Первый и главный выбор современного учителя – оставаться в профессии, несмотря ни на что. А ведь есть множество альтернативных вариантов: можно уйти с головой в репетиторство, дающее большие деньги при меньшем количестве усилий по сравнению с обычной школьной жизнью; можно уйти работать в вуз – студенты куда менее требовательны, не обязательно выстраивать личные отношения с каждым. А уж менеджерских позиций пруд пруди: хороший учитель может быть успешен в очень многих профессиях. В этом смысле свободы много. Что же мешает выбрать более легкий путь? Может быть, ответственность? Но перед кем: перед обществом, перед собой, перед Богом?
Ответственность перед современным обществом? Для меня более важна ответственность перед самим собой, перед судьбой, перед будущим. Поэтому вопрос «почему я учитель?» сам собой превращается в ответ «потому что не могу иначе». Пробовал уйти – пока не получается. В школе я на своем месте. А что это значит? Что дает? К чему обязывает? Сколько времени и сил забирает?Школа при серьезной работе требует всего человека целиком: все его время, все его ресурсы. Можно работать и по-другому, но только радости такой процесс приносит мало и учителю, и ученикам. А если вкладываешь себя в работу целиком, проявляется ответственность перед семьей: в школе даришь то же самое, что должен отдавать дома, – свое тепло. Хватит ли на всех? Для меня это проблема – постоянный колебательный процесс: уменьшаю в школе свое присутствие, в семье становится лучше, а учебные дела проседают; начинаю больше внимания уделять школе – страдают жена и дети. Баланса в обозримом будущем я не вижу: нужно раздвоиться, чтобы в полной мере успевать проживать жизнь дома и в школе.Школа обязывает. Быть интересным, живым, развиваться, думать о школе во внеурочное время – эти траты нередко составляют большую часть жизни учителя. Узнавать новое, чтобы быть новым, а иначе процесс общения станет для ребят неинтересным, ведь такого меня, каким был вчера, они уже видели.Школа дает. Точнее, не так: щедро дарит! Дарит необычные ситуации, не всегда приятные, но всегда живые! И надо реагировать быстро, остро! Быть живым, как дети!Что сложно? Хочется больше общаться, а нужно донести идеи, программу, приходится постоянно искать компромисс между общением, разговорами о жизни и непосредственно математикой. Иногда охватывает сожаление: что мы знаем друг о друге? Я о них, они обо мне? Знаем, конечно, кое-что, но бесконечно мало по сравнению с тем, что хотелось бы знать. Почему у ученика сложности? Поговорить бы. Но надо бежать и ему, и мне: уроки, домашние, самостоятельные, контрольные. Есть и дополнительные возможности: время перемен, до уроков, после уроков – сладкий кусочек школьной жизни – без плана, без задачи, как пойдет.Выбора и свободы много: каждый день, каждый урок происходят миллионы выборов – слов, поведения, тем, реагирования – и немедленный, живой ответ, который невозможно не заметить, голосуют вниманием, любовью, успехами в предмете. Именно этот ответ и порождает ответственность, ведь ученики – зеркало учителя, и в этом зеркале так хочется видеть прекрасный мир совместного познания и творчества.Сергей БУШИН, учитель математики лицея «Вторая школа»
Комментарии