Цель программы – первичная профориентация учащихся выпускных классов начальной школы. На занятиях внеурочной деятельностью ученики начальных классов на примере своих родителей и одноклассников могут подробнее узнать о профессиях и получить ответы на интересующие их вопросы: что я знаю об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию.
Подробный рассказ о программе – в №46 «Учительской газете» от 17 ноября 2015 года.
Далее представлены контрольно-измерительные материалы.
ТЕСТ
«Ориентирование в мире профессий»
К названию профессии подберите ее описание.
1. Молоковар. 2. Кондитер. 3. Тестомес. 4. Ткач. 5. Закройщик.
6. Дизайнер. 7. Эколог. 8. Вышивальщица. 9. Кастелянша.
10. Гладильщица.
Например: «1 – С»
Условное
обозначение
А
Готовит из муки, воды и других продуктов полуфабрикат для изготовления хлеба
Б
Осуществляет выпуск продукции запланированной плотности, переплетения и качества
Специалист по подготовке деталей из ткани для пошива
Осуществляет учет постельного и другого белья в гостиницах, санаториях, домах отдыха
Придает одежде и белью после стирки привлекательный вид
Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки
Ж
Специалист по первичной обработке молока к употреблению
Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов
И
Изучает закономерности взаимодействия общества, человека и окружающей среды
Специалист по оформлению служебных и жилых помещений
Ключ: 1 – Ж; 2 – З; 3 – А; 4 –Б; 5 – В; 6 – К; 7 – И; 8 – Е; 9 – Г; 10 – Д
«Как я ориентируюсь в мире новых профессий»
В мире появляется много новых профессий. Проверьте себя, знаете ли вы их. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Заполните лист ответов.
1. Логист:
a. тот, кто занимается логикой;
б. специалист по организации транспортировки продукции;
в. организатор конференций и научных саммитов.
2. Веб-мастер:
a. тот, кто работает на компьютере;
б. разработчик программ;
в. разработчик проектов сайтов.
3. Маркетолог:
a. тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
б. специалист по изучению рынка;
в. тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрайзер:
a. тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
б. фанат, которого нанимает звезда;
в. специалист, изучающий пути развития предприятия.
5. PR-агент:
a. тот, кто связан с политикой;
б. специалист по рекламе и связям с общественностью;
в. посредник между организациями и людьми.
1. – б
2. – в
3. – б
4. – а
5. – б
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Задание: на листе бумаги нарисуй яблоко, какое угодно и как угодно.
Интерпретация теста
«Определение качеств личности»
Яблоко круглое, как мячик – самопогруженность, невнимательность к окружающим.
Яблоко, сплющенное по полюсам – общительность, хороший характер, уступчивость.
Яблоко вытянутое – склонность к анализу, некоторая заторможенность мышления.
Яблоко похожее на ягодицу – лень.
Яблоко лежит на боку – склонность к сомнению, нерешительность.
Яблоко ровное, симметричное – прямолинейность.
Яблоко в разрезе. Видны косточки – любите докопаться до сути, найти причины, первоистоки.
Яблоко большое – уверенность в себе.
Яблоко маленькое – низкая самооценка.
Яблоко «приклеилось» к низу листа, с подставкой – практичность, деловитость.
Яблоко с плодоножкой – веселый характер, чувство юмора.
Яблоко с выделенными волосками с другого полюса от плодоножки – чувственность.
Яблоко с листиком, червячком – изобретательность, при этом возможна вспыльчивость характера.
Тест «Зачем нужен труд»
1. Можно ли прожить всю жизнь, не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была…
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
Тест «Какая это профессия?»
1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
– художник
– оформитель
– маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
– печет хлеб
– выращивает хлеб – 1 балл
– сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
– строитель
– чертежник
– архитектор – 1
4. Представитель какой профессии лечит животных?
– врач
– животновод
– ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 20 и более баллов.
Средний уровень – 15-19 баллов.
Низкий уровень – 14 и менее баллов.
АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ»
1. Прочитайте внимательно следующие высказывания. Напротив каждого из них проставьте цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности.
(0 – вовсе нет, 1 – может быть, 2 – верно, 3 – совершенно верно.)
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)
Обслуживать людей
Заниматься лечением
Обучать, воспитывать
Защищать права
Управлять людьми
Управлять машинами
Ремонтировать оборудование
Обрабатывать материалы, изготавливать различные вещи
Заниматься строительством
Собирать и налаживать технику
Производить расчеты и вычисления
Перерабатывать информацию
Обрабатывать тексты и таблицы
Работать с чертежами, картами, схемами
Принимать и передавать сигналы и сообщения
Заниматься художественным оформлением
Рисовать, фотографировать
Создавать произведения искусства
Выступать на сцене
Шить, вязать, вышивать.
Ухаживать за животными
Заготавливать продукты
Работать на открытом воздухе
Выращивать овощи и фрукты
Иметь дело с природой
Работать руками
Выполнять решения
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать и копировать
Получать конкретный практический результат
Воплощать идеи в жизнь
Работать головой
Принимать решения
Создавать новые образцы
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать.
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать.
2. Прочитайте внимательно следующие высказывания. Напротив каждого из них поставьте цифру, соответствующую степени вашей способности заниматься тем или иным видом деятельности.
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками)
Знакомиться с нужными людьми
Быть чутким и доброжелательным
Выслушивать людей
Разбираться в людях
Хорошо говорить и выступать публично
Искать и устранять неисправности
Использовать приборы, машины, механизмы
Разбираться в технических устройствах
Ловко обращаться с инструментами
Хорошо ориентироваться в пространстве
Быть сосредоточенным и усидчивым
Хорошо считать в уме
Кодировать информацию
Оперировать знаками и символами
Искать и исправлять ошибки
Разбираться в литературе, искусстве
Петь, играть на музыкальных инструментах
Сочинять стихи, писать рассказы
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
Разбираться в животных и растениях
Бороться с болезнями, вредителями
Ориентироваться в природных условиях
Разводить животных или растения
Работать на земле
Быстро выполнять указания
Точно следовать инструкциям
Работать по заданному алгоритму
Выполнять однообразную работу
Соблюдать правила и нормативы
Создавать новые инструкции и давать указания
Принимать нестандартные решения
Легко придумывать новые способы деятельности
Брать на себя ответственность
Самостоятельно организовывать свою работу
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку предмет труда:
«человек – человек»
«человек-техника»
«человек – знаковая система»
«человек – художественный образ»
«человек – природа»
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку характера труда:
А) исполнительские,
Б) творческие.
Подсчитайте количество баллов в каждой группе из пяти суждений и запишите эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений;
В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Если ваши склонности относятся к той же группе профессий, что и способности, то это говорит о том, что вам нравится делать то, что вы умеете делать.
Если же нет четко выраженных склонностей и интересов, то тогда стоит обратить большее внимание на вашу оценку способностей.
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
1. Для чего нужно трудиться?
2. Какова цель труда?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии самые нужные людям?
5. Какие профессии самые сложные?
6. Какой труд сложнее: умственный или физический?
7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
8. Нужно ли любить свою профессию?
9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
11. Как ты учишься?
11. Твое любимое занятие в школе и дома.
12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
13. Что ты читаешь?
14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст]/А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. – №1. С.6-13.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. – СП «Юнисам», 1985.
4. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011)
5. Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. – Кемерово, 1996.
6. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. – Ярославль, 2003.
7. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. – Новосибирск, 1994.
8. Кугач А.Н. Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль, 2004.
9. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах [Текст] / Е.П. Левитан. – М.; «Педагогика-Пресс», 1981.
10. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
11. Психология развивающейся личности [Текст] / сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
12. Разумихина, Г. Будь, пожалуйста, счастлив! [Текст] / Г. Разумихина. – М., 1990.
13. Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. – М.; 2000.
14. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
15. Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. – М: «Вако», 2004
В прикрепленном файле – методическое сопровождение: методические разработки, игры, викторина, загадки и так далее.
Марина Бочарова, учитель начальных классов средней школы № 19 с углубленным изучением отдельных предметов города Черногорска Республики Хакасии
Комментарии