Слесарь был краток: “Сами ремонт делаете? 250 рублей за отключение водопроводного стояка за час. И не жалуйтесь – на Кутузовском это больше тысячи обходится”. Спрашивается, а при чем тут слесарь, от отключения воды страдают ведь жильцы. Но ничего не поделать: кто у трубы – тот и власть.
Свой ежегодный профессиональный праздник 17 марта работники коммунальных служб отметили форумом, где снова говорили о проблемах. Похоже, реформа застопорилась, несмотря на то, что правительство требует от Госстроя видимых результатов. И дело вовсе не в том, что сорвалась названная реформой добровольная 100-процентная оплата жилья и коммунальных услуг в Москве. Это-то было неизбежным, как любая политическая акция, непопулярная в народе.
Реформирование тормозится: не выдерживаются заданные сроки. На несколько лишних месяцев застрял в правительстве новый Жилищный кодекс. Он должен будет определить права граждан на собственность, аренду, наем, социальный наем. В нем должны быть прописаны такие важные вопросы, как завершение бесплатной приватизации, выселение должников за жилье, уточнение перечня льготников и т. д. Сейчас права квартиросъемщиков остаются такими же, как и права собственников. А отсутствие реальных договорных отношений – нарушение прав и тех, и других.
ЖКХ – монополист, а с ними, как видно на примере хотя бы энергетической и железнодорожной отраслей, договориться о реформировании в намеченные правительством сроки не получается: слишком много кровных интересов здесь завязано. Все жилищно-коммунальное хозяйство к тому же в руках местных властей, центр может только определить общие правила.
Одним из них был провозглашен постепенный переход к 100-процентной оплате населением жилья и коммунальных услуг. Но даже это первое условие, выдвинутое федеральным центром, натолкнулось на сильное сопротивление губернаторов. С одной стороны, они кивают на бедность населения, когда за субсидиями потянется две трети жителей, а может, и больше: губернаторы зачастую не могут сделать даже приблизительных расчетов. С другой стороны, остаются запутанными финансовые взаимоотношения в этой сфере, которая постоянно недополучает средства из местного бюджета и от предприятий. Какая уж тут рыночная экономика, какое привлечение инвестиций?
Этап первый: деньги решают все
Коммунальные предприятия и организации, как утверждают исследователи, никогда не были объектом тщательных проверок. Смета у них, конечно, есть, но на самом деле никто не знает, как тратятся деньги владельцев квартир и местной казны. Учет затрат организаций отрасли ведется “котловым методом”. Говорят только, что есть среди их расходов видеокамеры и спортинвентарь, проведение профсоюзных конференций и тому подобное.
Принимались решения об аудиторской проверке этих эксплуатационных организаций. Однако на 15 тысяч жилищных контор в стране приходится 20 тысяч аудиторов. Можно сказать, что по-настоящему проверить их просто некому. К тому же на это нет денег.
В каждом регионе свои взаимоотношения между дэзами, местным бюджетом и коммунальными предприятиями, разница значительна и в финансировании, отмечает наш собеседник – практик коммунальной сферы. “И каждый хитрит, как может, – признается он. – А куда деваться? Например, в расчеты стоимости услуг естественных монополий нам закладывают минимальную зарплату в качестве расчетной единицы 100 рублей, но платить-то я должен людям по закону, исходя из МРОТ в 450 рублей! Разница ложится на местный бюджет. И таких маленьких хитростей очень много”.
О том, что жилищно-эксплуатационная отрасль остается “черной дырой”, говорят данные о стоимости обслуживания одного квадратного метра жилья. В различных регионах разница составляет 10 раз! Да что там в регионах, в ведомственных домах предприятий-соседей она отличается в 1,5 раза.
100% по счету
По словам министра экономразвития Германа Грефа, население России в ближайшие 5-7 лет будет оплачивать 50-55 процентов стоимости услуг этой сферы, а введение новой системы функционирования жилищно-коммунального комплекса займет полгода. Такой срок потребуется на создание информационных систем, баз данных собственников жилья и квартиросъемщиков, развитие сети пунктов предоставления жилищно-коммунальных субсидий, а также обучение персонала.
Частью наведения финансового порядка станет и открытие лицевых счетов для льготников, которые будут перечислять с них средства непосредственно предприятиям отрасли. Предстоит пересчитать тех, кто получает льготы независимо от занимаемой площади и зарплаты, и как-то их ограничить. Однако как вызов этому решению правительства в Москве приняли постановление о 50-процентных льготах по оплате жилья чиновникам.
Но все же, кроме вытягивания из населения денег, еще есть и немалые резервы. Если бы мы увидели, что начинают реформу с них, то, пожалуй, скорее прониклись заботами правительства о дырявых трубах.
За того парня
Справедливой мерой стало бы и наведение порядка с неплательщиками. Выкладывать свои кровные “за того парня” уже никто не хочет. А наши старые дома таковы, что технически одного жильца отключить от тепла и воды трудно.
“Причем неплательщик получает коммунальные услуги каждый день, а нам по Жилищному кодексу сегодня приходится ждать полгода, прежде чем с ним судиться, при этом отключать ему свет или тепло без судебного решения нельзя”, – досадуют коммунальщики.
Хозяевами своего жилья большинство из нас еще стать не готово. Кондоминиумы слабы, и с ними монополисты не считаются. Реальнее, как обещают, создание института управдомов.
Никому не верю, посчитаю сам
Экономия ресурсов – одна из составляющих реформы ЖКХ. В частности, уже на первом этапе предусматривается установка счетчиков на воду, газ, тепло. Но сейчас они ставятся только на дом или подъезд, и их крайне мало. А это первое, что может побудить к экономии, потому что сейчас мы оплачиваем все потери коммунальных служб. К тому же при общем счетчике получается, что сегодня каждый платит и за льготников своего дома или подъезда.
В новостройках установка счетчиков недавно стала нормой. В старом жилье, как обещают, счетчики будут устанавливаться при капитальном ремонте.
Шаг за шагом
К началу 2004 года тарифы на услуги ЖКХ станут едиными для всей страны, появятся социальные счета, а в 2004-2005 годах примутся за формирование рыночных механизмов в этой отрасли. Все работы по обслуживанию жилищного фонда в городах с населением более 200 тысяч человек, как запланировано, будут выполняться на конкурсной основе. Сейчас же дэзы, различные товарищества, кондоминиумы в одном микрорайоне обладают разными правами. А с 2006 года в ЖКХ начнут привлекать инвестиции, в том числе и частные, под гарантии государства. Предполагается, что к тому времени риски инвестирования будут невелики, финансы этой сферы прозрачны, а управленцы наберут необходимый опыт.
“Реформа ЖКХ должна начинаться снизу, – считает сопредседатель Союза потребителей РФ Анатолий Голов. – Потребитель должен знать, за что он платит, и иметь возможность проверить тарифы и качество услуг. Отношения его с коммунальщиками должны быть симметричными. Если житель обязан платить пени в случае просрочки платежей, то и ему должны возмещать, скажем, ущерб от неработающего лифта. Но механизмы такого взаимодействия пока не отработаны”.
Союз потребителей даже написал для жителей инструкцию по борьбе с произволом жилищно-коммунальных служб. Так что можно считать, что мы уже вооружены для борьбы за свои права.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии