Британии для абитуриентов ежегодно издается целый ряд справочников о вузах страны. Наиболее популярными из них считаются “Какой университет? Гид, помогающий выбрать правильный курс” и “Большой путеводитель. Поступление в университеты и колледжи”, публикуемый агентством “ЮКАС” при содействии национальной ежедневной газеты “Индепендент” и отмеченный за полноту и аккуратность предлагаемой информации (справочник содержит 1775 страниц текста!) “Знаком качества”. Эти и подобные им справочники фактически снабжают абитуриента всеми необходимыми ему данными о национальных вузах. Сообщают ему адреса, телефоны и вебсайты колледжей и университетов, информируют о проходных баллах на каждый конкретный факультет, стоимости курса в данном учебном заведении, количестве мест в его общежитии, обучающихся в вузе иностранцах и выпускниках частных школ, а также приводят процент выпускников, получивших работу в первые полгода после вручения диплома.
Каждый год в Британии, где насчитывается свыше 260 высших учебных заведений, старшему из которых – восемь столетий, а младшему – без малого два года, составляются рейтинги, по которым можно определить, насколько высок класс преподавания в вузе той или иной специальности, а стало быть, насколько престижен полученный в его стенах диплом. В ответе на этот вопрос содержится зачастую прогноз будущего карьерного успеха выпускника университета, ибо британский работодатель руководствуется правилом: скажи мне, какой университет ты закончил, и я скажу, кто ты. Поэтому, ставя на успешную карьеру, желательно на этапе выбора университета попасть в “десятку”. Имеется в виду, в десятку престижнейших и сильнейших вузов страны. О первых двух гадать не приходится: традиционно, из десятилетия в десятилетие, к ним относятся университеты Кембриджа и Оксфорда. Оксфорд среди множества прочих прославленных и великих закончили Маргарет Тэтчер и Тони Блэр, ну а Кембридж, согласно рейтингу солидной “Файнэншл таймс”, – всегда первый. Вообще же состав первой лиги британских вузов на протяжении последних лет довольно стабилен. Так, например, в нем всегда можно встретить имя шотландского университета Святого Эндрю, где учится сегодня наследник британского трона принц Уильям, или известное во всем мире имя Лондонской школы экономики и политики, входящей в состав Лондонского университета, или прославленных Кингз Колледжа и Юниверсити колледжа все того же Лондонского университета.
Однако откуда можно узнать, “ху из ху” – кто есть кто в университетском мире Британии? Очень просто! Из общенациональных больших газет, таких, например, как “Таймс”, “Гардиан”, “Индепендент”, “Файнэншл таймс”.
Между тем получить более наглядное представление, где же наиболее качественно подготовят по выбранной специальности, можно из все тех же университетских справочников. Так, справочник “Какой университет?” содержит особый раздел по специальностям, преподаваемым в университетах. И в конце каждого подобного раздела публикуется рейтинг, именуемый “Teaching Quality Assessments”, иначе говоря “Оценка качества преподавания”.
Существует и еще один рейтинговый измеритель в британских университетах. Он именуется “Research Rating” (рейтинг исследовательской деятельности) и оценивает предметы и специальности уже не по уровню их преподавания в университете, а по уровню, на котором данный университет ведет по данному предмету исследовательскую работу. Последний рейтинг интересует не столько студентов, сколько аспирантов, так как, выбирая вуз для postgraduate study (аспирантуры), важно представлять, сколь широки возможности исследовательской деятельности в данном учебном заведении. Рейтинг RR также публикуется в университетских справочниках.
Ну а кто же “судьи”, составляющие эти рейтинги? До недавнего времени в Британии существовали три арбитражных института, оценивавших качество преподавания в вузах. Однако в 1996 году было решено систему отслеживания качества упростить, сведя три голоса к единому. Отныне главным арбитром, выставляющим баллы британским университетам, является Агентство по наблюдению за качеством обучения в высшей школе (The Quality Assurance Agency for Higher Education). Этот арбитр высшей школы весьма молод – агентство появилось на свет в 1997 году – и совершенно независим: не входя ни в правительственные, ни в какие-либо официальные образовательные структуры и являясь целиком и полностью самостоятельным, QAA ставит целью дать столь же независимую экспертизу качества обучения в высшей школе страны и соответствия этого качества существующим стандартам.
На чьи средства существует агентство? На взносы, поступающие от самих вузов, которые остро заинтересованы получить свое место в рейтинговом списке, а не остаться за его бортом и тем самым подорвать свою репутацию.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии