Отношение к Родине у любого человека всегда эмоциональное. Первоисточником любого отношения к родине, в т.ч. и негативного, например ненависти, всегда является любовь. Чувство любви к родине естественно и органично. Оно часто связано с особенностями ландшафта, климата и т.п., т.е. «первобытно». Например, «русская березка»: этот символ, считается, дорог сердцу каждого русского человека. Однако известно, что «белая береза» (Betula alba) не является отличительной особенностью российского ландшафта и широко распространена во многих странах мира. Значит, дело не в дереве, а в том, почему оно стало национальным символом, и речь здесь идет о социологии, а не о ботанике. То же самое можно сказать о «русской зиме», «русском лесе», «русском медведе», и даже о «русской душе».
Окончание. Начало в № 9
Чувство Родины
Для одного Россия – это хруст снега под ногами в морозный солнечный день, совсем как в детстве, для другого – это полет Гагарина, для третьего – это автомат Калашникова. И это все одна и та же родина – и каждая из них настоящая.
Любовь к родине – всегда есть дело свободного самоопределения человеческой личности. Она либо есть, либо ее нет: насильно мил не будешь, и заставить любить кого-то или что-то нельзя. Это чувство возникает не по принуждению и не намеренно.
Человек, который по-настоящему любит свою родину, понимает свое предназначение в жизни иначе, избирает иную стезю, иначе мыслит, ведет себя, переживает, чем человек, не испытывающий к родине теплых чувств, тем более тот, кто ее ненавидит. Жертва ради своей страны для истинного патриота – вещь очевидная, не требующая объяснений и демонстрации. Обыватель, настроенный равнодушно и ведущий себя как сторонний наблюдатель, увидит в самопожертвовании пренебрежение здравым смыслом и личными интересами, т.е. недостаток ума. Для первого же сомнения и раздумья о целесообразности совершения этого поступка – верный признак ущербности и нравственной слабости. Получается, что у каждого – своя правда и свои аргументы. Речь идет о разном видении реальности и разных жизненных целях, разных ценностях. Непатриотизм означает не ненависть к родине, а забвение родины – она просто перестает быть значимой. Непатриотичным может быть отдельный человек и социальная группа, политическая партия, правительство – в том случае, когда интересы отечества отходят на второй план по сравнению с личными, групповыми, партийными, наконец, по-своему понимаемыми государственными интересами. Бывает и такая вещь, как ложный патриотизм, или псевдопатриотизм. Размахивать российским флагом на футболе, а потом идти бить граждан той страны, чья команда выиграла у нашей – это не патриотично, а примитивно, что этим и кому доказывается? Утверждать, что «наше – значит лучшее» – это значит сознательно замыкать себя в ограниченный круг, каким бы родным и замечательным он ни был. Любовь к отечеству не должна ограничить человека лишь одним миром, наоборот, она открывает мир, позволяет увидеть его как целое. Бороться с глобализацией под флагом того, что она делает всех одинаковыми, неверно. Глобализация ведет к формированию некоей планетарной цивилизации, или мирового сообщества. Но она не предполагает универсализации и унификации всего и всех, наоборот – глобализация означает развитие национальных культур, ведь они становятся известными и доступными большему количеству людей, обогащаются за счет друг друга. Апостол Павел, один из ближайших учеников Христа, говорил почти 2 тысячи лет назад, что «несть ни эллина, ни иудея», и призывал, как бы мы сейчас сказали, к глобализации. Он считал, что людей должна объединять одна вера, а точнее, единые духовные ценности, и терпимость к другим людям, вне зависимости от их национальности и религиозных взглядов – одна из самых главных. Кстати, пророк Мохаммед в эпоху утверждения ислама проповедовал то же самое. Все последующие кровожадные призывы и деяния и христиан, и мусульман – на совести лукавых и недалеких толкователей этих великих учений.
Бывают случаи, когда люди теряют «старую» родину, а «новую» не обретают. Для этого не надо быть эмигрантом или мигрантом. Это происходит тогда, когда человек ощущает тоску по «старому доброму времени» (общественному строю, культурной эпохе, «духу времени»). Прошлое общество ушло, новое неприятно, нет ни сил, ни желания приспосабливаться к нему. Это чувство вызывает самую настоящую боль, нередко она может длиться годами. Посмотрите на ваших старших родственников – они так часто вспоминают прошлое, потому что им там было хорошо, а сегодняшний день ничем не радует. У кого-то болит ампутированная нога (это называется фантомной болью), у кого-то болит ампутированное прошлое. Не спешите осуждать их, попробуйте понять их.
На протяжении долгого времени российские власти пытались разработать государственную идею – т.е. некий документ, в котором в самом общем виде содержались бы те ценности и установки, которые, что бы они ни описывали (внутреннюю или внешнюю политику), разделялись бы большинством граждан России, и представляли бы отношение России к миру и к своему месту в ней и определяли ее политику на достаточно продолжительный период времени. К разработке этого документа привлекались самые известные и уважаемые люди, были рассмотрены разнообразные варианты, однако этот документ так и не был принят и по сегодняшний день отсутствует. Единственное, что стало косвенным результатом этой работы, – это появление нового понятия «россияне». Действительно, называть живущих в нашей стране людей русскими совершенно неверно, равно как и говорить про «русскую армию», «русские товары» и т.п. Народы России – это не только и не столько русские, сколько все граждане, вне зависимости от их происхождения. Но что же на сегодняшний день объединяет, может объединить большинство, если не всех граждан России, кроме единого гражданства? Некоторые журналисты писали, что похоже на то, что, кроме футбола, ничего россиян не связывает. В самом деле, национальность формально у основной массы жителей нашей страны – русские, но традиционно складывавшиеся межнациональные браки давно уже разрушили некое «единство крови». Вера? По различным опросам, значительное большинство опрошенных россиян называют себя православными, но кто из них реально соблюдает, а то и просто знает требования веры – ходит в церковь, постится, исповедуется у священника и т.п., – таких точно меньшинство. Политические убеждения? Вот уж в чем нет никакого единства! Может быть, вы знаете ответ?
Этнические стереотипы и предрассудки
Иногда этническое меньшинство внешне ничем не отличается от остальных жителей страны (парии в Индии), но многие меньшинства не только культурно, но и физически не похожи на других. Физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам обычно называют расовыми. По сегодняшний день многочисленные попытки разделить человечество на биологически отличные друг от друга расы (от четырех до трех десятков) натыкались на множество исключений, существующих в каждом случае. Один пример – так называемый негроидный тип предполагает наличие темной кожи, черных курчавых волос и других отличительных особенностей. В то же время коренные обитатели Австралии, весьма чернокожие, имеют иногда светлые волосы. Кровь у всех людей не имеет различий по расовому признаку. Однако традиционно цвету кожи, волос, внешнему строению люди всегда придавали принципиальное значение. Расизм означает ложное приписывание врожденных характеристик личности или поведения индивидам, обладающим определенными внешними физическими признаками. Расист – человек, верящий, что может существовать биологическое объяснение чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа. Расовые и национальные предрассудки были распространены среди людей очень давно. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Предрассудки не всегда выливаются в действия (дискриминация). Дискриминация имеет место, если одна группа людей лишена права и возможностей, доступных другим группам. Это может быть закреплено в законе, а может быть данью устоявшейся традиции.
Длительные преследования этнических меньшинств – слишком обычное для человеческой истории явление. В новейшее время самой известной группой были евреи сначала в Германии, а потом и во всей Европе в 30-40-е гг. ХХ века при нацистах. Таких жестоких преследований со стороны государства в отношении определенной этнической группировки уже никто не проводит, но дискриминация никуда не исчезла даже в самых развитых государствах. В США, Германии, Англии и других странах регулярно возникают подобные скандалы – то выходцу из Индии отказывают в сдаче квартиры, а выходцу из мусульманской Африки – в работе, то чернокожего водителя останавливают для проверки документов по подозрению, что он торговец наркотиками, и т.д. Исключений здесь нет, русские также становятся жертвами дискриминации – в Европе (и не только) многие считают, что все русские – пьяницы и бандиты. Любой человек может стать объектом дискриминации из-за того, что его группа связывается в глазах других с какими-либо общественными «пороками». Действие предрассудков связано со стереотипами, которые существуют в каждом из нас и от которых каждый может избавиться. Стереотипы бывают совершенно безвредными, если они «нейтральны» и не затрагивают интересов других людей. Американцы достаточно насмешливо относятся и к канадцам, и к англичанам, и к австралийцам (особенно из-за их произношения), но на отношении среднего американца, равно как и США к представителям этих народов, это никак не сказывается. Если стереотипы связаны со страхом или беспокойством, то ситуация обычно бывает другая. Поэтому если тебе чем-то не нравится какой-то человек, потому что он принадлежит к другой расе или национальности, то спроси себя – что на самом деле заставляет тебя бояться/сторониться его? Чем он или она тебе угрожает? Может быть, ты просто плохо знаешь этих людей? Почему люди так держатся определенных предрассудков, даже если наука давно разоблачила их беспочвенность? В свое время один американский ученый провел исследование и выяснил, что люди, настроенные предубежденно против одной этнической группы, как правило, плохо относятся и к другим. Он задавал опрашиваемым определенные вопросы и установил, что те, кто не любил евреев и чернокожих, не любил и валлонцев, пиренейцев и данирейцев, хотя последних трех народов не существует.
Среднему человеку надо с самого раннего возраста доказывать свою состоятельность – сначала в школе, потом в институте, на работе, в кругу друзей и коллег. Способности у всех людей в общем и целом схожи, по-настоящему творческих и самостоятельно мыслящих и действующих людей не так уж и много. Когда тебе надо действовать по общей схеме – ты «голый человек на голой земле» – и надо своими поступками убедить окружающих, что ты действительно чего-то стоишь, то это очень сложно. Быть конкурентоспособным, постоянно соревноваться – не всем по нраву, тем более по плечу. Неудивительно, что ряд людей привлекает другой, более простой и эффективный путь – примкнуть к какой-либо группе, чьи качества изначально определяются как превосходящие все остальные. Становясь частью той группы, можно эти превосходные качества распространить на себя – автоматически, ничего никому не доказывая, исходя из принципа, что все химические свойства морской воды присутствуют как в море, так и в одной его капле. И если «русские», «американцы», «арабы» – не важно, можно подставить любую этническую группу – самые умные, самые способные, самые «крутые», то и каждый конкретный представитель этой группы может считаться таковым, т.е. быть лучше всех других только по факту своего происхождения от родителей определенной национальности.
Вот так и получается, что очень часто те или иные группы выступают в качестве «козлов отпущения» – их обвиняют не в том, что они на самом деле сделали, а потому, что кто-то должен быть виноват, и эта группа лучше подходит под это обвинение. Такими группами в разное время оказывались евреи, цыгане, негры, арабы. Националистические лозунги всегда кому-то выгодны: богатым, которые хотят, чтобы бедные искали виновных в своем бедственном положении среди «нацменов»; коррумпированным работникам правоохранительных органов, желающим свалить недостатки своей работы на якобы промышляющих одним бандитизмом выходцев из других национальных групп; политикам, надеющимся звонкими лозунгами привлечь на свою сторону избирателей и прийти к власти, и т.п. Они невыгодны только простым людям, потому что другие их используют как орудие в достижении собственных целей и лучше их жизнь от реализации подобных лозунгов не становится. Давайте действительно изгоним из, например, Москвы, всех нерусских – кто останется здесь жить и работать? Одни старики. Опустеют рынки, встанут стройки, парализует наземный транспорт, прекратится ремонт дорог и благоустройство дворов и парков, везде вырастут горы невывезенного мусора. Жизнь остановится – а сами «настоящие» москвичи не кинутся с радостью занимать освободившиеся рабочие места, они и раньше-то не хотели заниматься этой грязной и неблагодарной работой. В этом отношении в России нет еврейского или кавказского или исламского вопроса – есть только русский вопрос, а именно, как россияне относятся к евреям, выходцам с Кавказа, мусульманам, а по большому счету как к России относятся в мире. Будет ли тебе стыдно за границей доставать «из широких штанин» паспорт гражданина РФ, будут ли к нам ехать туристы лишь за «экстримом», как на сафари, а деньги вкладывать в венгерскую, а не российскую экономику, зависит в конечном итоге от тебя самого.
Вопросы по тексту
1) Что такое этническая группа и чем характеризуется этническая принадлежность человека?
2) Чем объясняется стремление человека ощутить себя частью какой-либо социальной группы? В какие эпохи это стремление возрастает?
3) Насколько широко распространена этническая проблема в мире?
4) Почему этническая группа притягивает людей зачастую сильнее, чем профессиональная или возрастная? Почему в последнее десятилетие граждане бывшего СССР объединяются в группы по национальному принципу?
5) Можно ли изменить не только гражданство, но и этническую принадлежность?
6) Как сочетаются глобализация и патриотизм? Может ли быть патриотом глобалист?
7) Что такое расизм? Приведите примеры из российской действительности, опровергающие или подтверждающие тезис, что в России расизма и расистов нет.
8) Каковы проявления этнической дискриминации?
9) Что является почвой для возникновения расизма, кто становится объектом преследования расистов?
Задания для размышления
1) Обиделись ли бы вы, если бы вам сказали, что по характеру вы похожи на казаха, эстонца, немца, грузина, молдаванина, американца, украинца, итальянца? Почему?
2) Если бы вам предложили написать стихотворение «Люблю отчизну я, но странною любовью…», какие примеры вы привели бы для раскрытия этой темы?
3) Древнегреческие философы-киники исповедовали принцип «ubi bene, ibi patria» – «где хорошо, там и отечество». Что вы думаете о таком отношении к родине?
4) В крупных российских городах нет деления на «белые», «черные», «мусульманские» и прочие кварталы. Как вы думаете, появятся ли в Москве, С.-Петербурге и других городах России свои «чайна-тауны» и «гарлемы»? Возникнет ли новая национальность – «москвич»?
5) Если бы вам поручили разработать государственную идею для России, что бы вы положили в ее основу?
6) Справедливо ли лишать человека права иметь двойное гражданство (России и Израиля, России и США)?
7) В известной сказке Е. Шварца рыцарь Ланселот прибывает в город, порабощенный жестоким драконом. Но оказывается, жители благодарны деспоту за то, что он избавил их от цыган. «Но цыгане – очень милые люди», – говорит Ланселот архивариусу Шарлеманю. «Что вы! – отвечает тот. Я, правда, в жизни не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные. Это бродяги по природе, по крови. Они враги любой государственной системы… Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны».
Является ли позиция архивариуcа национальным предубеждением? Почему вы так считаете?
Борис ДЕМИДОВ, учитель граждановедения
Комментарии