О войне не снимали фильмы уже лет десять. Но этот год особый – шестьдесят лет, как началась Великая Отечественная. И потому всех, кто окажется в столичном киноконцертном зале “Россия” 8 и 9 мая, ждет премьера фильма Гарика Сукачева “Праздник”.
Признаться, на презентацию фильма я шла с некоторой осторожностью – неужели опять эпатаж? Согласитесь, не каждый рок-музыкант занимается постановкой фильмов. Но я увидела искреннюю историю человеческих отношений, историю счастья, прерванную войной… Пограничная деревня, июньское утро. Маша и ее родители – учительница Елена, еще совсем юная, ее муж, работник районного потребсоюза Елисей, ранним утром выбрались на речку. У Маши сегодня день рождения. Она ждала его целый год. Может, это и есть счастье, когда рядом любимые люди. Когда можно плыть с упоением в теплой воде и видеть над собой высокое, еще совсем мирное небо.
И не ее вина, что родилась она 22 июня 1941 года. Впрочем, этот день был еще последним днем счастья для семьи, о начале войны они узнали лишь спустя сутки…
В фильме нет батальных сцен, грохота орудий и выстрелы ни разу не звучали, даже последний остается за кадром. “Праздник” – вторая картина Гарика Сукачева, и когда дотошные журналисты спросили, почему он решил снимать ленту о войне, Сукачев ответил просто:
– Я не шучу, когда говорю о серьезных вещах. Война коснулась так или иначе каждого из нас – наших дедов и прадедов, мы все – внуки и правнуки прошедших через нее. Мой дед тоже погиб в первые дни войны.
Гарик сыграл в своем фильме эпизодическую роль – его герой, фашист, не произнес ни единого слова и лишь с укоризной смотрел, как расстреливают Елисея и его семью. Сукачев исполняет в “Празднике” две новых песни, музыку же к фильму написал знаменитый Петр Тодоровский.
Сукачев выбрал особый цвет для своего фильма, профессионалы называют его “вирированным”. А для тех, кто не заканчивал ВГИКа, скажем просто – это мягкие светло-коричневые тона. Съемки шли около двух лет. Снимали “Праздник” в Калужской области, близ города Козельска, в потрясающе красивых местах.
– Там красиво, а главное, мы старались забраться подальше от Москвы, от мобильных телефонов и суеты мегаполиса, – объяснил Гарик Сукачев.
“Праздник” современен хотя бы потому, что все мы под Богом ходим. Что не властны над своей судьбой. Думаю, секрет режиссерской удачи – в искренности и душевности, в том, что нет грубых, откровенных сцен. И даже самая последняя, когда разозленный пощечиной предатель расстреливает всю семью и пятилетнюю Машу, остается за кадром. Мы запоминаем героев живыми. Фильм трагичен, и все же в нем есть что-то светлое. Герои были счастливы, у них был праздник… Выходя из зрительного зала, я вспоминала слова из Библии – “каждый день живите как последний”.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии