В этом году Россия отмечает 200-летие победы в войне с Наполеоном. Для наших предков Отечественная война 1812 года была предметом гордости. Значение победы в ней трудно переоценить.
Современных детей от этих исторических событий отделяют целых два столетия. За 200 лет многое изменилось: одежда, внешний вид армии, оружие, политический строй, но неизменным остался дух патриотизма той героической эпохи. С современной армией нынешним школьникам более или менее все понятно: о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов написано много рассказов, есть документальные исторические хроники, фотографии, художественные фильмы, в школах проходят встречи с ветеранами. Мы знаем, кто такие ополченцы, партизаны, представляем, как они были одеты, чем вооружены. А что же происходило 200 лет назад? Как могли необученные крестьяне победить врага, если учесть, что у них, у крестьян, не было ружей, сабель да и воевать-то они не учились? Кто смог объединить разрозненных крестьян в организованные крестьянские народно-патриотические отряды?Ребята из актива школьного музея «Естественной истории Земли» ЦО №1449 под руководством педагогов Натальи Дяченко и Виктории Пенкиной начали поиск информации, связанной с народным ополчением Отечественной войны 1812 года, чтобы принять участие в тематическом смотре-конкурсе школьных музеев «Славься, Отечество наше свободное!», посвященном 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года в рамках XII фестиваля «Юные таланты Московии». Здесь на помощь пришли книжные и энциклопедические ресурсы школьной библиотеки.Работа по подготовке к конкурсу шла по трем направлениям. Первая группа ребят занялась поиском материала о русском оружии Отечественной войны 1812 года. Ребята узнали об ошарашнике, охряпнике, рогатине, окачурнике. Вторая группа собирала сведения о руководителях крестьянских народно-патриотических отрядов – Василисе Кожиной и Денисе Давыдове. Всем известен исторический факт, что Денис Давыдов предложил создать партизанские отряды, которые были сформированы из исключительно военного элемента и имели военную организацию и дисциплину. Ребята из третьей группы исследователей провели большую поисковую работу и выяснили, что раньше организованных отрядов Дениса Давыдова возникло народное ополчение (или, как его называют в современной исторической литературе, крестьянские партизанские отряды), оно состояло преимущественно из помещичьих крестьян, из народа. Идея создания народного ополчения пришла братьям Лесли, а вернее Александру Лесли – смоленскому дворянину шотландского происхождения, о котором упоминает Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Актив музея познакомился с потомками семьи Лесли, проживающими в Москве, поддерживает с ними связь.Для выступления ребята сами под руководством учителя технологии Георгия Емелина изготовили демонстрационные копии оружия ополченцев. Охряпник, ошарашник и рогатина стали исторически достоверными, изготовленными из дерева по тому же самому принципу, что и 200 лет назад. Экспертом по костюмам была учитель технологии Надежда Петухова. Заведующая школьной библиотекой Елена Синцова подготовила с будущими конкурсантами инсценировку «Василиса Кожина идет на войну». Сценка получилась яркой и очень интересной. В процессе репетиций у ребят раскрылись творческий потенциал и артистическое мастерство. Во время выступления на конкурсе ребята так вжились в образ первых русских ополченцев, что зрители порой забывали, что актеры – обычные современные школьники. Для того чтобы инсценировку смогли увидеть не только участники конкурса и жюри, ребята несколько раз выступили и на сцене актового зала ЦО №1449 для родителей, учителей и учащихся. Самой значимой частью выступления была исследовательская работа «Лесли» (научный руководитель учитель истории Елена Корчиго).На окружном этапе конкурса в октябре 2011 года были представлены 30 работ школьных музеев. Творческая презентация музея «Естественной истории Земли» ЦО №1449 была признана самой емкой, интересной, яркой и заслуженно получила 1-е место. Городской этап смотра-конкурса проходил на базе Московской городской станции юных туристов в ноябре 2011 года, в нем приняли участие 490 человек из 61 музея образовательных учреждений всех округов Москвы. Выступление музея «Естественной истории Земли» ЦО №1449 было оценено по достоинству и заняло почетное 2-е место. На память о конкурсе ребята решили снять фильм «Народный характер войны 1812 года». В фотоальбоме школьного музея размещен фоторепортаж, снятый в процессе выступлений и репетиций руководителем музея Викторией Пенкиной, она же оформила тематический стенд.Работа музея «Естественной истории Земли» ЦО №1449 – шаг в воспитании у детей чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, составляющими компонентами школьной жизни.
Комментарии