search
main
0

Каждый ученик – личность

Этому правилу Любовь Боровских следует всю жизнь

Любовь Константиновна Боровских – учитель русского языка и литературы Гимназии города Кириши, председатель территориальной организации Киришского района Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования, отличник просвещения Российской Федерации, отличник образования СССР, почетный учитель Ленинградской области, победитель конкурса «Лучшие учителя России», награждена медалью «Учитель Великой России». В 2023 году Любовь Константиновна стала почетным гражданином Ленинградской области. Среди всех этих званий она, конечно, выделяет главное – учитель. А как же иначе, в школе наша героиня проработала более 50 лет! Ее жизненная и педагогическая история перед вами.

 

Любовь БОРОВСКИХ со своими учениками

– Любовь Константиновна, как вы пришли в педагогику?

– Небольшой военный городок на Крайнем Севере, маленькая начальная школа и замечательная учительница, красивая, молодая, умеющая со вкусом одеваться. Почти все как в фильме «Уроки французского» режиссера Евгения Ташкова. С кого еще брать пример, как не с нее?

В военном городке женских профессий, кроме учительницы, не было. Поэтому самодельные маленькие тетрадки, дневнички, куклы-ученицы – так начала реализовываться моя мечта.

Почему именно филология? На Севере очень сильные морозы, и пока чернильницы на печке оттаивали, мы все читали и занимались устным счетом. Отсюда огромная любовь к чтению (с устным счетом тоже все в порядке).

Позже увлеклась и английским языком, были мысли связать свою профессию с этим направлением. Но нисколько не пожалела, что русская филология стала любимым делом: такое все родное, близкое, понятное! Были поездки старшеклассников в гимназию города-побратима Иисалми в Финляндии, пять обменных групп по программе «Диалог культур». Наши ученики совершенствовали английский язык и осваивали азы финского языка, а финские школьники практиковались в русском.

Глядя на взаимоотношения учащихся, понимали, как здорово, говоря словами Владимира Маяковского, «жить единым человечьим общежитием».

– Помните ли свой первый урок?

– Свой первый урок, наверное, помнит каждый учитель. Моя педагогическая деятельность началась раньше, чем я получила диплом. Уже на 3‑м курсе нас, студенток-отличниц, отправили работать на всю 3‑ю четверть в школы Карелии, где не хватало учителей.

Большой поселок лесозаготовителей, школа на 600 учащихся, просторная комната для молодых учительниц из разных уголков страны, которые работали по распределению. Атмосфера дружбы, творчества, взаимопомощи и, конечно, очень серьезной работы. Отчасти эти воспоминания очень похожи на фильм «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина.

А когда после окончания Карельского государственного педагогического института в 1971 году я начала работу в школе, которую сама окончила, рядом были любимые учителя. Они помогали советами, посещали уроки, вместе мы проводили интересные внеклассные мероприятия.

Я вспоминаю, что именно 50 лет назад, в далеком 1973 году, я выпустила свои первые три класса одиннадцатиклассников. И до сих пор, когда приезжаю в этот небольшой городок на севере Карелии на встречи со своими одноклассниками (40, 50, 55 лет), мы встречаемся и с моими бывшими учениками, со многими из которых теплые человеческие отношения.

Отработав на Севере 5 лет и выйдя в декретный отпуск, я приехала к своим родителям в город Кириши Ленинградской области, так как мой муж, штурман дальнего плавания, уходил в море из Мурманска на многие месяцы. Так с 1976 года Кириши стал любимым городом, здесь родились мои (теперь уже взрослые) дети.

С 1977 года я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе средней школы №4 города Кириши, которая вскоре стала гимназией, а с 1982 года по 2009 год – заведующей методическим отделом комитета по образованию. Это были интересные годы, насыщенные работой: творческие конкурсы «Учитель года», «Школа года», педагогические панорамы, мастер-классы, внедрение в практику лучших инноваций и, конечно, работа с молодыми учителями. Кстати, многие руководители ОУ и педагоги в нашем районе – выпускники школ Киришского района. Вся эта большая целенаправленная творческая работа дала результаты: в 2009 году мы стали победителями регионального конкурса методических служб.

И в том же году я приняла решение быть просто учителем, хотя все годы работы в комитете преподавала русский язык и литературу в старших классах. Мы с учениками не только учились, но посещали литературные места Санкт-Петербурга, Ленинградской области и много путешествовали.

Это все складывается, когда учитель любит то, что он преподает, и, главное, тех, кому он преподает. Работая в школе 52 года, я четко это поняла. Наверное, в этом и заключается главный успех учительской профессии. Каждый ученик – личность, которую надо уважать, заинтересовать, увлечь. И предметы, которые я преподаю, предоставляют прекрасную возможность это сделать. Русский язык и литература не только дают предметные знания, но и играют огромную воспитательную роль. Например, говоря о лексическом значении, как не вспомнить слова Сергея Есенина, поистине народного поэта: «Россия – какое красивое слово: и роса, и сила, и синее что-то»! А дальше, основываясь на исторических фактах, используя художественно-изобразительные средства языка, наполняем конкретным содержанием это высказывание. И такие приемы интегрированных подходов к изучению литературы с русским языком, музыкой, изобразительным искусством, историей, МХК дают свои результаты. Ученики действительно убеждаются, что литература – это отражение жизни, это человековедение.

Конечно, современные школьники не очень любят читать классику, но в этом и состоит задача учителя – показать и доказать, что проблемы, поднятые в классической литературе, вечные: «скрытая теплота патриотизма» (Лев Толстой), героизм, доблесть, честь, благородство, достоинство, настоящие любовь и дружба, отношения родителей и детей и многое другое. Литература задает много вопросов, и герои произведений отвечают на них. Поэтому воспитательный потенциал очень важен в преподавании литературы. Особое место занимает тема Великой Отечественной войны, которая мне очень близка, так как мои родители, дяди, дедушка воевали и, к счастью, вернулись с войны.

Все мои ученики 5-11‑х классов каждый год пишут сочинения, читают стихи и прозу о войне. Я хочу, чтобы они понимали, что «эта память – наша совесть, она, как воздух, нам нужна». И конечно, в преподавании литературы большую роль играют экскурсии, просмотр и обсуждение театральных спектаклей, экранизаций литературных произведений, тесная связь с библиотекой.

В течение нескольких лет я провожу занятия электива и защиту проектов учащихся по теме «Литературное краеведение», которые помогают лучше знать литературный материал.

Конечно, работая в Гимназии города Кириши Ленинградской области, я активно участвую во всех мероприятиях, проводимых в районе: круглых столах, мастер-классах, семинарах, конкурсах, педагогических панорамах, открытых уроках. Мои учащиеся показывают хорошие результаты на ЕГЭ и олимпиадах.

– Любовь Константиновна, вы многие годы являетесь профсоюзным лидером…

– Кроме профессиональной деятельности я активно участвую в общественной жизни города и области, более 20 лет я председатель территориальной организации Профсоюза работников образования, член коллегии Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, член Общественной палаты администрации Киришского района и регионального штаба Общероссийского народного фронта, член Совета ветеранов Киришского района, а также участвую в работе других комиссий. Во всей этой деятельности я, конечно, чувствую большую ответственность, стараюсь позитивно решать насущные вопросы.

А высокое звание «Почетный гражданин Ленинградской области» обязывает еще серьезнее, ответственнее нести свою миссию и, говоря словами русского поэта Николая Некрасова: «Сеять разумное, доброе, вечное».

 

Наталья АЛЕКСЕЕВА

 

К опыту – с почетом

Ленинградская земля славна замечательными педагогами. Многие из них удостоены высоких наград и званий. Например, в регионе два народных учителя России: Зоя Георгиевна Найденова и Виктор Яковлевич Башмаков. Также 132 педагогам Ленинградской области присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Есть в 47‑м регионе и свой нагрудный знак – «Почетный учитель Ленинградской области». Звание утверждено по инициативе губернатора региона Александра Дрозденко в 2010 году, в Год учителя, в целях развития творческого и профессионального потенциала преподавателей Ленинградской области, повышения их социального престижа и статуса профессии. Звание присваивается персонально пожизненно гражданам Российской Федерации, проработавшим в системе образования Ленинградской области более 20 лет и имеющим большие профессиональные достижения. На сегодняшний день высокой региональной награды удостоены 36 человек.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте