Как школьнику выбрать профессию? Об этом шел разговор на одном из интересных августовских «круглых столов», посвященном профориентации в ИАЦ МДО.
На плечах учителя лежит огромная задача – не только повысить уровень знаний учащегося, научить его ими пользоваться, но и помочь с выбором дальнейшей сферы деятельности, где тот сможет полноценно применить полученные знания. Очевидно, что лишних знаний не бывает – рано или поздно появляется необходимость в том, что раньше казалось ненужным. Если каждый вспомнит свои школьные годы, то, думаю, перечень нелюбимых, «ненужных» предметов будет достаточно разнообразным. Несмотря на это минимальным объемом знаний обладает каждый. Однако в дальнейшем все равно происходит выбор дисциплин для углубленного изучения – у кого-то с первого класса, у кого-то в процессе обучения в школе, у кого-то в вузе. Сегодня в Москве достаточное количество общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Очевидно, что, отдавая ребенка в первый класс, родители уже изначально определяют профиль его обучения. С одной стороны, подобное решение зачастую обусловлено их беспокойством о будущем ребенка, его дальнейшей карьере и трудоустройстве. С другой стороны, у самого ребенка еще не сформировалось собственное мнение по этому поводу, и поэтому объективно оценить выбор родителей он не в состоянии. Примерно то же самое происходит и при выборе специализации в профессиональном учебном заведении. Подчас весь процесс обучения ребенка в средней школе направлен на его дальнейший выбор профессии. Объясняя материал, учитель должен выстроить урок таким образом, чтобы за 45 минут тот, у кого его предмет вызывает интерес, получил максимум информации, а отстающие восприняли новое. Задача достаточно сложная, учитывая, что при этом требуются индивидуальный подход к ребенку, воспитательное воздействие и учет психологических особенностей каждого. Поэтому сейчас больший объем работы по профессиональной ориентации возложен на психолога образовательного учреждения, который может помочь в поиске своего пути. Существует множество методик для определения профессиональных предпочтений учащихся и той сферы деятельности, которая ему наиболее близка. Однако это не означает, что по результатам исследования школьник обязан идти учиться по той специальности, наибольшие способности к которой у него выявили. Конечно, если учащийся проявляет больший интерес к каким-то предметам, то педагоги тоже уделяют этому ребенку больше внимания и могут порекомендовать углубленное изучение дисциплины при определенных способностях. Важно, чтобы школьник обладал не только способностями, но и желанием, что зачастую оказывает более сильное влияние. Более-менее самостоятельное мнение о собственной судьбе у школьника формируется примерно к 8-9-му классу. Об этом свидетельствуют и результаты опроса учащихся одной из школ о выборе будущей профессии. В 8-м классе лишь четверть учащихся имеют представление о том, чем они хотели бы заниматься в будущем. При этом к 10-му и 11-му классу процент таких учащихся увеличился до 48% и 65% соответственно, но даже в 11-м классе примерно четверть учащихся еще не выбрали будущую профессию. Это притом. что в скором времени предстоят выпускные экзамены и выбор дальнейшего места учебы. Однако, даже выбрав будущую профессию, школьник все равно еще не полностью представляет, что стоит за этим выбором, поэтому стоит уделить внимание тому, по каким именно критериям происходит этот выбор. Практически единодушно учащиеся 8-11-х классов отмечают интерес, зарплату и свои способности в конкретной области. Результаты опроса свидетельствуют, что каждый стремится найти ту сферу деятельности, которая бы была интересна и приносила хороший доход. Однако желаемое сочетание бывает не всегда найдено, поэтому часто приходится делать выбор в пользу чего-то одного. Главная задача профессиональной ориентации – помочь учащемуся выбрать правильный путь для построения собственной карьеры, объяснив, каким образом лучше это сделать. Эта работа должна быть выстроена системно. Очевидно, что дальнейшее обучение после школы желательно по тому профилю, который бы соответствовал будущему профилю работу. С другой стороны, сложно требовать от семнадцатилетнего школьника окончательного и правильного выбора на всю оставшуюся жизнь. Зачастую профессиональная ориентация нужна выпускнику вуза, а не только абитуриенту. Даже студенты, которые уже выбрали сферу своей деятельности, с удовольствием знакомятся с имеющимися возможностями профориентации. Сегодня по факту у молодых людей мало возможностей на практике оценить уровень своих способностей в той или иной сфере деятельности. По закону с 14 лет гражданину можно заводить трудовую книжку, однако организаций, которые готовы принять несовершеннолетнего на работу, не так много. Более того, если молодой специалист не всегда может найти работу даже не по специальности, то для несовершеннолетнего здесь еще сложнее. В этом отношении может быть выходом общественная деятельность, общественно полезный труд. Однако желающих попробовать свои силы на практике не так много. Кроме того, еще одна проблема при профессиональной ориентации учащихся – отсутствие системы во всей работе. Ведь помимо педагогов и психологов в образовательном учреждении большое влияние играет система дополнительного образования, в которой занято большинство учащихся, однако классный руководитель часто кроме того, что ребенок ходит на занятия по музыке в музыкальную школу, больше ничего не знает. Работа должна носить системный характер, ее нужно вести уже с первого появления ребенка в школе. На первом этапе закладываются базовые компетенции, по мере взросления постепенно переходят к профессиональным, логическим завершением должно быть обучение по выбранному направлению, овладение ключевыми компетенциями. Необходимо выстроить четкую линию работы по профессиональной ориентации начиная с начальной школы и заканчивая профессиональным образованием с привлечением всех субъектов образовательного и трудового процесса. Необходимо более конкретно определить механизм взаимодействия педагогов, психологов, родителей. Самым главным в этом должна быть работа с родителями, чтобы при их первом выборе образовательного учреждения для ребенка они руководствовались его интересами и способностями. В таком случае в обществе появится еще один самостоятельный человек, квалифицированный специалист и хороший сотрудник. Е.ОВСЯННИКОВА, член студенческого правительства Москвы, дублер руководителя Департамента образования
Комментарии