search
main
0

Каждый день – урок физкультуры должен быть в школе, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы

Наша молодежь, увы, не блещет здоровьем. Медкомиссии военкоматов “толпами” заворачивают хилых, тощих парнишек 18 лет, которые, как гайдаровский дед о сто лет в “Мальчише-кибальчише”, и хотели бы саблю поднять, да вряд ли смогут, а потому и не пойдут защищать Красную Армию.
Между тем известно: 8 из 10 выпускников российских школ выносят болезни из своих школьных лет. Гипертонии, гастриты, малокровие…
30 января по предложению президента В.Путина проблему оздоровления нации – и прежде всего ее подрастающего поколения – возрождения культа физической культуры и спорта обсуждали на Госсовете России.
Станут ли его решения судьбоносными для всех нас? Для мальчишек и девчонок, для которых “культ здоровья” – это всего лишь два урока физкультуры в школе, болтающихся на задворках учебного расписания? Что нужно, чтобы знак ГТО вновь был на груди у парня спортивного и крепкого? Готова ли качать мускулы сегодняшняя школа? Впрочем, одними школьными уроками физкультуры ситуацию не переломишь. Здоровый образ жизни должен стать потребностью, которую должны формировать семья, школа и социум.

Евгений СТАРОСТИН, заместитель начальника управления образования Тамбовской области:
– Два урока физкультуры – на мой взгляд, этого мало. Современный ребенок, погруженный в учебу, да к тому же с головой, как говорится, залезший в компьютер, нуждается в более основательной разгрузке. Можно выйти из положения за счет факультативов, спортивных секций. Но и тут все не так-то просто. Материальная база слаба. Когда удается в очередной раз получить от местной власти деньги на школу, то мы можем купить лишь, например, пару матов, 30 мячей, лыжи. Однако на более основательное изменение школьной спортивной базы денег пока нет.
И, наконец, кадры. В силу того, что заработная плата учителей, мягко говоря, оставляет желать лучшего, физкультурники из школ просто ушли. Ведь это же в большинстве своем молодые мужчины, которые не могут прокормить свои семьи на те деньги, которые государство им платит.

Галина НОСКОВА, начальник Сасовского районного управления образования Рязанской области:
– Действительно, два часа физкультуры в неделю – это очень мало! Но дело-то еще в том, что в наших сельских школах нет никакого спортивного оборудования. За последние десять лет мы ничего не смогли приобрести. Нет денег! Мячи, лыжи, маты либо изношенные, либо их вообще нет. Зимой на уроках физкультуры детишки берут в руки лопаты и разгребают снег – вместо гимнастики! Обращаться к родителям-сельчанам, чтобы купили лыжи, бесполезно. Для них это неимоверные траты.
Хорошо бы начать движение: “В каждом селе – свой стадион!” А школам нужны хорошие, просторные спортзалы, их надо строить. В прошлом году мы впервые провели соревнование среди учительских команд по баскетболу. Из 32 школ было представлено всего 7 команд. Тренироваться-то педагогам негде.

Борис МИШИН, главный специалист отдела гуманитарного образования Минобра России:
– По программе на основе Базисного учебного плана все дети с 1-го по 11-й класс два часа в неделю в нашей стране занимаются физкультурой. И это обязательно! Те школы, которые забирают – подчас регулярно! – часик на литературу или математику, особенно в выпускных классах (ну как же, им ведь экзамены сдавать!), поступают не просто неправильно, но и, на мой взгляд, даже преступно. Они не заботятся о своих детях. Хотя знают, это уже общеизвестно, что из школы выходят всего лишь 10 процентов учеников, не имеющих отклонений в здоровье.
Можно ли увеличить количество уроков физкультуры хотя бы вдвое?
Если речь идет о начальной школе, то нельзя: специалисты по гигиене, следящие за соблюдением санитарных норм, этого не позволяют. А вот для старшеклассников – почему бы и нет. И причем довольно быстро – за счет вариативной части, что и происходит уже в некоторых, если не сказать во многих, регионах. Во всяком случае в тех, где всегда понимали значение физической культуры для здоровья ребенка. Сейчас министерство работает над рекомендациями, в которых и пойдет речь об использовании вариативной части базисного плана для увеличения уроков физвоспитания. Но слишком быстро, я считаю, этого делать тоже не следует. Хотя бы потому, что сегодня, повторяю, в школе почти нет здоровых детей. Значит, надо это учесть. Придется создавать специальные группы для занятий физкультурой по медицинским показаниям. У таких детей должна быть своя, щадящая физкультура. И учитель-специалист это понимает.
А вот их-то, настоящих специалистов по физвоспитанию, в школе сегодня становится все меньше и меньше. Почти нет желающих работать за 800 рублей. До меня дошли слухи, что кое-где в связи с повышением сняли доплату за факультативы, за школьные спортивные секции. Это безобразие!
Правительство собирается выделить на спорт и физкультуру 50 миллиардов рублей. Деньги неплохие. Но есть опасение, что они уйдут, как это у нас водится, в пустоту. Их могут пустить не на строительство стадионов, бассейнов, лыжных баз, а на мероприятия, на различные спортивные шоу. Тогда и школа получит совсем не те деньги, которые ей сегодня необходимы. Материальная же часть школьной спортивной базы сегодня в массе своей оставляет желать лучшего. В спортзалах не работают душевые, не хватает оборудования, на лыжах дети бегают вокруг школьного двора, вдыхая все, что плывет из выхлопных труб автомобилей на соседней улице.
Вообще я считаю, что сегодня надо вести речь не только об уроках физкультуры, а о физвоспитании. О воспитании физической культуры школьников. Не просто два или четыре часа занятий спортом нужны детям. Вспомнить надо физкультминутки и проводить их на переменах и даже на уроках математики или литературы, информатики – да на любом!
Считаю, что в школе должен утверждаться культ здоровья. У ребят надо воспитывать понимание того, что здоровье – это ценность. Здоровый, подтянутый, спортивный парень, стройная, спортивная девушка должны стать примером для подражания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте