Для этого нужно совсем немного – научить его жить в мире с собой и другими людьми, то есть воспитать. Для того чтобы воспитывать, важно ответить на два вопроса: какую личность мы хотим воспитать и что главным должно быть в воспитании ребенка.
СтатфактСитуация с охватом детей различными формами дополнительного образования в регионах России не одинакова. Если за точку отсчета взять средний федеральный показатель, а именно – 38,7 процента, то окажется, что лишь 43 субъекта Российской Федерации превышают его.За 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей в России увеличилась на 3,3 процента, контингент обучающихся возрос на 3,2 миллиона детей. Большую часть сети составляют дворцы, Дома и центры детского и юношеского творчества, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической направленности, эколого-биологической и туристско-краеведческой.
Задумывались ли вы о том, какие идеалы транслируют нашим детям развлекательные телепрограммы? Огромную роль в том, что человек подпадает под очарование иллюзорного, самодостаточного мира, мира без страданий, где даже смерть является не более чем развлечением, играет реклама. Реклама, помимо того, что вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые формируют определенное – далеко не самое правильное – отношение к жизни, некий поведенческий стандарт.
Главными ценностями, транслируемыми нашим детям СМИ, являются агрессия и вседозволенность, всесилие и всевластие денег. Сегодня для наших детей публикуются целые библиотечки в помощь начинающим богачам.
Между тем главным в процессе воспитания ребенка должно быть развитие духовности, творчества, трудолюбия. В сегодняшних сложных условиях на систему образования возлагается большая ответственность в области не только обучения, но и воспитания детей.
Воспитательная работа системы образования нашего города строится на основе целевой городской программы «Я – ноябрянин». Ее цель – создание воспитательного пространства для развития личности ребенка, ее самореализации и самоопределения в обществе, формирования человека высокой нравственной культуры, человека-гражданина, патриота, семьянина, специалиста-профессионала путем приобщения каждого ребенка к социально значимой деятельности.
Основные направления программы:
Ц гражданско-патриотическое «Дом, в котором я живу»;
Ц интеллектуальное и художественно-эстетическое «Радуга талантов»;
Ц благотворительное «Город добрых сердец»;
Ц информационное «Юный корреспондент».
Для родителей важно, чтобы ребенок был успешным и счастливым. Попадая в «ситуацию успеха», подросток начинает уважать себя! Ему необходимо чувствовать свою важность и значимость для общества. Без внешкольной работы он все равно найдет приложение своим силам и желаниям, но это может быть и криминальная история.
Охват детей дополнительным образованием в городе сегодня составляет 80 процентов от общего числа школьников, что в два раза выше общероссийского показателя.
Работа идет по нескольким направлениям:
художественное,
спортивное,
техническое,
туристско-краеведческое,
декоративно-прикладное,
гражданско-патриотическое,
эколого-биологическое,
интеллектуальное,
социально-педагогическое,
музейная деятельность.
Если говорить о цифрах, то в Центре детского творчества занимаются 1150 детей, в Центре интеллектуального развития «Ювента» – 1458, в Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва – 700, в детской юношеской спортивной школе №2 – 759. Кроме этого, в школах действуют 367 кружков. Согласитесь, для небольшого города это хорошие показатели.
Педагоги Центра детского творчества разрабатывают и реализуют образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты. Воспитанники детских творческих объединений принимают участие в конкурсах, выставках различного уровня.
Студия костюма «Сияние Севера» удостоена звания «Образцовый детский коллектив», а хореографический ансамбль «Аллегория» – звания «Образцовый любительский коллектив». Воспитанник объединения «Резьба по дереву» Игорь Коновалов стал обладателем Гран-при окружного конкурса «Пою тебя, Седой Ямал!», а юные вокалисты из студии «Радуга» Диана Сулейманова и Диана Биккулова – дипломантами II Всероссийского фестиваля «Каменный Цветок». Старшая группа образцового танцевального коллектива «Крещендо» дважды стала дипломантом и лауреатом международных конкурсов «Петербургская метелица» и «Талисман Удачи».
С уверенностью могу сказать, что ноябрьские дети занимаются спортом не меньше, а порой и больше своих сверстников из других регионов страны. Ведь для этого есть все условия.
В 1987 году при Ноябрьском отделе народного образования была создана детско-юношеская спортивная школа. В 1994-м она стала первой в округе, которой присвоен статус олимпийского резерва. Ребята здесь занимаются баскетболом, настольным теннисом, боксом. Ведется подготовка мастеров спорта, членов сборных команд России, победителей европейских чемпионатов.
Кроме этого, в городе есть спортшкола №2. 26 тренеров-преподавателей ведут занятия в спортивных секциях по акробатике, волейболу, лыжным гонкам, спортивному туризму, кекусинкай карате, тайскому боксу, дзюдо и греко-римской борьбе.
В процессе воспитания нельзя не учитывать интерес детей и подростков к общественным детским объединениям, которые оказывают исключительное влияние на формирование юного человека.
Детские, молодежные объединения, которые действуют в 14 образовательных учреждениях, являются, по сути, школой социального становления детей и подростков. Основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений – формирование здорового образа жизни, социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная деятельность, гражданское и патриотическое воспитание, экологическая и краеведческая деятельность, а также организация досуга.
В декабре 2006 года по инициативе детей и при поддержке Управления образования в городе создана Ноябрьская общественная организация «Содружество детских объединений
«Я-МАЛ». Цель ее создания – координация детского движения в рамках города. Штаб-квартирой «Содружества» стал Центр детского творчества, у которого есть опыт работы в этом направлении: на его базе уже действуют несколько лет городской клуб «Золотая игла» и организация школьников «САМ». «Я-МАЛ» уже неплохо зарекомендовал себя. Проводятся городские мероприятия, появилась возможность участия во всероссийских и международных акциях. В 2008 году «Содружество» получило юридическое оформление, вошло в состав Международного союза детских общественных организаций «СПО-ФДО», стало региональным отделением Общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета». Так что перспективы в этом направлении у города неплохие.
Комментарии