Кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования совместно с продюсерским центром «СТОЛИЦА» Музыкального общества Москвы издан сборник вокальных произведений под названием «Каждый класс – хор! Песенный репертуар для уроков музыки». Данное издание – не обычный сборник песен, а своеобразное репертуарное пособие, в котором отразился положительный опыт московских учителей в реализации певческой составляющей современного урока музыки.
Смысл лозунга «Каждый класс – хор», выдвинутого Д. Б. Кабалевским, заключается в том, что каждый коллектив школьного класса может стать настоящим хоровым коллективом, пение которого будет представлять интерес не только как дидактический результат, но и как самостоятельное художественное явление. Это чаще всего происходит при особо благоприятных обстоятельствах: наличии у ребят пробужденной учителем любви к хоровому пению, хорошей организации певческой работы на уроке, имеющихся у учителя-музыканта знаний и умений в области приобщения детей к хоровой деятельности и т.п.). Формированию этих благоприятных обстоятельств способствует Московский конкурс «Каждый класс – хор!». Его участники и особенно победители своим успехом доказали, что и в условиях классной работы можно достичь уровня настоящего искусства.
Итак, выпущен сборник, в котором представлены наиболее значимые вокально-хоровые произведения, прозвучавшие на Московском городском певческом конкурсе «Каждый класс – хор!».
Что же отличает эти произведения? Во-первых, достаточный уровень художественности в рамках певческого жанра, будь то народная песня, произведение современного композитора или хоровое сочинение. Второе отличие заключается в том, что представленные в сборнике произведения уже прошли «апробацию» в среде современных учащихся-москвичей. А это значит, что учителю, которому понравилась та или иная песня, уже не надо мучительно размышлять о том, понравится ли она его воспитанникам или нет. Практически наверняка можно сказать – понравится! Третья особенность помещенного в сборник репертуара – в его достаточно четкой «возрастной обусловленности»: здесь каждая песня рассчитана на определенную возрастную категорию школьников – исполнителей. И потому учителю будет нетрудно отнести выбранное для работы произведение к числу тех, что могут быть разучены в первом, четвертом или пятом классе.
Таким образом, предлагаемый сборник, несомненно, сможет помочь в утолении «репертуарного голода». Преподаватели как общеобразовательных, так и музыкальных школ положительно отзываются о пособии. В настоящее время готовится к выпуску второй аналогичный сборник.
Юлий АЛИЕВ, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии