Выбор будущей профессии – одна из самых важных вех в жизни каждого человека. Лучше всего начинать делать этот выбор с дошкольного возраста. По словам Д.Б.Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека. Взрослый интересует дошкольника в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (врач, водитель и т. д.). Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать отношения в мире взрослых людей, – это сюжетно-ролевая игра. Предметом сюжетно-ролевой игры является взрослый, вступающий в определенные отношения с другими людьми и использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
В школе возникает новая структура этих отношений. По словам Гегеля, приход в школу – это приведение человека к общественной норме. Появляется новая ведущая деятельность – учебная. Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, фантазирует, каким он будет.Детям с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) очень трудно фантазировать, какими они будут. У них отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у данных детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные в наглядном виде. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Поэтому ребенка с речевой патологией не надо ограждать от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.Данный проект предназначен для получения информации о мире профессий младшими школьниками с ТНР через игровую деятельность. Его формы позволяют сделать смысл вещей для речевых детей более явными. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения. Она способствует созданию отношений между субъектами образовательного пространства, снимает напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях.Кроме этого, постоянно происходит активное общение со взрослыми: учитель привлекает школьников к разнообразной коллективной творческой деятельности, вместе с родителями организовывает встречи с людьми как с профессионалами в тех или иных сферах труда, проводятся экскурсии на предприятия.Цель данной работы – помочь младшим школьникам с тяжелыми нарушениями речи осуществить свой первичный профессиональный выбор.Задачи: 1. Развивать интересы и способности младших школьников с ТНР.2. Ознакомить учащихся с некоторыми профессиями.3. Формировать потребность детей в профессиональном самоопределении.4. Развивать коммуникативные навыки детей с ТНР.5. Формировать навыки исследовательской деятельности.6. Вызвать интерес и эмоциональный отклик родителей учеников к данной работе.7. Обогащать словарный запас учащихся, развивать навык связного устного высказывания, учить выслушивать других.8. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.9. Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям всех профессий.АктуальностьСистема профориентации – это всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Для детей с ТНР, кроме вышеперечисленного, это еще и реальная возможность получения трудовой подготовки. Отличие трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызвано необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях развития общества. Основными задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на предприятии.Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин имеет такие же права на труд, как и другие члены общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, социализацию. Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достижения этого – выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в младшем школьном возрасте.Практическая ценность разработкиВопросы проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения, изображены с помощью вопросов «Ромашки Блума». Это элемент технологии развития критического мышления. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Шесть лепестков – шесть вопросов:Простые вопросы – отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?». Цель этих вопросов – предоставление человеку возможностей получить обратную связь относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что…?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Детям необходимо научиться анализировать современный поток информации, уметь выразить свое отношение к ней, отвергать ненужную, то есть формулировать вопросы и находить на них ответы. Учащимся с речевой патологией это дается нелегко, но этому надо учить. В младшем школьном возрасте у детей с ТНР на первый план в структуре психического дефекта выходит недоразвитие абстрактного мышления. Мышление отличается конкретно-ситуативными суждениями, слабостью или невозможностью обобщений; выделение существенных признаков предметов и явлений возможно только с педагогической помощью.На первых порах формулировка вопросов может занять большое количество времени. Поэтому применяем визуальное оформление, помощь со стороны педагога и родителей. Также на стадии затруднения дети ищут ответы на вопросы, используя материал учебника, дополнительную литературу или другие источники информации.Структура проекта «Я и мир профессий»Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы:- подбирает для детей с ТНР второго класса разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность младших школьников;- организует профориентационные беседы;- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);- помогает школьникам проанализировать собственные достижения, осуществить свой первичный профессиональный выбор;- организует экскурсии учащихся на предприятия;- проводит родительские собрания по проблеме профориентации;- организует встречи учащихся с выпускниками школы, студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.Как говорилось выше, второклассники в данном проекте осуществляют свой первичный профессиональный выбор, опираясь на «Ромашку Блума». Кроме развития у детей с ТНР мышления, «Ромашка» помогает поэтапно осуществить первичный профессиональный выбор, выделить главное, вскрыть суть выбранного. Таким образом, дети учатся вначале с помощью педагога, а потом самостоятельно, ориентируясь на пример, формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с окружающими людьми. Этапы работы над проектом «Я и мир профессий»1. Выбор темы проекта. Постановка цели и задач.2. Беседы детей с учителем о мире профессий.3. Мир профессий в сказках.4. Посещение выставки «Плоды осени». 