Если бы меня спросили об этом пять лет назад, то я бы не задумываясь ответила: «Стать великим психологом, зарабатывать огромные гонорары, семейного счастья, любящего мужа и двоих очаровательных малышей».
Окак наивны все студенты первого курса! Если бы мне задали этот же вопрос год назад, когда я уже практически оканчивала университет и собиралась впервые выйти на работу, то я бы, уже подумав, ответила: «Удовольствия от работы, реализации себя как психолога-практика, карьерного роста, достойной заработной платы, ну и, конечно же, семейного счастья, любящего мужа и двоих очаровательных малышей». Сейчас, проработав уже год в ДОУ, я вновь размышляю на эту тему.
В первом и во втором моих ответах прозвучали слова: самореализация, деньги, семья. Как психолог по образованию, не могу не отметить, что это распределение очень напоминает пирамиду потребностей. Деньги как витальная, первичная потребность, именно они обеспечивают удовлетворение базовых потребностей человека (в еде, воде). Второй уровень – потребность в семье. И высший уровень – потребность в самореализации, становлении личностной и профессиональной позиции. Однако я заметила, что у молодого специалиста происходит инверсия этой пирамиды. Самореализация, энтузиазм, желание работать – вот то, что занимает молодого специалиста. Заработная плата отходит на задний план. Семья остается на своем месте, посередине между материальными и личностными ценностями, у нее важнейшая роль, она присоединяется к одному из полюсов и определяет приоритеты. К сожалению, я часто вижу педагогов, у которых материальные ценности преобладают. Они не молодые специалисты, они люди со стажем. Неужели я, проработав несколько лет в образовательном учреждении, тоже стану такой: безразличной, пассивной, зависящий от материальных благ настолько, что буду требовать оплаты за каждую минуту переработки, за каждую частичку активности? Нет, я не хочу так жить, так работать. Однако вижу, что энтузиазм очень быстро спадает, когда сталкиваешься с проблемами системы образования, и витальные потребности выходят на первый план, а удовлетворять их нечем, так как заработная плата у педагогов низкая даже с учетом всех возможных надбавок.
Сейчас, в связи с изменением системы оплаты труда, нам обещают изменения: повышение заработной платы в соответствии с качеством работы. Мне кажется, что идея замечательная, вполне вероятно, что, начиная активно работать ради денег, педагоги вновь прочувствуют всю прелесть качественной, творческой работы с детьми, надеюсь, работа ради материального результата уступит место работе ради процесса. Ведь именно такую работу демонстрируют молодые специалисты.
В нашем ДОУ половина педагогов молодые специалисты. Поэтому можно наблюдать явное разделение педагогов на два «лагеря»: ориентированные на педагогический процесс и ориентированные на материальный результат. Несложно догадаться, что на процесс ориентированы именно молодые педагоги, а на денежные выплаты – педагоги с опытом. Мне кажется, что новая система оплаты труда поможет эти два «лагеря» уравнять между собой и объединить в одну команду. Главное, чтобы система работала, а стимулирующие выплаты действительно распределялись так, как было заявлено. Надеюсь, что так оно и будет.
Что касается самореализации, тот тут все сложно. С одной стороны, у педагога есть все возможности развиваться профессионально. Нам предоставляют возможность систематично обучаться, повышать свою квалификацию, приветствуют инновации в работе. С другой стороны, большая часть рабочего времени уходит на рутинную работу с документацией, а также на построение адекватной психологической системы в учреждении. Не секрет, что педагоги и родители не воспринимают психолога в детском саду или школе либо серьезно, либо считают некоторым «волшебником», который за один раз может решить все проблемы взмахом волшебной палочки. Увы, чтобы изменить это мнение и выстроить правильную систему психологического сопровождения, необходимо долгое время. Для этого нужно повышение профессионального мастерства, однако тогда на работу непосредственно с детьми и родителями остается не так много времени.
Часто в наших детских садах бывает так, что психолог работает на ставку, а у него около двухсот детей. Требования диктуют обязательное проведение мониторинга два раза в год (а иногда и чаще), обследование всех детей. Диагностика в большинстве случаев требует индивидуальной работы с детьми. Вот и получается, что по факту психолог занимается только обследованием, так как на развивающие занятия уже не хватает времени. А занятия проводить необходимо, поэтому психологи вынуждены находить на это время. Повышает ли эта гонка профессионализм? Нет! Она только снижает качество работы за счет сокращения времени.
Я надеюсь, что изменения в системе образования приведут к положительному результату, на эффективность новой системы оплаты труда, на компетентность и адекватность наших чиновников, на помощь и понимание методической службы, активность наших педагогов и желание родителей развиваться. Останется ли все это надеждой или перейдет в разряд ожидаемых событий, зависит от государства и от каждого из нас.
Комментарии