Киберспорт в современном мире обходит по количеству занимающихся многие классические виды спорта. Конечно, кроме миллионов поклонников у компьютерных игр есть и не меньше противников. Но игнорировать киберспортивное движение невозможно.
В октябре 2021 года прошел ежегодный турнир The International по киберспортивной дисциплине Dota 2. Российская команда Team Spirit заняла первое место с призом в 18 млн долларов. Для сравнения Рафаэль Надаль за победу в престижнейшем Roland Garros год назад получил $2,5 млн, а гарантированный гонорар Хабиба Нурмагомедова за бой с ирландцем Конором Макгрегором составлял $2 млн.
Все эти новости, факты, а также развитие киберспорта в целом подвигают детей заниматься играми не просто ради удовольствия, а профессионально, с нацеленностью на результат.
Основное ядро киберспорта – игроки от 14 до 20 лет. Уже с начальной школы дети увлекаются играми на компьютере, а достижения и победы киберспортсменов на больших мировых турнирах заставляют задуматься о выборе карьеры именно в этом направлении.
Уже сейчас во многих школах Москвы появляются киберспортивные секции, и Школа Новокосино не исключение. Киберспорт игнорировать невозможно, каждый ребенок знает, что это такое, и важно поставить начинания молодых людей в правильное русло – рассказать о технике безопасности, профилактике туннельного синдрома (неврологическое заболевание, при котором передавливается нерв в области кисти, чаще всего этим синдромом страдают киберспортсмены, работники офиса с постоянной работой возле компьютера), предотвратить появление эмоционального выгорания и многое другое.
На секциях по киберспорту в Школе Новокосино дети учатся многим важным навыкам, которые помогут им в будущем, даже если они не захотят связывать свою карьеру с киберспортом. Ученики учатся правильной коммуникации в команде, разбирают ошибки, выделяют свои сильные и слабые стороны, помогают друг другу и принимают важные решения, которые способны привести команду к победе. Преподаватели контролируют процесс и помогают ученикам, наставляют их и дают важные знания по разным дисциплинам.
Многие приходят, не только чтобы сражаться с другими персонажами и покорять большие турниры, кому-то интересно общаться с друзьями, вести коммуникацию с другими игроками, изучать виртуальный мир и строить, создавать собственные цифровые объекты и технологии. Многое в киберспорте происходит так же, как в традиционных видах спорта. Важно уметь работать в команде, соблюдать игровую этику: уважать соперников, вести честную игру. Все это создает прямую связь с цифровой грамотностью – умением вести эффективную коммуникацию в цифровом мире.
Важно отметить, что киберспорт – это не соревнование человека с роботом или компьютером, как часто думают, а соревнование двух игроков. Оно может быть индивидуальным и командным. Компьютер выступает только в качестве спортивного инвентаря, как доска в шахматах.
Как и любой спорт, киберспорт – это система. К соревнованиям тоже готовятся с помощью тренировок. У профессиональных команд они делятся на несколько частей. Во-первых, это теория – смотрят записи прошедших соревнований, анализируют игру соперников, ищут их слабые и сильные стороны. Точно так же анализируют свои матчи. Вторая часть – это практика, когда спортсмен с тренером или партнером оттачивает технику. У любой профессиональной команды есть и психологическая подготовка. Команда учится вовремя признавать свою вину, вести себя в стрессовой ситуации, не давать выход негативным эмоциям и поддерживать друг друга, если во время игры что-то идет не так, а победа ускользает из рук.
У киберспорта в школах есть большое количество плюсов:
– киберспорт учит не перекладывать ответственность на другого человека;
– киберспорт гораздо менее травмоопасен, чем другие виды спорта;
– соревноваться можно в огромном количестве киберспортивных дисциплин: головоломки, стратегии, спортивные симуляторы.
Компьютерный спорт в России очень молодой, наша федерация получила аккредитацию только в начале 2019 года, поэтому официальных кружков и секций, направленных на обучение детей киберспорту, еще мало. Но это только вопрос времени, киберспорт в России признан официальным видом спорта, и государство поддерживает и выделяет средства на развитие этого направления.
В начале сентября этого года был проведен Турнир большого города, организованный московским центром киберспортивных дисциплин среди учителей и школьников Москвы по разным киберспортивным направлениям. Что, по моему мнению, является отличным вектором для развития киберспорта в школах.
Максим РЕЙМ, учитель информатики Школы Новокосино
Комментарии