Начался муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Напомним, что Всероссийская олимпиада проводится по 24 предметам в четыре этапа. Муниципальный – это второй этап состязания, на него приглашаются учащиеся, успешно прошедшие первый, школьный, а также победители и призеры муниципального этапа прошлого года. В этом году впервые попробовать себя в качестве участника муниципального этапа Всероссийской олимпиады наряду с детьми смогут директора и заместители директоров московских школ. Организацией мероприятия занимается Центр педагогического мастерства совместно с Московским центром развития кадрового потенциала в образовании.
Москва уже несколько лет назад перешла от системы работы с одаренными детьми в специализированных гимназиях и лицеях к развитию таланта ребенка в каждой школе. И достигла в этом больших успехов: ребята из 227 московских школ в этом году стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Важную роль в этом играет то, что администрация образовательного учреждения уделяет большое внимание работе по развитию таланта. Это не просто личное дело учителя – работает вся система в целом. Заслуга школы в успехе ребенка не только в том, что его хорошо подготовили по какому-то предмету, но и в том, что ему была оказана психологическая поддержка, было уделено внимание другим, смежным, предметам, часто предлагался индивидуальный учебный план.Олимпиады сегодня не только средство выявления одаренных детей. Это способ каждому найти ту область знания, где он талантлив. Поэтому олимпиады должны проводиться качественно, становиться праздником для ребенка и быть частью системной работы.Но для этого важно, чтобы те, кто работает в школе, сами увидели, что такое олимпиада. Ведь не все школьные администраторы на себе испытали, что это такое (когда многие из них учились в школе, не было такой развитой системы интеллектуальных соревнований). И по инициативе одного из директоров московских школ возникла идея дать возможность управленческим командам поучаствовать в дубле муниципального этапа Всероссийской олимпиады. Все это организовано Центром педагогического мастерства совместно с Московским центром развития кадрового потенциала в образовании. Дубль олимпиады проходит в тот же день, когда ее пишут дети, с небольшим опозданием, связанным с опасностью утечки информации. Все происходит по тем же самым правилам и по тем же самым «детским» заданиям. У школьных администраторов есть возможность написать олимпиаду, предварительно зарегистрировавшись и выбрав желаемый предмет и класс. Во-первых, интересно проверить собственные знания, а во-вторых, увидеть процедуру проведения олимпиады. Уже опубликован график олимпиад и идет регистрация для директоров.
Результаты будут известны только самому участнику, ведь это не является соревнованием между директорами.
Иван ЯЩЕНКО, директор Центра педагогического мастерства
Мнение
Ирина ТРУС, директор школы №1293, участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников:- Из года в год огромное количество ребят из нашей школы участвуют в олимпиадах, занимают высокие места. И мне всегда было интересно посмотреть на задания олимпиад, ведь они, безусловно, отличаются от заданий ЕГЭ или ОГЭ. Я выбрала для себя предмет «Обществознание», хотя не являюсь учителем-предметником, по образованию я социальный педагог, педагог-психолог, скорее менеджер, много лет вообще не работала в школе, а потом вернулась туда из структур бизнеса. Я посещала занятия «Кружка от чемпионов», который ведут студенты – победители олимпиад. Я поразилась энциклопедическим знаниям Арины Соловьевой, которая проводила эти занятия. Огромная благодарность Центру педагогического мастерства, под эгидой которого существуют такие кружки. По тем заданиям, которые я видела, понимаю, что мало изучать обществознание в школьном формате. Тут нужны знания по целому ряду предметов – истории, литературе, философии, которую не изучают в рамках школьной программы. И олимпиада это очень хорошо показывает. Это возможность расширения своих знаний.Побывав на олимпиаде, я вынесла оттуда замечательные впечатления: с одной стороны, ощущения детства – школьных, студенческих лет, а с другой – появилось реальное понимание того, как нужно выстраивать олимпиадную работу, как настраивать детей на участие в самых разных олимпиадах. Ведь это дает и дополнительные баллы в портфолио, и дополнительную концентрацию всех своих знаний и умений. Задания носили многопредметный характер, что очень важно в современном мире.Я выбрала седьмой класс, в противном случае я вряд ли смогла бы почувствовать моменты, которые мне были важны как руководителю школы. Для того чтобы ответить на вопросы олимпиады, требовались знания и в экономике, и в обществознании, и в статистике, нужно было уметь оперировать разнообразными понятиями, а тут необходимы логика, математические знания. Важно было уметь точно выстраивать свои мысли, быть кратким, приводить аргументы, вычленять существенные аспекты. Масса компетенций, которые только на уроках обществознания ребенок не может получить. Это, безусловно, и навык смыслового чтения текстов, которое должно присутствовать не только на уроках литературы, ведь анализ текста мы используем на всех предметах.После посещения олимпиады я, конечно же, буду давать рекомендации учителям: нужно объединять материал разных предметов.Смысл был не написать олимпиаду по выбранному предмету, а решить управленческие задачи, которые стоят перед директором. Понять, как мотивировать детей к участию в олимпиадах: говорить не только о том, что это даст им возможность поступить в институт, но и о том, что человек должен уметь применять свои знания и умения в ситуациях, которые не привязаны к чему-то конкретному.Александр АНТИПОВ, директор школы №1573, участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников:- Мы пошли на олимпиаду по ОБЖ всей управленческой командой. Это директор и заместители директора – четыре человека, которые прошли независимую аттестацию. Сначала каждый хотел выбрать свой предмет, я, например, историк по образованию, но потом планы изменились. В нашей школе много победителей олимпиад по другим предметам – по литературе, русскому языку, но не по ОБЖ. А именно там интегрируются разные предметы – и медицина, и биология, и химия… Может быть, кому-то это покажется странным, но аргументы были следующими: у нас пять кадетских классов, и в них не так много победителей и призеров олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности. Притом что качество образования в этих классах достаточно высокое: мы занимаем 24‑е место в городе в рейтинге кадетских классов. И мы хотим, чтобы у кадет были высокие результаты не только в мониторингах, не только в ЕГЭ и ОГЭ, но и в олимпиадах. К тому же вопросы безопасности являются самыми главными и общими для управленческой команды. Мы специально не готовились к этой олимпиаде, хотели увидеть саму процедуру, чтобы, когда мы проводим школьные туры, не допускать нарушений каких-то регламентов. Хотели отработать все от начала до конца, понять, насколько содержательные вопросы мы включаем в образовательную программу, в какой мере дополнительное образование нацелено на практическую часть. Хотелось пропустить эту ситуацию через себя. Такой опыт у нас есть: всем коллективом мы сдавали ЕГЭ и ОГЭ, я сам сдал экзамен по Московской электронной школе.Мы писали олимпиаду по ОБЖ за 7‑8‑й классы. Порадовало, что все вопросы практико-ориентированные, они из жизни. Например, как пошагово оказать первую медицинскую помощь в сложных случаях, если человек в коматозном состоянии, как сделать искусственное дыхание (реанимационные действия), что предпринять, если ты потерялся, как действовать в ситуации, связанной с техногенными катастрофами, наводнениями, как вести себя в случае захвата самолета террористами, при землетрясениях, стихийных бедствиях…На олимпиаде были теоретическая и практическая части. Нужно было продемонстрировать умение пользоваться огнетушителем, пройти полосу препятствий. До сих пор у нас немного детей проходили на муниципальный этап олимпиады, и мы поняли, что ничего сложного тут нет. Надо настроить ребят на то, что вполне реально участвовать в этой олимпиаде, выходить на следующие этапы. Кадетам это дает и дополнительные бонусы при поступлении в вузы.Мы решили командой, что нам нужно будет собраться внутри школы и договориться с нашими преподавателями ОБЖ и кружков, чтобы все темы олимпиады были включены в курс изучения предмета, в кружковую, внеурочную деятельность.Кстати, мы заметили, что нужно очень внимательно читать вопросы, это повлияет на набранные баллы. Так, в первой части теоретических вопросов нужно было выбрать лишь один правильный ответ, а во второй – уже несколько ответов. Об этом мы будем говорить детям.Нам пришла идея провести мастер-классы и для родителей.
Комментарии