Имя Кшиштофа Занусси входит в элиту мировой режиссуры. Он снял около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофестивалей. На прошедшей в Петербурге ретроспективе своих фильмов, организованной Петербургской федерацией кинопрессы, мэтр представил свою предпоследнюю картину «Сердце на ладони» и пообщался со зрителями. Кстати сказать, эта лента победила на Венецианском фестивале, а актер Богдан Ступка, исполнивший в ней главную роль, получил приз за лучшую актерскую работу. Причем итальянская и турецкая пресса назвали его «гениальным актером.
– Я не думаю, что вы всегда ожидаете от меня серьезных картин, – обратился к зрителям кинорежиссер. – Эта картина сделана в жанре комедии, хотя серьезность замысла в ней очевидна. Фильм создан совместно с Украиной, потому что для меня, как поляка, при его воплощении была определенная трудность. Знаете, кого у нас в Польше нет? Олигархов. И это очень плохо, потому что не над кем издеваться. Поэтому нужно было сделать сценарий про пришлого олигарха. Я писал сценарий специально для Богдана Ступки, который говорит по-польски с сильным акцентом. Слушая его акцент, можно поверить, что это какой-то восточный олигарх. Моя картина настроена против постмодернистов, которых не люблю. Не понимаю, не признаю их философические концепции, и один из способов выразить это – сделать хорошую картину. Из этого философического течения вытекает, что все относительно, что правда и ложь ничем не отличаются, что добра и зла нет, и в противоречие этому мне нужны были олигарх и молодой человек, который так же, как и первый, имеет несчастье жить во свободе. Свобода все-таки давит. Есть люди, которые лучше бы себя чувствовали, будучи ведомыми.
В этой картине мне важна одна вещь. В современном мире много людей, много течений, которые видят человека, личность как результат условий, в которых он живет. Как результат, сформированный обществом, своими родителями, который в конечном итоге ни за что не отвечает. Но я уверен, что у всех нас есть пространство свободы и мы отвечаем за свою судьбу. В определенной степени она в наших руках. В этой картине я даже привел в пример самую популярную польскую поп-звезду. Как из китча рождается искусство. С ее помощью я хотел сказать, что никто не обязан оставаться там, где он начинает. Каждый может подняться на высоту. Главное иметь такое желание. Моя картина, конечно, сказка, но она говорит о том, что в каждом из нас есть потенциал и каждый может повлиять на свою жизнь, даже если условия нас в этом ограничивают.
– В фильме «Сердце на ладони» принимают участие кошки…
– Да, я много работал с животными. Но в этом фильме у меня была серьезная сценарная задача для кота. Маленький кот – это трудный зверь, и с ним сложно завязать сотрудничество. Но заменить его на собаку было нельзя. Кто-то мне сказал, что есть два типа котов – положительный и отрицательный. Так вот, у нас были эти два типа: и положительный, и отрицательный коты. И снялись они в роли одного кота. Тот, который идет к камере, положительный, тот, который убегает от нее, негативный. Мне кажется, в этом есть что-то схожее с людьми. Среди них тоже кто-то идет к нам и радует своим вниманием, а кого-то мы не хотим видеть.
– Кот в вашем фильме выполняет важную роль, поскольку меняет судьбу героя. У вас особое отношение к котам?
– У меня в доме сейчас живут девять собак. Но все они биты тремя котами и подчиняются им. А также моей жене. И я подчиняюсь жене. Так что понятно, кто занимает самое высокое положение в доме.
– Пан Занусси, вы говорили, что на ваше мировоззрение повлияла философия, а как повлияла на вас физика, которую вы изучали в молодости?
– Мои отношения с физикой непростые. Я влюбился в нее, будучи молодым человеком, и после четырех лет учебы моя любовь осталась живой. Однако физика меня недостаточно любила, и мы расстались. Хотя мои первые друзья именно физики, и они остались самыми близкими.
– Ваш новый фильм называется «Повторные визиты», и актеры в нем предстают в молодом возрасте и в возрасте постарше. Если бы вам удалась такая метаморфоза, каким бы вы себя увидели?
– У меня есть дневники, которые я пишу долгие годы, но еще не набрался смелости, чтобы их прочитать. Каждый день говорю себе, что сделаю это завтра. Тогда бы я узнал, каким выглядел в собственных глазах, скажем, пятьдесят лет назад.
– В одном из интервью вы рассказывали, что вас выгоняли из киношколы?
– Да, это, конечно, была большая неудача. В киношколу я поступил довольно легко, хотя было 100 человек на место. После трех лет обучения я так разочаровал своих профессоров, что они решили, что киношкола мне не нужна. В чем было недоразумение? Когда мне первый раз удалось вырваться на Запад, я попал во Францию, и с моим огромным интересом к кино увидел новую в нем волну. Встретил таких режиссеров, как Рене, Годар и т. д. Это был совсем другой подход. В киношколе я снял картину таким же самым способом: камера в руках, провокация, актеры играют, а публика не знает, что они играют. Я почувствовал, что это интересно, это возможно. А мои профессора посчитали, что я пришел в кино любителем, проучился и снова вернулся к любительству. И решили меня освободить от занятий. И встал вопрос: сохранить честь, уйти и заняться чем-либо другим или унизиться, попросить прощения и отучиться еще один курс. Я выбрал второе. И рад, что это сделал. Я был прав. Моя гордыня не так важна. Важно, что я остался кинорежиссером.
…Премьера первой полнометражной кинокартины К. Занусси «Структура кристалла» состоялась в 1969 году на Московском кинофестивале (в советском прокате фильм назывался «Размышление»). Фильм принес молодому режиссеру широкую известность и целый ряд призов на международных кинофестивалях, в том числе «Серебряного кондора» за лучший сценарий и приз за лучший дебют в Мар-дель-Плата, приз польской кинокритики «Варшавская Сирена», специальный приз жюри в Панаме, призы в Вальядолиде и Коломбо.
Уже с первых шагов в профессиональном кинематографе ярко проявилась режиссерская индивидуальность Занусси, его преданность философскому, проблемному кинематографу. Он откровенно говорит, что никогда не снимал фильмы для развлечения. Кино для него «способ поделиться своим жизненным опытом, размышлениями и тем самым помочь другим, да и самому понять мир».
Тема одиночества – еще один мотив творчества Занусси: человек словно окружен людьми, постоянно среди людей, а в сущности одинок. Его ли вина, что он не раскрывается перед ними, не подпускает их к себе до конца, или это вина окружающих, которые не видят, что человек одинок и ему надо помочь? Занусси избегает однозначных ответов. Характерная черта творчества режиссера – умение вовлечь зрителя в дискуссию. Он предоставляет зрителю шанс самому найти ответ на поставленные вопросы, самому выбирать, решать, размышлять.
– Пан Занусси, как вы относитесь к театру?
– Моя основная работа – это, конечно, кино, но в театре я бываю чаще. Театр помогает мне с детства. Это волшебный мир, но я стесняюсь после спектакля заходить за кулисы, потому что актеры там становятся обычными людьми. Мне они нравятся как герои.
– В одном из интервью вы говорили, что используете жизненные истории в сюжетах своих лент.
– В любом из моих сценариев есть какой-то элемент, который взят из жизни. У меня не такое богатое воображение, зато есть большой опыт. Я много общаюсь с миром, с людьми из разных стран и записываю без конца диалоги, беседы, и они потом появляются в моих сценариях, моих пьесах. У меня уже готов замысел нового сценария, где бизнес-женщина будет преследовать бедного мужчину. Столько было картин о преследуемых женщинах, что пора сделать мужчину жертвой. А они бывают. И это тоже результат жизненных наблюдений.
– Недавно вам исполнилось 70 лет. Вы чувствуете свой возраст?
– Чувствую, но не согласен с ним. Хочу еще пожить, пока силы есть. Моя мама, которая сыграла огромную и важную роль в моей жизни и которая ушла три года назад, немного не дожив до ста лет, говорила: «Сынок, стыдно умирать здоровым человеком». Так вот я себя пока чувствую здоровым человеком.
Санкт-Петербург
Комментарии