search
main
0

Керамику надо «смотреть» руками. Убежден олонецкий мастер гончарного искусства

До встречи с олонецким гончаром я и не предполагал, что керамику надо «смотреть» руками. От каждого изделия мастера исходит тепло, и ты его ощущаешь. В отличие от заводского поточного производства это не только штучный товар, но и произведение декоративно-прикладного искусства. Хотя, по признанию Романа ЛЕОНТЬЕВА, он стремится к тому, чтобы его керамические изделия прежде всего использовались в быту. Ведь они экологичны, красивы и удобны.

– Глиняная посуда долго держит тепло или холод, – говорит Роман Викторович. – К тому же она сделана с душой, мастер не может работать в плохом настроении.Мастер из небольшого карельского городка Олонец настоящий фанат своего дела из самобытного карельского народа. Для него гончарное ремесло означает больше, чем искусство делать сувениры и предметы домашнего обихода. Керамика – способ сохранения национальной культуры.Беседуя с Романом Викторовичем, бросаю невольный взгляд на руки мастера: движения выверены – ничего лишнего, пальцы тонко чувствуют глину. Не прошло и десяти минут, как Роман Викторович взял струну для срезания изделия с планшета. Начало будущему чайнику положено – туловище, или, как говорят гончары, туло, готово. Осталось только по сырой глине поставить на донышке свои инициалы LR, год создания и место, где изготовлено. Обычно рядом с инициалами мастера на фирменном знаке можно прочитать Aunus, что по-карельски означает Олонец.Мастер создает поистине керамические шедевры. Кроме всевозможной посуды это вазы, оригинальные сувениры, например визитница в виде детского кораблика или бутыль, похожая на подводную лодку. Среди этого изобилия есть и этнографические копии старой гончарной посуды: масленка, кашник, роговатик. В свое время по заказу музея-заповедника «Кижи» у Леонтьева был такой необычный проект.Роман Викторович во многом повторяет путь Леонтьева-старшего, в свое время выбравшего художественное образование. Вначале у Виктора Сергеевича была учеба в Петрозаводском педагогическом училище, затем в Университете имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге. В дальнейшем он загорелся идеей открыть в районном центре художественную школу. Открыл и более 35 лет был ее бессменным руководителем.Роман подростком учился в местной «художке», с детства общался с известными художниками Карелии и Финляндии. В доме Леонтьевых часто бывали Аркадий Морозов, Фолке Ниеминен, отец и сын Суло и Олег Юнтунены. Их работы выставлялись в районной художественной галерее. Дальнейший путь его был предопределен с той лишь разницей, что в Герценовском университете молодой Леонтьев увлекся керамикой. Правда, студенты изучали больше скульптурную керамику. Тогда же он ознакомился с творчеством Александра Поверина и Андрея Кузнецова. Оно оказало влияние на его развитие в гончарном искусстве. Дипломная работа выпускника Леонтьева была связана с новым увлечением. Роман сделал великолепную керамическую скульптуру «Борьба за Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Работа впечатлила приемную комиссию.У Романа Викторовича, как и у любого специалиста, есть свои особенности, например, он чаще всего применяет старинную технику – чернение молоком, которое способствует влагонепроницаемости глиняной продукции и придает ей древний облик. Пользуется Леонтьев и дорогими майоликовыми глазурями, получаемые при этом блеск и красочные переливы того стоят.Каждый мастер мечтает повторить себя в учениках. Вернувшись из Северной столицы, Роман стал преподавать в родной художественной школе керамику. – Дети приходят к нам после школы, – рассказывает Роман Викторович. – Занимаемся с часу дня до 5-6 вечера. Рисуем эскизы, обсуждаем тему, смотрим образцы работ. Я говорю детям: «Если вы хотите заниматься керамикой, обязательно надо рисовать».Жена Елена здесь же преподает рисунок, живопись и композицию. Она профессиональный художник, познакомились с ней еще в университете, учились на одном факультете.Леонтьевы воспитывают троих детей. София в этом году пошла в первый класс, Аня учится уже в пятом, а сын Саша – в Чебоксарском электромеханическом колледже. По словам отца, он начинал заниматься гончарным ремеслом, но понял, что это не его призвание. Пойдут ли дочери по стопам родителей, трудно сказать. Очевидно одно: Роман сумел повторить себя в учениках.Некоторые его подмастерья уже сами стали мастерами, поступили в специальные и высшие учебные заведения, где обучаются декоративно-прикладному искусству.Сейчас здесь, в Олонецкой художественной школе, обучаются 120 детей. После занятий в основной школе сюда приходят не только ребята из города Олонца, но и приезжают из ближайших поселений: Мегреги, Рыпушкалиц, Туксы, Ильинского. В среднем ежегодно около четверти выпускников художественной школы поступают учиться дальше на творческие специальности.

Роман Викторович успешно участвует во всероссийских и международных выставках. Его первые экспонаты на выставке десятилетней давности в Петрозаводске и шведском городе Умео продемонстрировали талант и дарование в гончарном искусстве. В этом году принял участие во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходил в Петербурге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте