search
main
0

Каждый хозяин своего жизненного пути Сфера профессиональных интересов

Продолжаем публикацию материалов специализированного социально-психологического тренинга, ориентированного на использование в школьной аудитории. В данной статье приводится содержание занятия по теме “Сфера профессиональных интересов”.
Началом работы с этим разделом тренинга будет тест “Разумное сочетание, или Трудоголик”, который поможет участникам осознать свое отношение к работе как интеллектуальной, так и физической. Материалы теста будут использоваться во время проведения этюдов этого раздела.

Трудоголик
Разумеется, вы знаете, что есть люди, одержимые своей работой. Они настолько увлечены этим, что не замечают все остальные стороны жизни. Семья, отдых, даже собственное здоровье забываются до тех пор, пока есть силы на работу. А как относитесь к своим трудовым обязанностям вы? Тест поможет определить уровень вашего трудоголизма. На каждое утверждение теста нужно дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.
1. Даже во время еды я думаю о том, что нужно сделать в ближайшее время.
2. В каникулы я лучше поработаю в библиотеке или с репетитором, чем просто лежать на диване и смотреть телевизор.
3. Мне хронически не хватает времени, чтобы все успеть.
4. Одноклассники, которые приходят ко мне, чтобы просто поболтать, раздражают меня.
5. Когда у меня нет конкретного дела, бездействие раздражает меня.
6. Мне часто не дает покоя мысль, что я еще что-то должен сделать.
7. Заболев, я не тороплюсь к врачу, а стараюсь работать в прежнем режиме.
8. Я не люблю сидеть без дела и всегда стараюсь найти для себя занятие.
9. Меня часто раздражает непонятливость и медлительность других людей.
10. Для меня очень важно, чтобы окружающие считали меня работящим.
За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация
1-3 балла. Вы не являетесь рабом работы, видите и другие прелести жизни. Это неплохо, но, может быть, вы вообще не воспринимаете работу как одну из потенциальных радостей жизни. Вам стоит больше внимания уделять выполнению своих трудовых обязанностей.
4-6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, вы явно считаете работу частью своего бытия, но не предметом поклонения. И вы в этом правы. В жизни нужно видеть радость и от работы, и от общения с окружающими, и от единения с природой, и от простого отдыха.
7-10 баллов. Работа является основой вашей жизни, другие радости вам практически недоступны. Однако всякое излишество вредно для вашего здоровья. Вам стоит пересмотреть свое отношение к работе, иначе…

Заявление
Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть. Давайте сейчас зафиксируем то, что вы можете в профессиональном плане, в виде заявления на биржу труда. Представьте себе ситуацию, что вы обратились туда со своим заявлением. В нем должны быть отражены все ваши профессиональные знания и умения: что вы закончили или где учитесь, какой разряд имеете и т.д. Обязательно напишите, сколько вы хотели бы получать за свой труд.
В течение 3 минут поразмышляйте над этими серьезными вопросами, которые связаны с вашим настоящим и будущим. Что вы можете противопоставить сложным экономическим обстоятельствам современной жизни: росту цен, снижению благосостояния семьи, угрозе безработицы и т.п.? Чем вы владеете в достаточной степени, чтобы это пригодилось в жизни? Что умеете делать уже сегодня почти профессионально? Чем и как вы сможете зарабатывать себе на жизнь, и не только обеспечивая себя, но и помогая своим родителям?
Желательно, чтобы это были ответы, характеризующие вас непосредственно в данный момент. Но допускается и взгляд в будущее, на 1-2 года вперед, если вы уверены, например, что за это время научитесь профессионально работать на компьютере и сможете зарабатывать деньги именно так.
Рекомендации ведущему. Этот самоанализ желательно сделать письменно, но, если некоторые участники не захотят этого делать, не следует настаивать, пусть просто подумают о себе эти 3 минуты. Не забудьте включить музыкальное сопровождение для этого этюда.
Итоги подводятся с помощью самооценки в пределах 10 баллов. Когда вы будете оценивать себя, обратите внимание на свою готовность к серьезной работе. Действительно ли вы можете уже сегодня профессионально выполнять какие-то виды деятельности?
Психологический комментарий. Это очень сложная тема, и для некоторых участников она является весьма трудной. Но уходить от ее обсуждения не следует, так как все равно школьники над этими вопросами задумываются, пытаются найти пути применения своих сил, чтобы помочь семье или заработать на свои мелкие расходы. Нужно дать им возможность взглянуть на себя, подумать над своим образом жизни.

Фотография дня
Успешно прожить один день – с этого начинается искусство жить.
Самый главный экономический ресурс – время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час (день, месяц) утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения с временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда девать время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, позавчера? А несколько дней назад?
Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера. Для этого заполните бланк “Фотографии дня”, который используется специалистами для хронометрирования различных процессов.
После заполнения этого бланка вы объединитесь в пары и обсудите результаты работы.
Рекомендации ведущему. Заполнение бланка “Фотографии дня” проводится индивидуально в течение 3 минут. После этого участники объединяются в пары и обсуждают полученную информацию.
По итогам работы в парах участники выставляют друг другу взаимные оценки в пределах 8 баллов. Основными критериями оценки могут быть полнота заполнения бланка и содержательность прожитого дня. Возможен более целенаправленный качественный вариант анализа дня, например, в следующем стиле с учетом конкретных показателей:
“В течение дня я работаю … часов, ем … раз, отдыхаю … часов. Я читаю … страниц, смотрю телевизор в течение … часов. За один день я успеваю … часов поболтать с друзьями, провести … деловых встреч. Кроме того, я прохожу … км, … раз пользуюсь общественным транспортом и т.д.”.
Психологический комментарий. Упражнение предназначено для осознания участниками необходимости бережного отношения к своему времени, так как для юношеского возраста характерна определенная безответственность, безалаберность, разбросанность.

С первого взгляда,
или Философия преуспевающих

Сильнейший тот, кто улыбается.
Японская пословица

Преуспевающего человека узнают с первого взгляда. Сразу видно, что в нем “что-то есть”, чувствуется, что он несет в себе творческий заряд. У него открытый взгляд, уже с первых его слов ясно, что он способен добиться превосходных результатов. Он овеян определенным духом. Это дух инициативы. Мужества и радости труда. У преуспевающего человека свои, присущие только ему взгляды на жизнь. Он не верит в интриги и ложь, не верит в случайность. Он не ждет лучших времен, он знает, что это только отговорки. Он верит в действенность своих усилий, верит, что способен превозмочь трудности. Он верит прежде всего в движущую силу, которая исходит от великих целей.
А теперь несколько признаков неудачника, по которым мы можем достаточно легко определить, что перед нами далеко не преуспевающий человек. У него “все валится из рук”, толком ничего не выходит. Он очень редко встречается с успехом и в делах, и личной жизни. Ему вечно перебегают дорогу черные кошки. Он часто подавлен. Любые трудности ему кажутся непреодолимыми.
А кто вы? Если принять за 100% личность человека, то сколько процентов в вас будет от преуспевающего человека, а сколько от неудачника? Дайте приблизительный ответ, исходя из ваших субъективных ощущений. При этом сумма должна составлять 100%.
После этого вы объединитесь в малые группы и обсудите свои показатели. Каждая группа должна решить вопрос о том, кто же из вас более преуспевающий, т.е. проголосовать за одного человека, который докажет, что он действительно самый преуспевающий. Каждый из вас аргументирует свое утверждение, комментируя его, и отвечает на вопросы остальных участников.
Рекомендации ведущему. Эта форма работы в малых группах участникам уже знакома, но тем не менее им нужно помочь объединиться и сесть лицом друг к другу. В малой группе не должно быть по 3-4 человека.
После выступления всех участников малая группа оценивает выступление каждого по прежней схеме: максимальный балл – 10 ставится общим решением малой группы тому участнику, который сумел доказать, что он самый преуспевающий. Восемь баллов ставится второму члену малой группы, шесть баллов – за третье место и три балла – за четвертое.
Психологический комментарий. В основе данного упражнения лежит фрагмент работы немецкого психолога Н.Энкельмана “Преуспевать с радостью”, с которой мы рекомендуем познакомиться.
Работа над содержанием этюда помогает участникам осознать свои сильные и слабые стороны именно в деловой сфере. Для более глубокой и содержательной проработки данного материала следует обобщить предложения участников. Оформление можно поручить участнику, который выступает в роли секретаря. Предложения в перечень признаков преуспевающего человека вносятся большинством голосов, но обязательно после обсуждения и выслушивания аргументов “за” и “против”. Если таких аргументов участники высказать не могут, ведущий сам приводит свои доводы.
Закончить этот этюд можно ранжированием по признаку “Преуспевающий человек”.
Вполне возможно проведение ранжирования с использованием приема “дирижер”. Роль его играет один из участников, который строит ранг “Преуспевающий человек”, исходя из своих представлений о членах группы. Дирижер называет тренинговое имя участника и приглашает его встать в начале ранга, затем называет другого и так далее до тех пор, пока каждый не будет поставлен в общий ряд.
У участников есть право спросить: “Почему я на этом месте?” Дирижер отвечает, какими обстоятельствами он руководствовался во время своего выбора. В конце он должен сам встать в этот общий ранг, тем самым обозначив свое место.
Примеры из практики. Обобщенный список признаков преуспевающего человека: трудолюбие, умение общаться, ум, ловкость, энергичность, умение учиться, вера в себя, свои силы, сила воли, собранность.
В перечень признаков неудачника были включены следующие: слабохарактерный, ленивый, опустивший руки, медлительный, разочарованный, фаталист, глупый, не желающий учиться, глух к советам, неорганизованный, застенчивый, непрезентабельный, скучный, занудный.

Мое призвание
Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нем думают другие люди? Каким они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере? Сейчас у вас есть возможность узнать, каким видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведем опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Поэтому будете задавать друг другу только один вопрос: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?” Для более организованного проведения этого опроса будем использовать специальный бланк – опросный лист.
Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать этот вопрос. Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше мнений о своем профессиональном будущем. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно записать в графе возможную профессию обратившегося человека. Вы делаете вывод, исходя из своих представлений о нем и того нового, что вы уже смогли узнать на этом занятии. Наименование профессии сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с наименованием профессии получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то балл не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут.
После окончания времени, отведенного на проведение опроса, мы подведем итоги, определяя, какие призвания вам пришлись по душе.
Психологический комментарий. Этот этюд вызывает особое оживление в группе, так как для участников любого возраста всегда интересно узнать, какими же видят их окружающие, какие способности у них проявляются.
Во время работы часто возникают досадные сбои, связанные прежде всего с тем, что из-за ограничения времени группы пытаются ускорить контакты. В результате этой спешки участники повторяют одни и те же наименования призваний разным лицам. Поэтому в начале работы их следует предостеречь от этой ошибки. Кроме того, нужно посоветовать не смотреть на то, что написали до тебя.

Конкуренция или взаимопомощь?
Многие уверены, что выжить можно, только думая о себе, конкурируя с другими людьми. Другие убежденно утверждают, что человек более счастлив, если он оказывает постоянную помощь и поддержку другим людям.
Какой точки зрения придерживаетесь лично вы и почему? И что вы могли бы посоветовать сторонникам противоположной точки зрения? Сейчас у вас будет возможность высказаться и с той, и с другой точки зрения. Для этого вы встанете в два больших круга лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем круге, будут играть роль людей, которые уверены, что выжить можно, только думая о себе, конкурируя с другими. Вы должны найти как можно больше аргументов в защиту своей позиции. Участники, оказавшиеся во внешнем круге, будут играть роль людей, которые убеждены, что человек более счастлив, если он оказывает постоянную помощь и поддержку другим. Вам также нужно активно аргументировать свою позицию.
Затем по сигналу ведущего внешний круг сделает 1-2 приставных шага вправо, и участники окажутся напротив нового партнера. Внутренний круг стоит на месте, не двигаясь ни в ту, ни в другую сторону. И начинается новый диалог, причем роль не изменяется. О смене роли вас предупредят особо. Во время общения с новым партнером постарайтесь усилить свою аргументацию, вспомнить и придумать новые доводы в пользу своей точки зрения. Через 1-1,5 минуты снова будет смена партнера и т.д.
Рекомендации ведущему. Для организации этой формы тренинга приходится, как правило, сдвигать столы, расставляя их вдоль стен, чтобы освободить центр помещения.
Оценка результативности работы осуществляется ведущим. Вы спрашиваете после очередного перехода, кто из участников смог убедить своего партнера.
Психологический комментарий. Этот тренинг носит общее название “карусель”. Его можно проводить и сидя, т.е. учащиеся садятся на стулья, расположенные также в два круга. В этом случае по сигналу ведущего ребята, сидящие на стульях, образующих внешний круг, одновременно встают и пересаживаются на стул, стоящий справа, и начинается новый этап работы.
Чередование ролей, которые исполняют во время диалогов участники, может быть и другим. Например, три перехода подряд внутренний круг играет одну роль, а внешний круг – другую. Роль оставляется для того, чтобы участники могли во время диалога с новым партнером использовать дополнительные аргументы в защиту своей позиции, находить другие интонации или в целом по-другому построить свой диалог, попробовать иную тактику убеждения. Для этого они несколько раз подряд должны сыграть одну и ту же роль перед разными людьми.
Наиболее оптимальная позиция ведущего во время работы “карусели” – в центре круга. Здесь хорошо видно все происходящее, в любой момент вы можете подключиться к обсуждению ситуации одной из пар, помочь тем, кто никак не может начать свой диалог, и т.п.
Эта форма работы дает прекрасную возможность отработать коммуникативные навыки – вступления в контакт и выхода из него. За 10-15 минут этого тренинга ребята успевают по 5-6 раз сменить партнера, и каждый раз им приходится приветствовать нового человека.
Может быть, придется одну-две “карусели” посвятить именно формированию навыка приветствия, не стоит жалеть на это времени. Зато в последующем многие проблемы, связанные с установлением контактов, будут решаться значительно проще, а значит, и тренинг будет эффективнее. Точно такое же внимание следует уделять и выходу из контакта, окончанию диалога, специально работая над этой процедурой. Самым эффективным способом в данном случае является прямая демонстрация различных возможных вариантов начала и окончания диалога самим педагогом.

Увольнение

Когда двое ссорятся – всегда виноваты оба.
Л.Толстой

Человеку, к сожалению, часто приходится испытывать стрессовые перегрузки. Особенно это актуально сегодня, когда многим людям трудно создать достойные условия для жизни. Они много работают. Но еще хуже положение тех, кто потерял работу или находится под угрозой ее потери. Большинство к этому просто не готово, ведь в их жизни раньше не было подобных ситуаций. Надо научиться выходить из таких экстремальных ситуаций достойно, а главное – сохраняя и физическое, и психологическое здоровье. Значит, нужны регулярные тренировки. Приступим.
Объединитесь в группы по 7-8 человек и внимательно выслушайте инструкцию. Все члены вашей группы являются сотрудниками одного предприятия. Вы несколько лет успешно работали, ваша продукция пользовалась спросом на рынке, предприятие получало неплохие прибыли. Но вдруг все изменилось. Ваш товар перестали покупать, на складе предприятия скопились большие партии нереализованного товара, вырос долг перед банком, который требует уплатить и долг, и проценты.
В связи с тяжелой финансовой ситуацией, сложившейся на вашем предприятии, необходимо уволить одного или двух человек. Это может спасти все предприятие. Кто будет этим человеком? Вы решаете самостоятельно, так же как и вопрос о том, по каким критериям вы это сделаете. Какой процедурой вы воспользуетесь – это тоже ваше решение. У вас есть для решения этого сложнейшего вопроса 5 минут.
И еще одна просьба, обсуждение такого вопроса – дело очень сложное и деликатное. Поэтому постарайтесь быть по отношению друг к другу очень тактичными и в то же время принципиальными, ведь решение нужно принимать, учитывая какие-то личностные основания.
Рекомендации ведущему. Обращаем ваше внимание на то, что вы должны четко объяснить, что единственный эффективный выход из этой ситуации – увольнение одного или двух сотрудников.
Оценка работы: уволенные получают по 3 штрафных балла за то, что не смогли отстоять свое право на труд.
Психологический комментарий. Естественно, что данный тренинг вызывает отрицательные эмоции, возможны обиды и конфликты между членами малых групп и т.п. Поэтому использовать этот этюд нужно очень осторожно, постоянно ощущая настроения групп.

Кодекс потребителя

Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав.
Ч.Лэм

В экономической сфере жизни мы все время от времени бываем в роли потребителей, покупателей. Огромное количество людей каждый день ходит по магазинам, покупает продукты и товары на рынках. А как и кто нас защищает от произвола производителей и обмана продавцов?
Конечно, в стране есть законы, но не будем надеяться на других. Давайте сейчас составим свой вариант “Кодекса потребителя (или покупателя)”, в котором зафиксируем в сжатой и лаконичной форме основные права и обязанности покупателей.
Сначала в течение 3-4 минут каждый из вас набросает свои предложения в этот кодекс, а затем мы соберемся в большой круг, обсудим то, что вы будете предлагать, и примем согласованный текст кодекса. Причем чем больше ваших предложений войдет в принятый кодекс, тем больше баллов вы сможете записать в свою ведомость учета.
Рекомендации ведущему. На первом этапе вы помогаете участникам работать индивидуально, т.е. включаете музыку, останавливаете посторонние разговоры и общение, а затем собираете их в большой круг для обсуждения поступающих предложений.
Психологический комментарий. Нужно дальше постепенно передавать функции ведущего участникам, для того чтобы они имели возможность тренировать навыки лидера. Это достаточно серьезное испытание для многих из них. Если такой практики во время тренинга не будет, то его эффективность значительно снизится.

Честь бизнесмена
Человеческая деятельность, которую сегодня называют бизнесом, имеет столь же длительную историю, как и история развития частной собственности и рынка. Но бизнес – это не просто способ существования человека, позволяющий ему делать деньги. Жулики тоже делают деньги, но это не бизнес. Любые действия, расходящиеся с духом и буквой закона, никогда не воспринимались ни населением, ни государством как бизнес. Недаром среди деловых людей Запада большой популярностью пользуется аксиома: “Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дело с воровством”.
Рекомендации ведущему. Работа с этим заданием проводится в три этапа: индивидуальный (участники заполняют таблицу, составляя два списка), обсуждение результатов в малых группах и общий круг. Помогите участникам на каждом из них. На первом этапе ваша помощь нужна для того, чтобы участники смогли сосредоточиться, не мешали друг другу.

Индивидуальная защита от безработицы
В условиях становления рыночной экономики никто из нас не застрахован от возможности потерять работу, а выпускник школы, к сожалению, не имеет никаких гарантий получить ее. Что делать в этой ситуации? Вы сможете найти много книг, в которых описываются различные способы поиска работы. Но они написаны для всех (и специалистов, и начинающих, и пожилых, и молодых).
Давайте подумаем над индивидуальной программой самозащиты от безработицы. Какие пункты следует каждому из вас включить в эту программу?
Рекомендации ведущему. Сначала дайте участникам время на обдумывание индивидуальной программы (3-4 минуты), а потом еще 5 минут для работы в малых группах. После этого выслушаете представителей групп, фиксируя их высказывания на доске или в специальном протоколе.

Штраф
Каждый сам является хозяином своего жизненного пути.
Народная мудрость

В жизни каждого из нас бывают очень приятные и очень неприятные минуты. Но в любом случае приходится делать выбор. Можно, конечно, от него отказаться и тем самым уйти от ответственности. Но это не самый эффективный способ решения жизненных проблем. Вот и сейчас перед вами будет выбор, который придется сделать.
Вам выдается каждому по три штрафных балла. По итогам работы первых часов тренинга вы должны распределить эти баллы. Кому и за что вы будете выдавать эти штрафные баллы, вы решаете сами. Подумайте хорошенько. Это серьезный жизненный выбор и для вас, и для того человека, которому вы выдадите штраф.
Психологический комментарий. Распределение штрафных баллов – довольно сложная и неприятная процедура, поэтому многие из них стремятся просто “отсидеться”. Если вы увидите это, следует остановить процедуру и еще раз объяснить ее правила, подчеркнув при этом, что все этюды и упражнения тренинга имеют определенный смысл и уклоняться от их выполнения нецелесообразно. Чтобы решить вопрос о том, кому выдать этот штраф, нужно по меньшей мере внимательно наблюдать, как работают другие члены группы, а не замыкаться в себе.

Промежуточный итог
В конце работы над этой темой, как обычно, – мягкое ранжирование. Участники подводят итоги работы, суммируют все полученные баллы, а затем собираются в общий ранговый круг. Ответы на уже известные им вопросы и новое обязательство, какое место будет в следующий раз.
Александр ПРУТЧЕНКОВ,
доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте