search
main
0

Каждый ребенок имеет право. Сценарий мероприятия в 8-м классе

В последние десятилетия в России произошли существенные изменения в жизни общества, в том числе и в системе отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе. Значительно снизилось участие людей в жизни друг друга. На первый план вышли переживания и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, утрачиваются гражданственность, социальная солидарность и ответственность. Среди молодого поколения нарастает преступность, наблюдается размытость патриотических ценностей.

Одно из условий возрождения нации – воспитание гражданина своей страны, человека, любящего Родину, умеющего реагировать на изменения общества, защищающего свои права.Поэтому одна из важнейших задач школы – формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей. Данная задача решается через систему воспитательных мер, реализуемых в течение нескольких лет, – обеспечение становления гражданственности учащихся, обучение их правовым знаниям. Каждый ребенок имеет право на достойный уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, так как цель воспитательного процесса – формирование интеллектуально развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию, владеющей правовыми нормами. Цели: – ознакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; – определить, какие различия существуют между правами и обязанностями детей; – побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; – на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения характерных для подросткового возраста социальных ролей, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.Задачи:- закрепление знаний детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека;- ознакомление со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации;- развитие умения применять правовые знания на практике;- совершенствование словарного запаса;- развитие коммуникативных навыков учащихся;- раскрытие творческих способностей ребенка.Методы: беседа, индивидуальная работа.Ожидаемый результатПриобретение практического опыта применения знаний о правах ребенка. Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.Оборудование: документы (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, устав школы),  листы с заданием, маркеры, флажки,  мультимедийная презентация.Изучая свои права, мы                        получаем возможность жить и поступать по справедливости.  Г.Лихтенберг                                                                                                              Ход занятия Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Начинаем открытое заседание клуба юных правоведов. Для того чтобы наше заседание прошло успешно и было результативным, мне нужны два помощника. Кто желает? Пожалуйста, займите это место. Спасибо. А вы – это.Вот  ребенок, он  человек, он должен иметь права. На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Он имеет право на то, чтобы любить, и на то, чтобы быть любимым. Он имеет право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.Итак, тема нашего заседания  «Каждый ребенок имеет право…».        Значит (называется имя воспитанника), вы будете пресс-секретарем по правам, а вы (называется имя воспитанника) – пресс-секретарем по обязанностям.Вот она – современная молодежь – племя программистов и политиков, скептиков и пессимистов, знатоков своих прав и обязанностей.А какие правовые документы вы знаете?                                                  Учитель показывает Конституцию России, Семейный кодекс, устав школы, Конвенцию о правах ребенка.       Учитель: Напоминаю вам, Конвенция о правах ребенка является главным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В этот день было решено ежегодно отмечать День прав ребенка. Конвенция провозгласила все права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения ими 18 лет.    Сегодня на открытом заседании клуба нам предстоит рассмотреть несколько писем, которые поступили по электронной почте. Наша задача – предложить грамотный вариант разрешения ситуации с опорой на правовые документы.                К сожалению, в нашем мире очень часто нарушаются права ребенка. А все потому, что дети не знают элементарной азбуки своих прав, поэтому каждый из вас, юные правоведы, составит для себя азбуку прав. Перед вами файловые папки, в которые вы будете собирать материал, а я буду работать на доске с кластером «Азбука прав ребенка».Прошу передать первое электронное письмо.Пресс-секретарь подает письмо.Первое письмо. Внимание на экран! «Девятилетнего Антона постоянно избивают  старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Нарушены ли права Антона? И какие?»Ответы детей.  Прикрепляем на кластер название права – «Право на защиту от насилия и эксплуатации».Учитель: Помощники, не забудьте о своей роли. А вы, ребята, у себя на столах найдите данное право и вклейте на страничку прав.Каково ваше отношение к ситуации?  А случалось ли такое в вашей жизни?Ответы детей.Учитель: Кто поможет Антону в этом? А кто в школе его сможет защитить? Какие мы составим рекомендации классному руководителю? Ответы детей.Учитель: Пресс-секретарь, все рекомендации фиксируйте. У вас очень важная работа.Рекомендации: создать благоприятную атмосферу в коллективе, провести игру на сплочение  коллектива, чтобы мальчик чувствовал и поддержку своих одноклассников, школьному психологу провести работу по повышению самооценки этого ученика.Учитель: Рассмотрим другое письмо (называется имя воспитанника), прочитайте его.  Ученик: Второе письмо: «Десятилетний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Какое его право при этом было нарушено?»Ответы детей.   Учитель: Согласно конвенции мы имеем право на образование. Второе право вклейте в азбуку.  Прикрепляем на кластер название права: «Право на образование».Учитель: Ваше отношение к данной ситуации? Кто же несет ответственность за сложившуюся ситуацию?Ответы детей.Конвенция подчеркивает, что именно родители первыми несут ответственность за детей. Они берегут и защищают их. Какие рекомендации мы дадим родителям? (Называется имя воспитанника.) Фиксируйте все рекомендации.Рекомендации: Не ущемлять право ребенка на обучение, а помогать ребенку. Домашние поручения должны быть посильными.