Одним из этапов модернизации системы образования России стала передача значительной части полномочий с федерального уровня на региональный и муниципальный. Теперь каждый субъект РФ имеет право не только разрабатывать собственное образовательное законодательство (при условии что оно не противоречит федеральному), но и решать проблемы исходя из местных особенностей, условий и возможностей. А поскольку эти условия и возможности в разных регионах могут очень сильно отличаться, лишь местные власти способны правильно оценить обстановку и выстроить ту систему, которая работала бы в оптимальном режиме. Об этом и о многом другом говорилось на прошедшем недавно в Уфе расширенном заседании коллегии Минобразования Республики Башкортостан, посвященном обсуждению итогов 2012 года и задач на 2013 год.
Напомним, что в декабре прошлого года в регионе была принята долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 годы. Но чтобы успешно стартовать, необходимо учесть все ошибки прошлого и делать ставку на те положительные наработки, которые позволяют эффективно развиваться. Главная задача на сегодняшний день, по мнению заместителя премьер-министра правительства Республики Башкортостан Лилии Гумеровой, – это обеспечение всех дошкольников возможностью получать образование в той или иной форме. Согласно «дорожной карте», утвержденной президентом республики, к 2016 году будет обеспечен стопроцентный охват детей в возрасте от 3 до 7 лет. На это из регионального бюджета предусмотрено небывалое количество средств – более 5,3 миллиарда рублей.На сегодняшний день в республике внедряются самые разнообразные формы дошкольного образования, включая такие необычные, как создание групп семейного воспитания, оказание гувернерских услуг, создание негосударственных детских садов с привлечением частного капитала и т. д. Полным ходом идет строительство новых дошкольных учреждений, а также возврат старых, которые были ранее перепрофилированы под другие нужды. Благодаря этому в 2012 году создано более 14000 дополнительных мест. «Хочу заметить, – отметила Лилия Салаватовна, – что ни в одной стране мира дошкольное образование не реализуется на все 100 процентов за счет государства, везде ставка сделана на общественно-государственное партнерство, да и бизнес более оперативно и чутко реагирует на нужды населения и изменение демографической ситуации». Сокращение количества образовательных учреждений – довольно болезненная тема. Однако, утверждает Лилия Гумерова, сокращение количества школ отнюдь не самоцель, стратегическая же задача – модернизация образования, то есть обеспечение максимальных условий для повышения его качества. «Важно вести разъяснительную работу с населением, – считает вице-премьер, – более тесно сотрудничать со СМИ. Не секрет, что нередко в газетах и на телевидении нам преподносят искаженную информацию о происходящем в системе образования. Между тем налицо факт, от которого никуда не деться: нам действительно сложно содержать школы, материальная база которых оставляет желать лучшего, а учатся там всего 2-3 человека. И при всем желании качество образования в этих учреждениях не может быть таким же высоким, как в базовых школах, оборудованных всем необходимым и имеющих полный штат учителей-предметников. Но в любом случае хочу напомнить, что ни одно учреждение не может быть закрыто без согласия местных жителей». Что касается системы дополнительного образования, то, по словам Гумеровой, тут ситуация более или менее нормальная. Ведь президент Владимир Путин распорядился только к 2020 году обеспечить им охват 75 процентов школьников страны, а в Башкортостане уже сейчас эта цифра составляет порядка 70 процентов. Однако и тут есть над чем работать. «Необходимо сделать все, чтобы учреждения допобразования были максимально доступны для тех, кто в них нуждается, – сказала Лилия Салаватовна. – Между тем на сегодняшний момент трудные подростки, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей составляют лишь малую часть от общего количества посещающих дворцы творчества, хотя им эта услуга может быть оказана бесплатно и именно им эта деятельность максимально показана». Действительно, если правильно организовать внеурочную деятельность и досуг подростков, особенно проблемных и нуждающихся, это помогло бы решить множество других проблем, в частности повлиять на криминогенную обстановку. Республике и тут есть чем гордиться – удалось снизить уровень подростковой преступности на 16 процентов. В конце своего выступления Лилия Гумерова еще раз заявила, что в правительстве и Министерстве образования республики стараются поддержать учителей, в том числе молодых. Но хотелось бы, чтобы эти меры определенным образом нашли отражение в результатах труда и были связаны с повышением качества образования, о чем сейчас говорят повсеместно. По этому поводу министр образования Альфис Гаязов исполнен оптимизма, поскольку уверен – Башкортостан имеет все необходимое для полноценного воспитания и обучения подрастающего поколения. В частности, уже сейчас можно сказать, что наконец-то преодолен спад рождаемости, налицо пусть и небольшой, но все-таки уверенный прирост населения. И если в этом году в школах республики обучаются 429636 детей, то в следующем, по данным мониторинга системы образования, их будет уже на 600 человек больше.Одна из важнейших задач – переход на новые государственные стандарты образования. По словам Альфиса Суфияновича, на сегодняшний момент обучение на соответствующих курсах прошли более 70 процентов учителей. Учитывая то, что новые ФГОС значительное внимание уделяют воспитанию детей, это особенно важно в свете всего, о чем говорила чуть ранее Лилия Гумерова. Министр привел целый ряд цифр, довольно четко характеризующих положительную динамику развития системы образования региона в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования. Напомним, что в рамках данного проекта федеральный центр берет на себя расходы, связанные с ремонтом и оснащением школ современным оборудованием, которые до сих пор ложились в том числе на плечи региональных и муниципальных бюджетов. А высвобождающиеся средства субъекты РФ направляют на повышение заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике региона. Так, за 2011 и 2012 гг. в школы республики было поставлено 147 кабинетов физики и химии, а также 2788 кабинетов начальных классов, в то время как в 2009 и 2010 гг. ничего подобного сделано не было. За последние 4 года компьютерный парк школ увеличился с 23200 до 54291 единицы. В одном только 2012 году в школы поступило 85000 единиц спортивного инвентаря и оборудования, 686 компьютерных классов, 18000 ноутбуков для учителей начальной школы и преподавателей-предметников. При этом доля учителей, владеющих ИКТ, возросла с 73 до 83 процентов. Практически в два раза (с 45,9 до 81,35 процента) увеличилась доля школьных столовых, оснащенных современным технологическим оборудованием. С 2009 года почти в 10 раз (с 57 до 554 человек) выросло количество детей-инвалидов, обучаемых на дому. Почти вдвое (с 212 до 111) сократилось количество школ, здания которых находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Достигнут существенный рост (в 1,49 раза) средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений с 12631 рубля в 2010 году до 18829,4 рубля в 2012 году.Все это стало возможным за счет увеличения объема средств, выделяемых на образование. В частности, в 2012 году расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на образовательные цели составили 47,5 миллиарда рублей против 31,3 миллиарда в 2009 году. При этом объем неосвоенных средств, возвращенных по итогам года в федеральную казну, сократился за эти четыре года с 10,79 до 2,18 процента. «Конечно, пока продолжается сокращение количества школ, – добавил министр. – Так, в 2008-2009 учебном году в республике их было 2205 плюс 802 филиала. В этом же учебном году мы имеем 1587 школ и 812 филиалов. Но это, как уже было сказано, не сокращение ради сокращения, а вынужденные меры, направленные на оптимизацию сети учреждений. Только за последние 5 лет количество учащихся в республике сократилось на 20375 человек. И на сегодня у нас действуют 1277 классов-комплектов, количество детей в которых составляет от 1 до 7 человек. На этом фоне создание сети хорошо оснащенных базовых школ, к которым осуществляется подвоз учащихся из соседних сел, представляется одним из оптимальных путей решения проблемы».Предмет гордостиПосле коллегии Альфис Суфиянович более подробно рассказал о том, чем, по его мнению, республика может гордиться в плане работы с детьми. – Республика Башкортостан имеет очень большую территорию, при этом более 80 процентов школ – это сельские образовательные учреждения, – сказал министр. – У нас более 883000 учащихся (от дошкольников до студентов вузов) и порядка 161000 работников системы образования. А это значит, что из 4 с лишним миллионов населения каждый четвертый имеет прямое отношение к системе образования, то есть или учится, или работает. Мы смогли удержать школьное образование на том уровне качества, по которому республика всегда была в числе лидеров. Это касается участия в олимпиадах и соревнованиях различного уровня, результатов государственной итоговой аттестации и других показателей. У нас многонациональный и многоконфессиональный регион. В школах обучение идет на 6 языках (русском, башкирском, марийском, удмуртском, татарском, чувашском), плюс дополнительно в местах компактного проживания представителей тех или иных национальностей изучается еще 14 (украинский, мордовский, немецкий и пр.). Мы всячески поддерживаем развитие национальных школ и гимназий в селах, где народы хотят сохранить свою культуру.Согласно действующему образовательному законодательству, новому Закону «Об образовании в РФ», который пока еще не вступил в силу, а также Закону «О языках народов РФ» каждому человеку предоставлено право обучаться на родном языке и изучать родной язык. Это очень важно для нас, и мы не делаем никаких ограничений, стараясь предоставить такую возможность каждому. И если родители в том или ином населенном пункте решают, что их детей следует обучать на таком-то языке, мы идем навстречу. Другое дело, когда на определенном этапе, например в средней школе, преподавание основных предметов идет на русском, это вполне нормальное явление, и родители приветствуют это.Очень много вопросов с преподаванием башкирского языка как государственного. Как известно, это право дано каждому региону действующим законодательством. Наряду с общегосударственным русским мы имеем право преподавать второй государственный – башкирский, на котором также можно вести делопроизводство. Раз есть государственный язык, его необходимо изучать. И мы выделяем на это определенное количество часов, руководствуясь действующими стандартами.Важно понять, что когда к нам в 1-й класс приходит ребенок, с ним разговаривают на его родном языке, такое право есть у каждого. Но ни о каком навязывании башкирского языка вместо русского речи быть не может. Качество преподавания предмета на родном языке ничуть не страдает, так как мы предъявляем те же требования к предметникам, аттестуем их. У нас в министерстве есть отдел национального образования, на начальном этапе в школах вводилась должность заместителя директора по языкам. Любые реформы в образовании, в том числе связанные с процессами модернизации, всегда должны опираться на кадры, призванные реализовывать эти реформы. Конечно, оптимизация затронула и систему профобразования. Официально учителей у нас готовили Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы, Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени З.Биишевой и Бирская государственная социально-педагогическая академия. Эти три вуза ежегодно выпускали несколько тысяч учителей, хотя потребность составляла не более одной тысячи. Пришлось реорганизовать два из них, превратив в филиалы Башкирского государственного университета. На сегодняшний день там изменилась структура подготовки педагогов, и мы готовим только тех, кто действительно нужен. Эту работу мы продолжаем и на уровне среднего звена. У нас было 13 педколледжей, сейчас мы объединяем их с педвузами, а в малых городах создаем многопрофильные образовательные учреждения. И мы уверены, что это решение также будет работать в конечном счете на пользу системе образования. Несмотря ни на что, нам удалось сохранить структуру и систему летних лагерей. За последние годы ни один из них не был закрыт, продан или перепрофилирован. На организацию отдыха и оздоровления детей мы ежегодно тратим более миллиарда рублей, потому что уверены: правильно организованный досуг детей – лучшая профилактика преступности, наркомании и асоциального поведения. Свыше 90 процентов всех учащихся школ в той или иной форме задействованы в летних лагерях, участвуют в спортивных сменах, туристических походах и так далее. С ними работают учителя, студенты (функционирует центр подготовки вожатых), педагоги дополнительного образования – всего порядка 16000 человек.Сделано много, и впереди новые задачи, для решения которых у нас есть все возможности.
Комментарии