Образовательный процесс – это действие с огромным количеством участников. Ученики, родители и педагогический коллектив – у каждого свои видение и точка зрения. В преддверии Дня защиты детей все чаще мы слышим слово «безопасность».
Какие опасности стоят перед современными школьниками? Каким из них стоит уделять особое внимание? Какую роль в обеспечении безопасности ребенка должна играть современная школа? Какую роль – семья? Где заканчивается сфера ответственности образовательного учреждения? И заканчивается ли вообще?
Стоит обратить внимание на несколько тенденций. Важно отметить, что уровень уверенности в физической безопасности обучающихся находится на достаточно высоком уровне, эту область опрашиваемые затрагивают минимально. Растет заинтересованность в формировании комфортной психологической среды. Особое внимание интервьюированные, как ни странно, уделили Интернету. Именно там просматриваются источники многих проблем. Остро прослеживается запрос на помощь в работе с информацией, обучение информационной грамотности и формирование ответственного отношения к использованию интернет-ресурсов. Взаимодействие, открытость и доверительные отношения между обучающимися, родителями и школой – это важнейшие условия, на которых стоит сделать акцент при достижении успешной образовательной деятельности.
Александр ПАНФЕРОВ, учитель истории и обществознания школы №491 «Марьино»
Комментарии
Иван, ученик 11‑го класса:
– Я считаю, что самой большой опасностью для современных школьников является Интернет. Почему? Все дело в том, что раньше процесс социализации индивида проходил при помощи основных агентов социализации – семьи, школы и друзей, а сейчас на неокрепший ум ребенка воздействует огромное количество информации, которая черпается им из Интернета, к сожалению, она не всегда оказывается полезной.
Очень важно давать ребенку свободу выбора и возможность самореализации, однако в разумных пределах. Я думаю, что все встречали избалованных детей, и вряд ли кто-то из нас хотел бы, чтобы его ребенок был таким же. Кроме того, очень важно следить за общением ребенка как в реальном, так и в виртуальном мире.
Я думаю, что современная школа должна играть одну из главных ролей в обеспечении безопасности ребенка. В школе обязательно должна проводиться грамотная агитация в пользу здорового образа жизни, должны разбираться опасные жизненные ситуации и пути их решения. Очень важно, чтобы учитель не просто преподавал детям свой предмет, но и участвовал в жизни школьников, умело воздействовал на подростков, если видит какую-либо неблагоприятную ситуацию, помогал в решении проблем со сверстниками.
Семья – первичный агент социализации. Именно от своих родителей малыш должен услышать первые наставления, а подросток – получить должные поддержку и помощь. До определенного возраста для ребенка главным жизненным ориентиром являются родители, следовательно, именно на них лежит основная ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
Пожалуй, самый сложный вопрос касается моральной ответственности. Я считаю, что все зависит от представителей образовательной организации: одни руководствуются лишь своими обязанностями, а другие способны думать шире, способны вникать во все дела подростков, направляя их на жизненном пути при необходимости.
Юлия, ученица 10‑го класса:
– По моему мнению, можно условно выделить две опасности, с которыми современный школьник сталкивается, – это влияние Интернета и общее эмоциональное неблагополучие. Свободный доступ к различным сомнительным материалам в Сети может создать проблемы для неустойчивой детской психики. Кибербуллинг, или травля, в Интернете тоже в последнее время стал весьма распространенным явлением. Просторы Интернета влияют и на обучение: дети понимают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно загуглить в поисковике. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте.
В современном обществе погоня за успехом начинается слишком рано. Родители и учителя постоянно сравнивают детей с теми, кто достигает лучших результатов, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.
Если в семье благополучная обстановка, доверительные отношения, от школы тоже идет поддержка во всех начинаниях, тогда и школьник не будет замыкаться в себе или искать поддержку в социальных сетях и погружаться в виртуальный мир.
Школа должна обеспечивать, безусловно, физическую безопасность, то есть пожарную и другие виды защищенности. Но немаловажно оградить и детскую психику от всевозможных потрясений, ребенок должен чувствовать благоприятный психологический климат в классе.
Самую важную роль не только в безопасности, но и во всей жизни играет семья. Постоянный контакт с ребенком и личный положительный пример старших помогут избежать негативного влияния. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему, к каким последствиям может привести безрассудный и необдуманный поступок.
На вопрос о границах ответственности школы ответить непросто. «Учебное заведение несет ответственность за ребенка в помещении школы и на ее территории» – так пишет федеральный закон. Но есть работники образовательных учреждений, которые готовы в любое время помочь ученику, если он об этом попросит. При этом важно помнить о том, что ученик имеет право на личное пространство.
Андрей МАТВЕЕВ, социальный педагог и классный руководитель:
– Перечень опасностей, угрожающих школьникам, является очень обширным. Среди них следует выделить употребление алкоголя или ПАВ, интернет-зависимость, а также участие в противоправных действиях. Конечно, не все дети склонны к этому, но среди обучающихся 13-15 (иногда даже 10-11) лет существуют определенные факторы риска. Одной из способствующих причин является наличие промежутка времени, когда дети находятся без контроля со стороны взрослых. Кроме того, для обучающихся в этом возрасте авторитетами являются сверстники или старшие друзья, что не всегда позволяет педагогам и родителям оказывать необходимое влияние. Особую озабоченность вызывает даркнет, та часть Интернета, в которой можно найти все, что обычно контролируется и блокируется поисковыми системами и контролирующими органами. Само общение в Сети происходит в закрытых группах. Зачастую именно там начинается интернет-буллинг сверстников, который переходит в живую форму травли в школе или на улице. Порой и родители, и дети замалчивают проблемы в семье. В этих условиях откровенность и доверительные отношения – единственный путь обезопасить ребенка. Для исключения такого поведения среди школьников нужна прочная связь «родители – дети – школа», чтобы информация от школы и родителей своевременно поступала для принятия мер по предупреждению и профилактике негативных проявлений среди подростков. Важно понимать, что иногда для оказания помощи подростку бывает недостаточно работы со стороны педагогов, нужны встречи детей и родителей с психологами, которые помогут в построении модели общения в семье и школе.
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ и ст. 44 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, определяющей является роль семьи, а школа всячески ей помогает.
Игорь Владимирович, родитель:
– На мой взгляд, основными опасностями, возникающими перед современными школьниками, являются фальшивые ценности – стяжательство, безнравственность, культ насилия, которые в своей основе определяют поступки детей и толкают их на безрассудство.
Мне кажется, что школа должна быть тем местом, где ребенка учат работать с информацией, где его воспитывают, то есть прививают правильные ценности – порядочность, трудолюбие, терпение и терпимость. Воспитание особенно важно, так как родители ввиду занятости не всегда могут уделить этому достаточно внимания. Семья должна выполнять те же функции, что и школа, чтобы достичь синергетического эффекта. Очень важным здесь является взаимодействие.
Комментарии