Учитель: Благодарю за хорошую работу.Работаем далее. Третье письмо: «Саше 13 лет. Родители мальчика страдают алкоголизмом. Ребенок убежал из дома. Спит в подвалах. Чтобы заработать на еду, вынужден мыть автомобили на светофорах. Какие права мальчика нарушены?»Прикрепляем на кластер название права: «Право на достойный уровень жизни». Учитель: У вас в азбуке должно быть еще одно право.Какие меры необходимы для разрешения этой ситуации? Родителям может быть все равно, но школа же не может остаться в стороне. Вот здесь-то и придет на помощь социальный педагог. В чем же будет состоять его помощь? Ответы детей.Я выслушала ваши рекомендации. Помощники, вы все фиксируете.Рекомендации: посещение семьи для выяснения причины пропуска уроков,  приглашение родителей на заседание совета по профилактике правонарушений.Учитель: Социальный педагог посетит семью. Он знает, как разрешить ситуацию.А если бы Саша был вашим одноклассником, как бы вы себя вели? Вы бы проявили милосердие? Ответы детей.Учитель: Это радует.Мы проделали хорошую работу. Рекомендации все готовы? Зачитайте рекомендации по первому вопросу для классного руководителя. Прошу голосовать. Кто за? Кто против? Единогласно.Рекомендации по второму вопросу для родителей. Поправки и дополнения будут? Голосуем.  Кто за данные рекомендации? Кто против? Принято.И рекомендации по третьему вопросу для социального педагога. Проголосуем. Кто за? Против? Единогласно.Заседание клуба юных правоведов продолжается. Прошу внимание на экран.«Катю из Пятигорска волнует вопрос: имеет ли Маугли, живущий в лесу, такие же права, как и остальные дети? Почему?»Ответы детей.Учитель: А правы вы или нет, узнаем, обратившись к правовому документу. Согласно Конвенции ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 лет.Пресс-секретарь по правам: Константина из Ставрополя интересует, какое право Кая нарушила Снежная королева, забрав мальчика с собой, лишив его родных?Учитель: Вы можете ответить на этот вопрос?      Дети: Право на воспитание в семье.Прикрепляем на кластер название права: «Право на воспитание в семье».Учитель: Ребята, это право поместите на страницу.Господа знатоки, а какие права главной героини в сказке «Золушка» были нарушены?Дети: Право на отдых и досуг.Прикрепляем на кластер название права: «Право на отдых и досуг».Учитель: Напоминаю, название права идет в азбуку и на кластер.Вы подтвердили свои знания конвенции. А сейчас предлагаю перейти к письмам с видеосюжетами из мультфильмов. Прошу внимание на экран.         Смотрим фрагмент из мультфильма «Три поросенка». Нарушение какого права мы наблюдаем в этой сказке?Дети: Право на неприкосновенность жилища.Учитель: Отмечаем это. Прикрепляем на кластер название права: «Право на неприкосновенность жилища».Учитель: Далее видеофрагмент из сказки «12 месяцев». Смотрим.                         Какое право девочки нарушает мачеха, отправляя ее ночью в лес?Дети: Право на жизнь и сохранение здоровья. Прикрепляем на кластер название права: «Право на  жизнь и сохранение здоровья». Учитель: Обратите внимание, сколько прав согласно конвенции мы имеем. (Указывает на кластер.)Ребята, Конвенция о правах ребенка – общемировой документ, Конституция – общегосударственный. А в каком документе закреплены права и обязанности школьников?Дети: Устав школы.Учитель: Какие права вы имеете как ученики?Ответы детей.Учитель: А каковы ваши обязанности?              Помощники, помогите мне вывесить обязанности. А вы, ребята, найдите в своих азбуках страницу «Обязанности» и разместите эти обязанности на странице.Пресс-секретарь по обязанностям вывешивает: хорошо учиться, уважать честь и достоинство других, беречь школьное имущество, заботиться о родителях, соблюдать законы.Учитель: Вы меня порадовали, юные правоведы.А с какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Приведите примеры.Ответы детей.Учитель: Так кто же несет ответственность за нарушение обязанностей?  Дети: Каждый человек.Учитель: И здесь мы делаем вывод: если я имею права, то, значит, я имею обязанности. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.        Вывешивает данный вывод на кластер.Учитель: В ходе заседания юных правоведов у нас сложилась азбука прав ребенка, которой вы можете воспользоваться в различных жизненных ситуациях. Пресс-секретари, мне нужна ваша помощь.          Первый разносит флажки, второй – задание (см. приложение).Учитель: Вы работаете в группах 1, 2, 3, 4, 5. Перед вами иллюстрации с изображением прав ребенка. И, пользуясь составленной вами азбукой прав ребенка, вы должны определить, о каком праве идет речь, и подтвердить мысль, что если есть право, значит, есть и обязанность. Напишите права и обязанности, которым соответствуют данные иллюстрации.                                      Работа детей на фоне спокойной мелодии.Учитель: А теперь прошу представителей от каждой группы объяснить свой рисунок. Прикрепите его к нашему кластеру.                                                Воспитанники комментируют рисунки и прикрепляют их  под выводом.Очень много стран на свете,Это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих Самый-самый важный?Не спешите, не пытайтесь Дать ответ в один момент. Главных много – выбирайте, Там – король, здесь – президент!    Про царей и про вождейЗнаем мы с пеленок.Но главней, нужней, важнейДля страны – ребенок! Кем он станет завтра, Маленький и нежный?  Всей Земли права его -Право на надежду!                                                                                             Учитель: Ребята, мы с вами проделали сегодня большую работу: создали и отправили рекомендации по электронной почте, составили азбуку прав ребенка, сделали важный вывод, что если есть права, значит, есть и обязанности. На этом заседание клуба юных правоведов объявляется закрытым. Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно с вами общаться.   Библиография1. Всеобщая декларация прав человека.2. Конвенция о правах ребенка.3. Конституция РФ.4. Устав школы.5. Материалы сети Интернет.6. Семейный кодекс РФ от 01.09.08.P.S. Видеофайлы и презентация к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты»  http://www.ug.ru/method_article/675 ​Марина ШУЛИКА, учитель русского языка и литературы школы №3 Зеленокумска Ставропольского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте