search
main
0

Казни с судом, а не с яростью . Тема «Преступление и наказание», 10-й класс

Юридическая ответственность и ее принципы. Когда человек совершает правонарушение, то вслед за этим появляется основание для наступления ответственности.

Юридическая ответственность – применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения в установленном законом порядке. Ее основной целью является охрана правопорядка с помощью государственного принуждения и предотвращение правонарушений в будущем. Отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права. Оно состоит во взыскании причиненных убытков, уплате неустоек, возложении обязанности устранить нарушенные права других лиц, карательных мерах (лишении свободы), административном штрафе, дисциплинарном взыскании.

Выделяют четыре основных вида юридической ответственности:

– уголовная (наступает только при совершении преступления и прекращается по отбытии осуждения, в случае амнистии или помилования, наказание назначается только судом, среди них основными являются – лишение свободы, штраф, исправительные работы, конфискация имущества);

– административная (наступает за административные правонарушения и может повлечь за собой предупреждение, штраф, конфискацию орудия совершения проступка, лишение специальных прав, исправительные работы, эти меры не влекут за собой судимости);

– дисциплинарная (за нарушение трудовой дисциплины в форме замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы, исключения из института);

– гражданско-правовая или гражданская (всегда имущественная ответственность, даже компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме через выплату компенсации).

Максимальный срок лишения свободы, установленный УК РФ, – 25 лет в качестве отдельного срока или 30 лет – по совокупности нескольких статей. Смертная казнь не отменена, но является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления и может быть заменена пожизненным заключением.

Иногда отдельно выделяют материальную – за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации со стороны их служащих при исполнении трудовых обязанностей.

Применение всех видов юридической ответственности основывается на ряде принципов:

1. Принцип законности – ответственность наступает только за запрещенные законом деяния; закон, усиливающий ответственность, не имеет обратной силы, а смягчающий – имеет, привлечение правонарушителя к ответственности должно происходить в течение срока давности.

2. Принцип справедливости – соответствие наказания общественной опасности деяния, недопустимость уголовных наказаний за проступки, возмещение причиненного вреда, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление.

3. Принцип неотвратимости – ни одно правонарушение не должно оставаться незамеченным и ненаказанным.

4. Принцип индивидуальности – учет особенностей лица, совершившего правонарушение, обращение внимания на смягчающие и отягчающие обстоятельства.

5. Принцип гуманизма – меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Для уголовной ответственности особую важность имеют состязательность процесса (наличие обвинения и защиты в лице адвоката и прокурора) и презумпция невиновности (виновность человека доказывается вступившим в силу приговором суда, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неясности и сомнения толкуются в пользу обвиняемого).

Понятия права, правонарушения и ответственности неразрывно связаны между собой, так как основной целью права является защита общества в целом при всем многообразии его сфер жизни, интересов отдельных групп, многочисленности столкновений и конфликтов. Обычно люди вспоминают о праве только в связи с принуждением и наказаниями за уголовные преступления. Однако не следует забывать, что любой человек ежедневно сталкивается с правовыми нормами – на улице, в магазине, в школе и даже у себя дома.

Юридическая ответственность несовершеннолетних

К сожалению, законы нарушают не только взрослые люди, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то особенным. До 18 лет все лица с правовой точки зрения признаются малолетними (до 14 лет) или несовершеннолетними (с 14 лет). В нашей стране уголовная ответственность наступает с 14 лет, но существуют некоторые особенности при назначении им наказаний. Например, штраф может быть назначен только при наличии у совершеннолетнего самостоятельного заработка, а обязательные работы назначаются только в свободное от учебы или основной работы время (до 15 лет – до 2 часов в день, до 16 лет – до 3 часов).

В целом закон старается смягчить наказания для несовершеннолетних – во время следствия их допросы не могут производиться без участия законных представителей (родителей, попечителей или преподавателей школы), не допускается отбытие наказания осужденного несовершеннолетнего вместе со взрослыми преступниками (для них существуют отдельные колонии), административная ответственность, в отличие от уголовной, наступает только с 16 лет, судимость несовершеннолетнего не учитывается в дальнейшем, лишение свободы может назначаться только сроком до 10 лет, несовершеннолетние не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению. Некоторые послабления суд может делать и при вынесении наказания совершеннолетним до 20 лет. А вот преступления против несовершеннолетних, наоборот, получают наиболее строгую оценку закона.

Почему, на ваш взгляд, отбытое несовершеннолетним наказание не считается в дальнейшем судимостью с точки зрения закона? Считаете ли вы это справедливым? Почему?

Вместе с тем предусматриваются и меры воспитательного воздействия. Они также перечисляются в уголовном законодательстве. К ним относятся:

– предупреждение (разъяснение последствий повторного поступка);

– передача под особый надзор родителей, заменяющих их лиц или особого государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних);

– обязанность загладить причиненный вред (при наличии у несовершеннолетнего материальных или физических возможностей);

– ограничение досуга (запрет на управление транспортным средством, ограничение времени пребывания вне дома, запрещение выезда в другую местность без разрешения государственного органа).

Является ли мера воспитательного воздействия в виде ограничения несовершеннолетнему выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа нарушением права на свободу передвижения? Почему? В каких случаях можно прибегать к этой мере или она вообще недопустима?

Проблема смертной казни

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и, руководствуясь принципами этой организации, ввела мораторий на исполнение смертной казни. Вместе с тем принятый в 1997 г. Уголовный кодекс допускает применение такого наказания, хотя и с возможной заменой пожизненным заключением. Пока наша страна последовательно придерживается принципа замораживания смертных приговоров.

В обществе это решение воспринимается неоднозначно. Многие россияне считают, что в связи со сложившейся тяжелой криминогенной ситуацией, разгулом преступности, несовершенной тюремной системой необходимо вернуться к практике смертной казни, чтобы страх перед наказанием был сдерживающим фактором для потенциальных убийц. С другой стороны, раздаются голоса о несовершенстве судебной системы и возможности ошибки, которая будет роковой после исполнения смертного приговора, а также о праве человека на жизнь и безнравственности «узаконенного государственного убийства».

Спор этот не является новым. Еще в древности ученые, политики, мыслители высказывали противоположные точки зрения. В китайской книге «Изречения» приводится эпизод, связанный с Конфуцием. У него спросили: «Что, если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?». Конфуций ответил: «В ваших руках бразды правления, зачем же вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель – ветер, у малых же людей она – трава; склоняется трава вслед ветру».

А вот позиция другого знаменитого мыслителя древности грека Демокрита: «Для каждого должно быть позволено безнаказанно убивать всякого разбойника и пирата; это убийство должно остаться безнаказанным независимо от того, совершено ли оно по собственному желанию, или по наущению, или по решению суда».

Обратившись к опыту современных демократических государств, мы также не найдем однозначного ответа. Во многих странах Европы смертная казнь отменена как несовместимая с главным правом человека – на жизнь. В США эта мера наказания продолжает существовать и пока нет предпосылок к ее отмене в ближайшее время.

Существует множество аргументов как у сторонников, так и у противников этой меры наказания. Первые приводят следующие основные аргументы: справедливое наказание за убийство («око за око, зуб за зуб»), экономия государственных средств («содержание заключенных дорого обходится государству»), предотвращение будущих преступлений («страх – лучший сторож»), опасность ухода от ответственности («несовершенство современной российской системы тюрем приводит к многочисленным побегам, в первую очередь наиболее опасных преступников»). Вторые возражают: «возможна судебная ошибка», «никто не имеет права лишать человека жизни, даже государство», «казнь приводит к нравственному упадку в обществе», «опыт показывает, что страх смерти далеко не всегда способствует снижению преступности».

Какой точки зрения по проблеме смертной казни придерживаетесь вы? Почему? Проведите обсуждение проблемы в классе. Найдите дополнительный материал по проблеме смертной казни.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные причины совершения преступлений?

2. Что такое правонарушение?

3. Каковы основные признаки правонарушения?

4. На какие виды можно разделить все правонарушения?

5. Чем проступки отличаются от преступлений и какими они могут быть?

6. Является ли опоздание на урок проступком?

7. За какие преступления наступает юридическая ответственность для несовершеннолетних?

8. Каковы основные виды юридической ответственности?

9. На каких принципах основана юридическая ответственность?

10. В чем особенности юридической ответственности несовершеннолетних?

Задания для обсуждения

1. Проведите небольшой социологический опрос среди сверстников, родных и близких, знакомых по проблеме смертной казни. Сформулируйте предварительно 4-5 вопросов. Проанализируйте ответы и сделайте собственные выводы.

2. Прочитайте высказывания. С каким из них вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Аргументируйте собственную позицию.

Марат Ж.П.: «Если соразмерять преступления с наказаниями является делом справедливости, то следить за тем,чтобы они никогда не были жестокими, является делом человечности. Поэтому-то самые мягкие наказания предпочтительны, когда они достигают цели. Карая виновного, правосудие должно не столько искать отмщения за попранный закон, сколько сдерживать тех, кто мог бы соблазниться его попранием».

Шан Ян: «Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания».

Л.Н.Толстой: «Накладывать наказание – все равно что греть огонь. Всякое преступление несет всегда с собой и более жестокое, и более разумное наказание, чем то, которое могут наложить люди».

Сумароков А.П.: «Казни убийц ради образца нужны, но истина и человеколюбие не образца единаго, но и отмщения требуют. Отмщение есть грех, говорят; но и Бог беззакония мститель; а светский суд подражает божиему; так наказание и отмщение едино: я не говорю о насилии отмщения, но об отмщении по правосудию не для образца только; но и для удовлетворения оставшим после убиеннаго, ради утоления их чувствительности».

3. Проанализируйте сводку происшествий за день. Каковы наиболее распространенные причины нарушения законов? Как их можно было бы предотвратить?

4. Является ли очень хорошее знание законов гарантией того, что человек не станет совершать преступления? Почему?

5. Рассмотрите следующие ситуации и ответьте на вопросы.

А. Девятиклассники А. и Б. одолжили деньги своему знакомому В. Прошло некоторое время, а В. не спешил отдавать долг. Каждый раз он называл новые обстоятельства, по которым не мог вернуть деньги. Тогда А. и Б. предложили В. поиграть после школы в заброшенном доме. Они заранее приготовили замок и во время игры заперли В. в одной из комнат, а сами отправились домой, оставив «пленника» взаперти до вечера. Родители В., не дождавшись его из школы, обратились в милицию.

Является ли поступок А. и Б. правонарушением? Рассмотрите ситуацию с юридической точки зрения. Почему, на ваш взгляд, произошел инцидент? Можно ли было его предотвратить?

Б. Директору школы позвонили по телефону и сообщили о том, что в здании находится бомба. Однако он был уверен в злой шутке школьников и отдал распоряжение продолжить занятия. Кроме того, был определен номер телефона, по которому звонили в школу. Директор на следующий день вызвал подозреваемых учеников в свой кабинет и добился от них признания, используя угрозы. Ребят сразу же исключили из школы, при этом отказав им в выдаче документов о прохождении учебы с начала учебного года. На общем собрании директор назвал виновных уголовниками.

Чьи права нарушались в данной ситуации? Кто нарушал права и какие из них? Как может быть квалифицирован звонок школьников с юридической точки зрения?

6. Может ли плохая оценка, поставленная учителем, квалифицироваться как доведение до самоубийства?

7. Могут ли несовершеннолетнему запретить посещение дискотеки?

8. Обсудите в группе приведенные ниже высказывания. С мыслями кого из авторов вы могли бы согласиться, а с кем поспорить? Почему?

Б. Франклин: «Законам слишком мягким редко повинуются; законы же слишком суровые редко приводятся в исполнение».

Л. Вовенарг: «Суровость закона говорит о его человеколюбии».

«Строгий закон виновных творит». (Рус. посл.).

Сенека: «Разумный человек наказывает виновного не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».

Г. Бакл: «Общество готовит преступление, преступник совершает его».

Ж.П.Сартр: «В мире нет чужого зла. Все люди одинаково виноваты в его существовании».

«Где все виноваты, там никто не виноват». (Рус. посл.).

Д. Гарфилд: «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить».

Вольтер: «Кто прощает преступление, становится его сообщником».

Периандр: «Наказывай не только за проступок, но и за намерение».

Темы домашних сочинений

Проблема преступности в современной России и возможные пути ее решения.

Подростковая преступность.

Человек и закон.

Проблема смертной казни.

Правовая культура и пути ее повышения.

Российское законодательство о мерах по борьбе с наркоманией.

В записную книжку

«Вора миловать – доброго погубить». (Народная пословица).

«Лучше виновного простить, чем невинного карать». (Народная пословица).

«Казни с судом, а не с яростью». (Народная пословица).

«Наказанный преступник – это пример для всех негодяев; невинно осужденный – это вопрос совести для всех честных людей». (Ж. Лабрюйер).

«Преступление должно тушить скорей, чем пожар». (Гераклит).

«Закон суров, но это закон». (Латинская пословица).

Словарь

Преступление, проступок, правонарушение, юридическая ответственность, смертная казнь.

Окончание. Начало в № 4

Андрей ИОФФЕ; Ольга КИШЕНКОВА, кандидаты педагогических наук

.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте