search
main
0

Каждый из нас видит мир по-разному

Дети с нарушением зрения представляют особую категорию детей, при воспитании и обучении которых необходимо использовать специальные методы и приемы для достижения высокой результативности развития зрительного восприятия как одного из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в специализированном дошкольном учреждении. Для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения необходимо учитывать состояние их зрительных функций.

Выделяют следующие зрительные функции:

1. Острота зрения – способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на определенном, обычно небольшом, расстоянии. Исследование остроты зрения очень важно для суждения о состоянии зрительного аппарата человека, о динамике патологического процесса. Исследуется с помощью таблиц Головина – Сивцева и Орловой. Нормальная острота зрения у большинства людей соответствует единице.

2. Цветовосприятие – способность различать цвета.
Расстройство цветоощущения выявляется с помощью специальных полихроматических таблиц Рабкина, на цветовом поле которых изображены предметы, формы или цифры, которые необходимо распознать и назвать.

3. Бинокулярное зрение – способность воспринимать изображение обоими глазами, объемно. Состояние бинокулярного зрения имеет важное значение при выборе будущей профессии: человек с нарушением бинокулярного зрения не сможет управлять автомобилем, самолетом, с трудом овладевает профессией художника, хирурга, потому что наблюдаются трудности оценки расстояния до предмета. Состояние бинокулярного зрения исследуется на четырехточечном цветовом аппарате.

4. Периферическое зрение, или поле зрения, – воспринимаемое глазом пространство при неподвижном взоре. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. Для точного определения границ поля зрения используется специальный аппарат – периметр. С помощью исследования на этом аппарате выявляется наличие скотом (слепых пятен).

5. Светоощущение – это способность глаза отличать свет от темноты. Его проверяют при рождении ребенка, а также при наличии очень низкой остроты зрения. Если человек не воспринимает свет, это говорит о его слепоте.

Зрительные функции тесно связаны друг с другом и составляют единое целое – акт зрения.

Зрительные функции могут быть нарушены в зависимости от зрительного диагноза ребенка. Например, при наличии миопии предметы вблизи ребенок видит четко, вдали размыто. Это свидетельствует о снижении остроты зрения вдаль, и, как следствие, наблюдаются особенности развития других зрительных функций.

Как же развивать зрительные функции у детей? На коррекционных занятиях с целью повышения остроты зрения учитель-дефектолог использует шнуровки, различные вкладыши, предъявляет детям предметы в различных модальностях (контурные, силуэтные, зашумленные), включает в коррекцию использование современных образовательных ресурсов, таких как специализированный стол с нижней подсветкой и игровой материал серии Монтессори, набор «Пертра», проводит комплексы зрительной гимнастики.

Поднятию остроты зрения у детей в группе способствуют такие игры, как нанизывание бус на леску, наклеивание аппликаций, работа с конструктором, мозаикой, лепка из пластилина.

С целью развития цветовосприятия у детей на коррекционных занятиях используется дидактический материал с чистыми, яркими, насыщенными цветами, контрастными фонами; авторская разработка, предлагаемая детям в виде занятия – презентации на компьютере «Закрепление представлений о хроматических и ахроматических цветах», которое является элементом основного занятия.

Развитию цветовосприятия у детей в группе способствуют занятия по изобразительной деятельности, игры с кубиками Никитина, сюжетно-ролевые дидактические игры с привлечением цветных предметов, игры с мозаикой, при работе с которой не только выкладывается узор по образцу и замыслу, но и группируются одинаковые детали по цвету, строится работа с контрастными цветами.

Развитию бинокулярного зрения способствуют игры с матрешкой, горшочками (вкладывание друг в друга по величине), «Почтовый ящик», «Кольцеброс» (игры с кольцами с целью попадания на столбец набрасываемых колец), «Сбей кеглю», «Попади мячом в кольцо», «Попади по шляпке гвоздя», «Что ближе, что дальше» и другие игры объемного характера.

Работа учителя-дефектолога по развитию зрительных функций носит систематический и длительный характер. Их коррекция в дошкольный период дает положительную динамику развития, что способствует формированию зрительной системы в целом.
Дети с нарушением зрения ежедневно сталкиваются с различными трудностями в игровой и учебной деятельности, причины которых им самим часто остаются непонятны, отсюда появляются неуверенность в своих силах, желание наблюдать за развитием ситуации со стороны. Основная задача учителя-дефектолога заключается в том, чтобы научить детей грамотно пользоваться возможностями своего зрения и вырабатывать самоконтроль за комфортным состоянием зрительной системы. Все это предполагает выполнение комплекса зрительных упражнений и соблюдение офтальмо-гигиенических рекомендаций.
Мы все видим хорошо, но каждый из нас видит мир по-разному!

Татьяна КОРОЛЕВА, учитель-дефектолог колледжа малого бизнеса №4

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте