”, а тенденция такая просматривалась давно. И мои усилия были направлены на то, чтобы организовывать именно общение – плодотворнейшее действие, в котором очень много всего: обмен информацией, обучение говорению и слушанию, умению отстаивать свою точку зрения и отступать. В КИДе много времени уходит на разговоры, но это не пустое. “Вашему ребенку неуютно? Разговаривайте с ним”, – такой совет дал взрослым психолог Крестовский. До этой мысли я додумалась сама и разговариваю, разговариваю, разговариваю… Со всеми, с группой и “на двоих”. О школе, о Доме, о друзьях, о книгах, о политике… Это получило в КИДе название “откровешка” и “задушевка”.
В разговорах формируется и формулируется позиция, осознание себя среди людей. К нашим разговорам тянутся не только ребята. Очень долгие годы с нами приходили разговаривать иностранные студенты волгоградских вузов, которые обучались у наших выпускников – преподавателей политехнического института (теперь это кандидаты педагогических наук Милованова И.А. и Олейник О.А.) .
Иностранцы из арабских, латиноамериканских стран, Индии, Вьетнама, Китая, как правило, из многодетных семей, оказавшись вдали от дома, еще не освоившие русского языка как следует, находили в Клубе собеседников и друзей. Со многими из них дружба продолжалась на протяжении всех лет их волгоградской жизни. Это Наиль Массуд, Мухаммед аль Месри, Мухаммед аль Каф, Педро Гарсия, Володя Флорес, Мир Махмуд, Марио Сунига, Андреа Мурациреси, Реза Фимахера, Хери Ланту, Патрик Джон Муньюка, Вилсон Ларраниега, Нтире Марсело и многие другие. Разговоры с “безъязыкими” иностранцами побуждали ребят приналечь на английский, чтобы помочь себе в общении, иногда это было импульсом для увлечения иностранным языком. А первейшим стимулом для изучения языков являются встречи с зарубежными делегациями.
Есть выражение “любознателен, как ребенок”. Я полагаю, что своей любознательностью заразила ребят.
Ольга БЕЗБОРОДОВА
Волгоград
Комментарии