5. Проектная деятельность детей на основе мультфильма про Смешариков – «Выращивание лука в комнатных условиях».6. Посещение выставок изделий (изделия из овощей и фруктов; шоколадные изделия; глиняные игрушки; тряпичные игрушки, сделанные руками мастеров; выставка картин художников).7. Экскурсии на предприятия.8. Профессии моих родителей.9. Проектная деятельность детей «Кем быть?».10. Оформление проектной папки. В младшем школьном возрасте ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Это наблюдается не только у детей с речевой патологией, но и у ребят, которые развиваются в пределах нормы. Основная опора – на мультфильм «Смешарики». Рассматривая образы героев, дети учатся осознавать свои приоритеты, анализировать собственные достижения.Фрагмент внеклассного занятия на этапе работы по самоопределению с применением «Ромашки Блума», когда второклассники опираются на один из образов героев из мультфильма «Смешарики» – Копатыча.Учитель: Ребята, о каком герое «Смешариков» мы сегодня будем говорить, узнаете, угадав загадку: На грядке он трактор,В кровати – хропатыч.Узнали, кто это?Конечно… (Копатыч.)Верно, это Копатыч. Давайте с помощью уже знакомой нам ромашки ознакомимся с его деятельностью.Итак, читаем надпись на первом лепестке («Простые вопросы»).Переворачиваем лист, и один из детей зачитывает вопросы:- Кто такой Копатыч? (Копатыч – это медведь.) – Чем он занимается? (Он выращивает овощи и фрукты на своем огороде, ухаживает за ними. А еще у него есть пасека, разводит пчел.) Как называется его профессия? (Он садовод, овощевод и пчеловод.)Учитель: Переходим к следующему лепестку («Уточняющие вопросы»). Можно ли назвать Копатыча трудолюбивым? (Да, мы можем назвать Копатыча трудолюбивым.) То есть вы говорите, что считаете…? Вы действительно так думаете? (Да.) Ребята, что значит трудолюбивый? Это какой? (Любит свое дело, свой труд, то, чем занимается. Значит, он старательный, прилежный, работящий, не ленивый…) Если я правильно вас поняла, то можно сделать вывод, что Копатыч очень много трудится? (Да, Копатыч очень много трудится, устает, но кто, если не он, даст Смешарикам продукты? Поэтому и много трудится.)Следующий лепесток – «Объясняющие вопросы». Объясните, почему вы считаете или не считаете Копатыча трудолюбивым? (Ответы детей.)Ребята, мы уже выяснили, что он трудолюбивый, объясните, почему вы так считаете? (Главное занятие Копатыча – это уход за своими огородом, садом. Он сажает, поливает, пропалывает, опрыскивает. Любит сам изобретать и выращивать новые виды растений. Раньше всех Смешариков встает и позже всех ложится. Домик Копатыча похож на овощной магазин. Но есть у него еще одна забота – это пасека с его любимыми пчелами. Надо все успеть, чтобы накормить своих друзей.) Приведите примеры. (Дети вспоминают мультфильм и рассказывают сюжет, аргументируя свои ответы.)Молодцы! Переходим к следующим вопросам – «Творческие вопросы». Что бы изменилось в стране Смешариков, если бы не было Копатыча? (Дети высказывают свои мнения.) Представьте, что Копатычу срочно надо было бы уехать, например, в дальнюю страну на выставку, кто из Смешариков мог бы его на время заменить? (Ответы детей.)«Оценочные вопросы». У Копатыча бывают моменты, когда что-то получается хорошо, а что-то плохо. Почему так происходит? (Когда Копатычу не мешают работать, у него все получается хорошо. Бывает и плохое настроение, тогда и работать не очень хочется. Единственное, что может рассердить этого веселого медведя, – это сорняки и зеленые гусеницы! Но Смешарики всегда готовы прийти лучшему другу на помощь.) Как вы относитесь к деятельности Копатыча? (Ответы детей.)«Практические вопросы». Где вы в обычной жизни могли наблюдать такой вид деятельности, как у Копатыча? (У меня дедушка занимается пчелами. А у меня бабушка выращивает на огороде разные овощи и фрукты, ягоды. И я со своими родителями весной высаживаю семена в землю, из них вырастают огурцы, помидоры, лук и другие овощи, мы ухаживаем за ними, а осенью собираем урожай…)Ребята, а вы сами, самостоятельно хотели бы что-нибудь вырастить? (Да.) А что? (Ответы детей.) Сейчас на улице уже поздняя осень, может быть, что-то можно вырастить в домашних условиях? (Можно вырастить лук.) А давайте попробуем? (Да.)Далее ребята выполняют проект в рамках проекта «Выращивание лука в комнатных условиях».Данный фрагмент демонстрирует, что дети не просто вспоминают профессию садовода, овощевода, пчеловода, а осознают, что мастер должен владеть разнообразными специальными умениями и навыками, необходимыми для выращивания посадочного материала, ухода за растениями с учетом их роста и развития, обязан знать технологии хранения и простейшей переработки плодов и ягод, осознавать, что самым увлекательным в данной работе является получение новых растений, выведение новых сортов. Человек данной профессии становится здесь подлинным творцом. Этот путь доступен каждому мастеру, но, как и во всяком деле, требуется систематическая работа. И самое главное – он полезен для окружающих!Подобным образом происходят многие беседы в рамках данного проекта: и на основе примеров сказочных героев, и на основе примеров профессий родителей и близких учеников. Детям нравится формулировать вопросы и самим. Труднее всего учащимся с ТНР даются творческие, оценочные и практические вопросы. Хоть данная работа и трудна, но она и полезна тем, что дети лучше запоминают и понимают материал. И задают вопросы не только по данной теме, но и на других уроках, в самых разнообразных ситуациях.«Вопрос же, – считает профессор психологии Л.М.Веккер, – есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс». Следовательно, вопрос запускает познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеется в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.ЗаключениеПосле посещения выставок различных изделий, экскурсий на предприятия, расспросов о профессиях своих родителей дети начали задумываться: «А кем хочу быть я, когда стану взрослым? Почему мне нравится быть тем, кем я хочу? Какую пользу принесу окружающим?» Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. На некоторые свои вопросы ученики попытались ответить, опираясь на «Ромашку Блума», но возникли затруднения, и пришлось искать ответы в дополнительных источниках. Каждый ребенок провел проектную, исследовательскую деятельность под названием «Кем быть?», которая помогла младшим школьникам с тяжелыми нарушениями речи осуществить свой первичный профессиональный выбор.Прим. ред. Проект «Выращивание лука в комнатных условиях» и презентация к нему опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1124. Оксана КРЮЧКОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №10 города Рязани
Комментарии