search
main
0

Кем в детстве была божья коровка? Урок в начальной школе на тему «Стадии развития насекомых»

Цели: – сформировать представление о жизненных циклах насекомых; – формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; – формирование готовности слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; – развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Образовательные ресурсы: детали модели развития насекомых, фрагмент урока школы «Кирилл и Мефодий», микроскоп, флешмодели из коллекции ЭОР.Ход урока1. Мотивирование к учебной деятельности Учитель: Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:Мы куколками спали, дремали мы, и вотЧехольчики с нас спали и сразу мы попали в весенний хоровод.Как белые клочочки, летаем мы втроем. Мелькают травки, кочки,Где крылья, где листочки – никак не разберем.О ком эти строки? К какой группе животных относится бабочка?Ответы учеников.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действииУчитель: Каких еще насекомых вы знаете? По каким признакам насекомые отличаются от других групп животных?Ответы учеников.Учитель: Я полностью с вами согласна, и сегодня на уроке мы расширим свои знания о насекомых и узнаем удивительные тайны их жизни. А у них, поверьте, их очень много. И вы, наверное, уже обратили внимание, что эти тайны вы будете открывать совместно, работая в группах. Думаю, что правила работы в группе вам уже знакомы.Кстати, а вы знаете, как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология. На языке древних греков насекомое называлось энтомос. Поэтому науку о насекомых и назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, – энтомологами. Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых-энтомологов и провести собственные исследования. Наш класс будет мини-лабораторией, а я, если вы позволите, буду научным руководителем этой лаборатории. И так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно,  быстро и организованно. А в конце урока за активную работу вам будут вручены значки юного исследователя, а ребята, которые проявят активность, ответственность, любознательность и другие важные качества исследователя, получат значок ученого-энтомолога. Но для того чтобы приступить к исследованию, необходимо определить его тему. И для этого я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кем я был в детстве».3. Проблемная ситуацияУчитель: Помогите взрослым животным узнать, кем они были в детстве. Образуйте пары взрослое животное  – кем оно было в детстве и соедините их. (Ученики составляют пары.) Ребята, а кем в детстве были бабочка, пчела или божья коровка? (Дети затрудняются в ответе.) Как вы думаете, почему не смогли найти точного ответа? (Недостаточно знаний.) В какую тему можно объединить эти вопросы? Кто из вас догадался,  какова тема нашего исследования? (О развитии насекомых, как происходит развитие.) 4. Формулирование темы и задач урокаНа доске появляются слова «Развитие насекомых». Тема исследования определена. Учитель: Как вы думаете, на какой вопрос необходимо получить ответ по теме «Развитие насекомых»? (Узнать, как появляются и развиваются насекомые.) Совершенно верно, это будет одна из задач нашего урока, которую мы будем решать. Скажите, а может ли окружающий мир обойтись без насекомых? (Нет.) Почему? (Ответы учеников.) А кто думает по-другому? Все ли насекомые полезные? (Ответы учеников.) Как вы думаете, что еще нам сегодня необходимо выяснить? (Какую пользу и вред наносят насекомые.)  В течение нашего урока мы должны решить эти две задачи.5. Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа)Учитель: А сейчас посмотрите вокруг. Как вы думаете, что нам поможет провести исследование и решить эти задачи, какими методами можно воспользоваться? (Прочитать о них, изучить, наблюдать за ними, присмотреться к ним поближе.)  Верно. А вот развитие каких насекомых вы будете исследовать, попробуйте  отгадать сами. У вас на столах лежат розовые конверты, откройте их и соберите картинку.1-я группа. Муха.2-я группа. Бабочка.3-я группа. Божья коровка.4-я группа. Пчела.Каждая группа имеет своего представителя насекомых. Самое главное в исследовании – умение все замечать, то есть наблюдать и записывать. Результатом вашей работы будет схема развития насекомого и оценка работы вашей группы по оценочным листам.6.  Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний (отчет групп о проделанной работе)1-я группа. Муха 1. Сколько этапов или, как говорят в науке, стадий развития проходит муха? Назовите стадии. 2. Расскажите, что рассмотрели под микроскопом. На какую крупу похожи яйца мухи? Где чаще всего муха откладывает яйца?3. В чем польза и вред этого насекомого? 4. Какие меры борьбы с этими вредителями мы можем использовать, чтобы не заболеть болезнями, которые переносят мухи?Ребята, вспомните, в какой сказке главной героиней является муха? Кто автор этого произведения? (Корней Чуковский «Муха-цокотуха».)  Какие еще насекомые встретились в этом произведении? К кому обращалась муха с такими словами?Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?2-я группа. Бабочка1. Сколько стадий развития бабочки вы установили? На какой стадии своего развития бабочка приносит вред? Почему? 2. А кто знает, как бороться с личинками бабочки – гусеницами? (Некоторые собирают гусениц руками, некоторые пользуются различными химикатами – специальными растворами, а можно использовать народное средство – 2 ст. ложки горчицы и соли, 1 чайную ложку черного перца развести на 10 литров воды и обработать (опрыскать) этим раствором растение.)3. Стадии развития какой бабочки вы рассматривали в мини-лаборатории? Какую пользу приносит эта бабочка? 4. Какую роль играют бабочки и другие насекомые в жизни растений?Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о том, как в природе происходит развитие бабочки.Сколько этапов вы увидели? Что происходит с бабочкой на 3-м этапе? (Окукливание.) Как вы думаете, какую функцию играет куколка в развитии бабочки?Вы увидели, как искусно бабочка откладывает свои яйца. Я предлагаю увидеть их под микроскопом. А вы знаете, что среди бабочек есть такие, которые откладывают яйца на своих любимых растениях? Где отложила эта бабочка свои яйца? (На капусте.) Как название этой бабочки? (Капустница.)А вот эта красавица отложила яйца на крапиве. Как вы думаете, какое у нее название? (Крапивница.)  Совершенно верно.Чтобы перейти к следующему представителю насекомых, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Каких насекомых вы увидели? Что о жизни пчел вы узнали из этого мультфильма? Как еще называют этих насекомых? (Общественные.) Я приглашаю представителей третьей группы, которые ознакомят нас с развитием пчел.3-я группа. Пчела    1. Итак, сколько стадий развития пчелы вы выявили? 2. Что происходит на 1-й и 2-й стадиях развития пчелы? 3. Как ведут себя пчелы? 4. В чем польза этих насекомых? А вред?Мед – это сладкая вязкая жидкость с приятным запахом (букетом), полученная медоносными пчелами из нектара цветков.Воск – клейкое вещество, из которого пчелы строят соты.Прополис – темное клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. Пчелы обмазывают прополисом стенки улья и заделывают щели. Прополис горький на вкус. Его используют в медицине и косметике.Перга – цветочная пыльца растений, собранная пчелами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими медом. Используется в медицине и косметике, а также в качестве пищевой добавки.4-я группа. Божья коровка1. К каким насекомым, вредным или полезным, вы отнесете божью коровку? Почему? Есть другие мнения?2. На какой стадии своего развития насекомые наносят вред?Учитель: Вы знаете, многие считают, что всех гусениц, мух,  жуков и других вредных насекомых необходимо уничтожить. Другие говорят, что этого делать нельзя. А как вы думаете, нужны ли природе насекомые? Ученики: Все насекомые нужны. Учитель: Молодцы, вы, конечно, правы. В природе все взаимосвязано, нет абсолютно полезных или абсолютно вредных насекомых. Уничтожив одних, мы погубим других. Надо просто знать, как можно бороться с насекомыми-вредителями, и мы сегодня об этом уже говорили на нашем уроке.ВыводСкажите, что объединяет наших насекомых? Перечислите их в той последовательности, как происходит развитие насекомых. Начинает 1-я группа – 1-я стадия, 2-я группа – 2-я стадия, 3-я группа – 3-я стадия и 4-я группа – 4-я стадия.Вернемся к нашим задачам. Как вы думаете, решили мы их? (Ответы учеников.)  Скажите, где в жизни вы можете применить знания и умения, полученные на уроке? (Эти знания важны полеводам, садоводам, фермерам, для того  чтобы бороться с насекомыми – вредителями растений и получать хороший урожай. Насекомых надо оберегать, так как многие из них занесены в Красную книгу.)Какие методы вы использовали на уроке для решения задач? Ответы учеников. Учитель: Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи. А сейчас я прошу оценить работу группы по оценочному листу.7. Рефлексия учебной деятельностиУчитель: Наше исследование подошло к концу. А  любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы  и не подведены итоги. Давайте вернемся к нашей игре «Угадай, кем я был в детстве». Так кем же в детстве были  бабочки, пчелы, мухи и божьи коровки?Проанализируйте свою работу, используя фразы (см. схему).Проведите самооценку.8. Итог урокаУчитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но наверняка этих знаний недостаточно, чтобы спокойно и уверенно сказать: «Я знаю о насекомых все». В старших классах ваши знания о насекомых будут углубляться и расширяться. Сегодня я хочу каждому из вас вручить значок «Юный исследователь», а ребята, которые взяли на себя ответственность выступить от группы, проявили любознательность, получают значок «Ученый-энтомолог».9. Домашнее задание  Найти насекомых, занесенных в Красную книгу Еврейской автономной области.​Лариса НАЗАРЧУК, учитель начальных классов средней школы села Птичник Еврейской автономной области, учитель года Еврейской автономной области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте