Когда нашу школу №308 перевели в режим базового учреждения по профильному обучению как инновационного комплекса в системе Департамента образования, ничего принципиально нового в работе по данной теме для нас не было.
Этот перевод был осуществлен, потому что в школе уже много лет существовала система работы по реализации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся, и работа эта была результативной. С 1998 года школа сотрудничала с Всероссийской государственной налоговой академией, 98% учащихся поступали в этот вуз, в 2008 году мы подписали новый договор о сотрудничестве с академией. В 2006-2008 годах школа проводила эксперимент «Разработка и внедрение новых технологий обучения подрастающего поколения основам законодательства в области налогов и налогообложения», с помощью МИОО были выпущены печатные работы, компьютерный сборник. Связь с бывшими выпускниками осталась, в школе часто проходят различные занятия вместе с теми, кто работает в области экономики. Учителя нашей школы, психологическая служба готовы делиться опытом работы по этому профилю, они проводят консультации, мастер-классы для школ Северо-Восточного округа.Сейчас, когда школа переходит на новые стандарты обучения, мы понимаем, что индивидуализация образовательной траектории учащихся не может осуществляться без хорошо налаженной системы работы профильных классов. Однако познавательные компетенции учащихся развиваются не только на уроках, но и во внеурочное время. Одной из интереснейших форм занятий по профориентации внутри выбранного социально-экономического профиля стали занятия «Знакомство с профессией». Именно занятия, а не лекции и не встречи с представителями разных профессий.Цель таких занятий – ввести учащихся в мир профессий социально-экономического профиля, ознакомить их с социальной жизнью в других странах. Мы поставили себе задачу сделать ребят активными участниками, вместе с ними думать, рассуждать, удивляться, а поэтому вместе с приглашенными специалистами эти занятия проводят наши учителя. Сначала создаем сценарий такого занятия, раздаем задания к исследованию и только потом проводим само занятие. На одной из первых встреч мы знакомились с работой банков (тема «Банки и банковская система»), занятия проводил директор департамента казначейства коммерческого банка «Петрокоммерц» вместе с учителем нашей школы.За два дня до занятий мы предложили учащимся анкеты, определяющие степень их знаний по этой теме:- В каких случаях наши граждане сталкиваются в повседневной жизни с банками и банковской деятельностью?- Назовите основные направления банковского бизнеса.- Что такое казначейство в банке и чем оно занимается?- Банковские риски – что это такое и можете ли вы назвать их классификацию?- Продолжите предложения: Работать в банке хорошо, потому что…; Работать в банке плохо, потому что…Затем в ходе занятия ребята ознакомились с наиболее распространенными ответами на вопросы анкеты.Следующий этап работы – выбор верных и неверных, с точки зрения учащихся, ответов, затем комментарий приглашенного специалиста. Таким образом, круг знаний по каждой теме расширялся. В конце занятий учащиеся подвели итоги и выяснили, хорошо ли работать в банке и почему, сравнив новые впечатления со старыми ответами на этот же вопрос.Одно из интереснейших занятий прошло по теме «Спортивная экономика». Оно было тем более интересно, что проводил его спортивный комментатор телеканала «Россия 2», выпускник Финансовой академии. Вопросы, которые он предложил ребятам, были такими:- Что такое, по-вашему, спортивная экономика?- Представляете ли вы уровень развития спортивного менеджмента в России?- Каковы источники существования спортивных клубов в нашей стране? В чем отличие от Европы?- Какие экономические и социальные выгоды может принести проведение в стране крупных спортивных турниров?- Что потребуется для проведения в стране чемпионата мира по футболу?- Подумайте, какие виды спорта экономически привлекательны?- Как может зарабатывать, например, спортивный клуб (футбольный или хоккейный)?- Есть ли виды спорта, способные существовать без государственной поддержки?Оказывается, спорт и финансы тоже интересно соединить. А как были рады пообщаться с Владимиром настоящие футбольные болельщики!Еще одна интересная встреча – «Современная жизнь планеты глазами путешественника (уровень жизни населения стран мира)» – состоялась в ноябре 2011 года с преподавателем географического факультета МГУ страстным путешественником Семеном Павлюком. Даже тот огромный неподъемный пласт информации, что доступен теперь любому по первому требованию, не дает нам ответов на вопросы, как на самом деле живет человечество, почему оно живет в таких разных социальных условиях, как сделать так, чтобы жизнь стала лучше. Экономисты и географы советской школы упирают на статистику, но статистика не всегда есть истина, поэтому нужно путешествовать, чтобы своими глазами увидеть, потрогать, поговорить и почувствовать. Люди по-разному воспринимают мир, у каждого народа свой менталитет, свои особенности культуры и поведения, мы предварительно провели анкетирование «Деловые культуры стран мира». Еще раньше эта анкета была предложена служащим разных стран мира, а в нашей стране – студентам МГУ. Вот пример одного из вопросов анкеты: «Вы руководите отделом крупной компании. Один из ваших подчиненных, у которого, как вы знаете, большие проблемы дома, часто опаздывает, притом сильно опаздывает. Имеет ли он право рассчитывать, что вы войдете в его положение и защитите от ворчания коллег по отделу? (А – конечно, да; В – пожалуй; С – конечно, нет)». Такое же анкетирование мы провели с учителями школы. После этого отдали результаты анкетирования учащимся профильных классов.Учащиеся составили графики, сделали выводы об особенностях деловых культур разных стран, а также о своих взглядах, которые отличаются от взглядов учителей, и выявили причины такого различия.Богатейший материал, показанный в презентации, интересное анкетирование и выводы самих учащихся – все это сделало занятие запоминающимся. Результаты этого исследования потом обсуждали на занятиях элективного курса по обществоведению «Ключевые вопросы социально-экономического развития общества».Еще одно занятие было посвящено профессии логиста. Мы очень мало знали о ней, и многие были удивлены: оказалось, что логист занимается не логикой, а транспортировкой товаров.Занятие было подготовлено учащимися 11-го класса совместно с классным руководителем Н.Аза, вел его член совета директоров международного торгового логистического холдинга MLTL- AG Сергей Вавилов в режиме пресс-конференции, когда нужно было ответить на такие вопросы:- Что такое логистика?- В каких вузах можно получить специальность логиста?- Профессиональные качества логиста?- Средняя заработная плата логиста?- Перспективна ли профессия, на ваш взгляд?Сначала мы пытались ответить сами, потом давали слово специалисту.А вот еще одна форма работы с учащимися профильных классов – игра как интерактивная форма обучения на уроке и во внеклассной работе. Второй год подряд мы проводим межшкольный конкурс-игру «Профессии вашего будущего». В нем принимают участие команды школ социально-экономического профиля. В положении о конкурсе определена цель этого мероприятия: привлечение учащихся к выбору профессии в процессе обучения в старшей школе; поставлены такие задачи: активизация исследовательской, творческо-поисковой деятельности учащихся, повышение интереса к учебе, углубление знаний о современных профессиях. Команды выполняли различные задания. Ребята творчески представили такие современные профессии, как трейдер, аудитор, программист, бухгалтер. Учитывая, что большинство учащихся социально-экономического профиля сдают экзамен по обществознанию, жюри оценило теоретический уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Выполняя психографический тест на определение лидерской позиции в коллективе и командообразующий квест, в процессе игры ребята убедились, что для того, чтобы быть успешным и реализовать себя в профессии, важны не только знания и умения, но и сплоченность и взаимопонимание в коллективе. Используя домашние заготовки, учащиеся должны были составить резюме и представить себя на собеседовании при устройстве на работу от первого лица. Выполняя практическое задание, ребята показали свою компьютерную грамотность,Жюри конкурса, опираясь на критерии оценивания (уровень знаний учащихся, умение аргументировать свою позицию, творческий подход, грамотность выполнения заданий, информативность презентации), определило победителя игры.Нестандартной формой урока стал урок-дебаты. Такая технология позволяет учащимся проигрывать различные социальные роли, осуществлять практическую самостоятельную деятельность. В одиннадцатом классе был проведен урок-дебаты «В России построена рыночная экономика?». На уроке учащиеся отстаивали позиции экономистов, политиков, обывателей, сторонников рыночной экономики и тех, кто сомневается в этом утверждении. Форма урока позволила обобщить знания по теме «Типы рыночных систем». В процессе работы учащиеся выполняли различные варианты заданий в формате ЕГЭ. Технология «дебаты» позволяет включать многоплановые варианты заданий. Такую форму урока уместно использовать при обобщении и систематизации знаний.Итогом работы элективного курса по обществознанию стала защита учащимися исследовательских работ по темам «Уровень жизни москвичей», «Семейный бюджет и потребительская корзина», «Особенность деловых культур стран мира». Защита была проведена в форме презентации. На этапе рефлексии учащиеся должны были осмыслить свою деятельность и отразить результат на «Древе приобретенного опыта». На светлой стороне учащиеся фиксировали удачи группы, то ценное, что они возьмут на вооружение; на темной – неудачи, недостатки в работе. У ребят была возможность «надеть цветную шляпу» и таким образом рассказать о своем отношении к происходящему. Наиболее ярко в работе определился социальный аспект учебной деятельности. Метод исследования позволил учителю развить самостоятельную, рефлексивную деятельность учащихся, побудить их к активному усвоению знаний. В ходе работы были созданы условия для самореализации личности. Для некоторых учеников это был первый опыт публичного выступления. Учитель сумел создать психологическую поддержку со стороны одноклассников и учителей. Результаты анкетирования учащихся по эмоциональному состоянию показали неравнодушие ребят к происходящему.Главное – помнить, что работа и в учебное, и в неурочное время должна быть живой, что ее можно назвать удавшейся, если ребята на вопрос, не пора ли закончить, отвечают отрицательно; если после занятий они остаются, чтобы задать свои вопросы, если на занятия социально-экономического профиля приходят по собственному желанию еще и учащиеся физико-математического профиля. Вот об этом мы должны помнить, когда составляем планы работы и пишем сценарии для наших занятий.Людмила СТОГНИЕНКО, заместитель директора школы №308
Комментарии