Такого мнения придерживается директор Центра педагогического мастерства Артем ШИШОВ. В интервью он рассказал о том, чем занимается ЦПМ, с чего стоит начинать подготовку будущих победителей и призеров олимпиад и как продвигать олимпиадное движение в школе.
– Артем Алексеевич, что для вас значат олимпиады?
– Для меня олимпиады – это мотивация получать знания, интересные задачи и возможность посмотреть на предмет с другой стороны. Олимпиадные задачи приближены к жизни, они требуют творческого подхода и логики.
– Чем в системе олимпиад занимается ЦПМ?
– Центр педагогического мастерства курирует систему развития талантов в Москве, в частности олимпиадное движение. Мы готовим олимпиадников по всем предметам и сами проводим некоторые перечневые олимпиады, организуем школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников в Москве. Но наша главная, обобщающая все задача – создать условия, для того чтобы каждый столичный школьник мог найти свое дело и развиваться в нем.
– Какие образовательные программы есть в ЦПМ?
– В течение года мы проводим занятия с кандидатами в сборную команды Москвы на ВОШ и готовим саму сборную. В этом году ЦПМ также запускает бесплатные, доступные для всех детей курсы подготовки к олимпиадам. Они дают понять, как и зачем участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что нужно знать, чтобы выступать на них успешно, и как можно иначе изучать школьные предметы.
Для школьных учителей у нас есть целая система бесплатных курсов повышения квалификации. Там мы рассказываем в первую очередь о том, как начать готовить ребят к олимпиадам, даем необходимые ресурсы и компетенции.
– Какие успехи наблюдаются в олимпиадном движении за последние годы?
– Эти успехи очень наглядно показывает статистика. В 2010 году в Москве было 74 школы, подготовившие участников заключительного этапа ВОШ, победителями и призерами тогда стали 278 московских школьников. В 2022 году Москву представляли уже 230 школ, а дипломы получили 1317 школьников. Это все результаты массовой и системной работы.
– С чего нужно начинать подготовку к олимпиадам?
– Этот процесс мне нравится описывать с помощью трех цитат из произведений Максима Горького.
«Талант – это вера в себя, в свою силу». Сначала нужно замотивировать ребят и позволить им поверить в себя: провести классные часы, вводные курсы, кружки, предложить поучаствовать в школьном этапе ВОШ и в других состязаниях, организовать встречи с олимпиадниками.
«Талант – как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу». Следует создать условия для тех, кто участвует в олимпиадах: сформировать индивидуальный учебный план, чтобы было комфортно и в школе, и на олимпиадных занятиях, оказывать психологическую поддержку.
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть только любовь к делу, к процессу работы». Когда ребята уже выбрали свой предмет и уверенно идут к заключительному этапу ВОШ, нужно помочь им не перегореть. А успешно выступивших на олимпиаде можно привлекать, чтобы они возвращались в родные школы и занимались с учениками. Создайте сообщество олимпиадников именно вашей школы. Будет здорово!
– Какие цели ставит перед собой ЦПМ на ближайшее будущее?
– Наша задача на ближайшие три года – сделать так, чтобы в каждой школе Москвы появилась возможность качественно готовиться к олимпиадам. Конечно, это надо делать вместе с преподавателями. Не каждый педагог имеет возможности и желание готовить к олимпиадам самостоятельно, но хорошее базовое образование и информирование учащихся о том, какие перспективы у них есть, не менее важны. А это под силу каждому педагогу.
Надеюсь, у нас получится сплотиться в большую команду и помочь школам перенять часть образовательных программ, которые реализует ЦПМ. Это огромная работа, но совместными усилиями мы добьемся больших результатов.
– А что, если в школе просто нет потенциальных победителей и призеров олимпиад?
– На самом деле в каждой школе есть победители олимпиад. Если посмотреть статистику, то окажется, что в каждой московской школе учится победитель или призер регионального этапа ВОШ. Это уже немало! Совсем немного не хватает для того, чтобы в каждой школе появились еще обладатели дипломов заключительного этапа, но думаю, что скоро мы к этому придем.
– Что могут сделать сами школы в рамках совместной работы с ЦПМ?
– Первое и самое простое – информировать своих учеников об олимпиадах. На ресурсах ЦПМ можно найти подробную информацию об олимпиадах и наших образовательных возможностях, полезные материалы для классных часов и школьных мероприятий. По 18 школьным предметам есть группы ВКонтакте от Ассоциации победителей олимпиад, где публикуются интересные материалы для подготовки и новости об олимпиадах.
Рекомендую также использовать ресурсы самой школы: сделать специальный раздел про олимпиады на сайте, рассказать про ваших победителей и призеров прошлых лет, предложить школьным СМИ коснуться этой темы. Кстати, для школьных СМИ мы как раз проводим специальный Конкурс олимпиадного творчества, на котором можно представить материал об олимпиадах или олимпиадниках.
Следующий уровень – непосредственно организация подготовки. Это массовые кружки, на которые можно пригласить преподавателей АПО – победителей и призеров олимпиад прошлых лет, дистанционные курсы подготовки по любому предмету. Искать контакты можно и в других школах. Например, если у вас нет учителей итальянского или испанского языка, найдите партнерскую школу, которая будет вам в этом помогать.
Всегда можно предложить нам идеи новых форматов, поделиться опытом работы с талантливыми учениками в своей школе, чтобы он мог распространиться по всей Москве.
И помните: каждый ребенок талантлив. У московских школ есть все ресурсы, чтобы помочь этим талантам раскрыться.
Анна ФОМИНА
Комментарии