В начале урока вы послушаете стихи, которые станут эпиграфом к уроку. Затем предстоит изучить основные вопросы: осмыслить и усвоить предлагаемую информацию; постараться прочувствовать включенные в текст жизненные сюжеты; определить свое к ним отношение.
Познаем себя и мир, играя
Игра «Листок»
Порядок проведения игры
Шаг первый. Ведущий игры (учитель), предлагая учащимся вытянуть кружки (они трех цветов), делит класс в соответствии с их цветом на три группы, каждая из которых садится вокруг сдвинутых столов и выбирает лидера.
Шаг второй. Для создания настроя на совместные действия в каждой группе проводится мини-игра «Доброе слово».
Описание игры: начинает ее лидер, который, наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему: «Я желаю тебе… (далее следует доброе слово)». Эти действия лидера по очереди повторяют все сидящие в кругу, при этом начало предложения сохраняется, но доброе слово каждый придумывает свое. Игра заканчивается тогда, когда доброе слово услышит в свой адрес лидер – круг замкнется.
Шаг третий. Каждая группа получает от ведущего лист растения (листья должны быть похожи, но и иметь различия).
Задание каждой группе: пуская лист по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано (это могут быть слова о самом листе или слова-ассоциации, воспоминания).
Шаг четвертый. Ведущий предлагает лидерам групп отдать листья ему.
Шаг пятый. Ведущий просит подойти к учительскому столу по два человека от каждой группы (лидера и его помощника). На столе листья, с которыми работали группы, лежат вперемешку с другими листьями. Задание: найти свой листок.
Шаг шестой. Каждой группе предлагается рассказать об отличительных особенностях своего листочка.
Шаг седьмой. Заключительное слово ведущего. Он благодарит участников игры за проявленное умение всматриваться в природу и подчеркивает, что если даже листья растений так непохожи друг на друга, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Наличие различий – это нормально. Это закон природы. Поэтому не правы те, кто, видя детей, непохожих на себя по внешности, взглядам, манере поведения, начинают смеяться над ними, а иногда и обижают их.
Различия между людьми – это закон природы.
Подведем итоги.
Во время игры ее участники не только рассматривали предложенный им листок и находили его особенности, но и, слушая друг друга, когда листок передавался из рук в руки внутри группы, невольно убеждались в различиях между собой. Каждый сумел увидеть в листочке что-то свое и рассказать об этом.
Так, прикосновение к листку, как посланцу природы, помогло сделать в конце игры важный вывод.
Человек как личность и индивидуальность
Каждый из нас неповторим. Что же это значит? То, что на всей Земле, среди более чем шести с половиной миллиардов человек, не встретишь точно такого же мальчика или такую же девочку, как вы. Ведь даже близнецы не полностью копируют друг друга, более того: на одном дереве не найдешь двух абсолютно одинаковых листьев, как не увидишь и двух повторяющихся снежинок. А уж снежинок-то куда больше, чем людей! Тем не менее все они только похожи друг на друга.
Люди, в общем-то, тоже похожи между собой: у всех есть ноги, руки, голова, все люди однажды рождаются и через какое-то время умирают, а в течение жизни радуются, печалятся, влюбляются, ненавидят, ошибаются, размышляют над ошибками – этот список можно было бы продолжать очень и очень долго.
Тем не менее все люди разные, все они неповторимы. Да, не только вы отличаетесь от других, но и все остальные люди на планете также различаются между собой. И дело тут не только во внешности: современная пластическая хирургия способна изменить природную внешность человека до такой степени, что он станет буквально копией другого. И если специально задаться этой целью, внешние различия можно устранить. Совпасть могут и возраст, и группа крови, и состояние здоровья: конечно, это крайне маловероятно, но все же возможно. Несмотря на все это, внешне абсолютно одинаковые люди останутся неповторимыми, все равно это будут два разных человека.
В чем же заключается это странное качество – неповторимость?
Не правда ли, обидно, когда вам говорят: «Ты такой же (такая же), как все»? Иногда мы сами пренебрежительно отзываемся о ком-то подобным образом. В данном случае, говоря о человеке, что он «как все», мы приравниваем его к чему-то абстрактному, как бы делаем частью толпы. Тот, кто «как все», на самом деле «никакой»: ведь толпа не обладает какими-либо особенностями, ее основное качество – безликость.
Безликий – «без лица», без личности. Да, именно личность и делает человека неповторимым, она выделяет его из толпы, в которой никто не хотел бы находиться, потому что человеческая толпа недалеко ушла от стада животных: все разнообразие внешних качеств тонет в общей внутренней безликости. И никому не будут интересны твои ухоженные волосы или модные ботинки, если внутри у тебя пусто.
Но если разобраться, что же такое личность? Слово «личность» (от лат. persona) имеет свою историю. Первоначально оно означало маску, в которой выступал актер античного театра, а позднее стало обозначать самого актера. Со временем значение слова существенно изменилось: сегодня оно характеризует человека в обществе с развитыми социальными связями и сформировавшимися ролями. У этого сложного понятия есть множество схожих определений, одно из которых звучит так:
Из словаря
Личность – это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупность социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Ключевыми словами в этом определении являются «сознательная деятельность» и «общественная жизнь»: чтобы быть личностью, человек должен действовать по своей воле, осознавать свои поступки, а не руководствоваться голыми инстинктами, как животное. Кроме того, эта деятельность должна происходить в обществе, то есть среди таких же сознательно действующих людей. Именно во взаимодействии с другими личностями человек проявляет свою собственную.
Вот как характеризует понятие «личность» ученый-социолог В.Слободчиков: «Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Личность – это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории».
Именно в обществе, под влиянием конкретной культуры, в процессе воспитания и обучения формируется человеческая личность. Поэтому не всякий человек является личностью. Человек – это лишь биологическое определение, которое характеризует нас в качестве особи конкретного биологического вида. Личностью в полном смысле этого слова мы становимся только в обществе, когда приобретаем социально значимые качества.
Но у слова «личность» есть и более узкое значение, которым мы чаще всего пользуемся в повседневной жизни, характеризуя личность как сильную или слабую, яркую, открытую и т.д.
В данном случае под личностью мы подразумеваем характер – индивидуальное сочетание качеств человека, проявляющееся в типичных способах поведения.
Как уже говорилось, общественное значение, социальную роль личность имеет только в обществе, поэтому она всегда представляет определенную историческую эпоху и, как следствие, несет в себе набор общих для данной эпохи, для конкретного человеческого общества качеств – типических черт. Но даже типические черты каждая личность всегда реализует по-своему, индивидуально, потому что каждая человеческая личность неповторима.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Каждый человек может стать индивидуальностью и полноценно, в меру отпущенных ему возможностей, прожить свою жизнь, найти способ совершенного существования в этом несовершенном мире, если:
полюбит себя, осознает свою уникальность, обратится к своему внутреннему миру, научится ценить себя, самосовершенствоваться, поверит в свои силы, воспитает волю и характер;
найдет «свою» профессиональную деятельность, сумеет сделать ее творчеством и из ремесленника станет мастером, знатоком тонкостей своего дела;
найдет свое место среди людей и свою миссию в обществе;
откроет себе миры других людей через искусство общения и общение с искусством.
Понятие личности очень многогранно и включает в себя такие значения, как упомянутый уже характер, темперамент, способности, ценности, установки, ориентиры, навыки и многое другое. Способности и характер – это то, что прежде всего приходит на ум, когда надо дать кому-то оценку, охарактеризовать в качестве личности.
Характер занимает центральное место в структуре личности, так как он определяет индивидуальность и своеобразие человека, он формируется раньше всего и сохраняется всю жизнь, изменяясь постепенно. Характер формируется под влиянием трех условий: наследственности, воздействия других людей (общественной среды, окружения) и самовоспитания.
Самовоспитание, то есть работа над собой, является очень важным фактором в процессе формирования личности.
Способности и талант
Способности – это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Кто-то быстрее всех решает задачки по математике, кому-то удается надолго задерживать дыхание и плавать под водой, кто-то рисует красивые картины, пишет трогательные стихи или хорошо поет. Способностей существует великое множество, их можно по-разному классифицировать. Например, на общие (от них зависит успех в разных видах деятельности) и специальные, определяющие успехи в специфических видах деятельности: математику не нужен музыкальный слух, как художнику – способность далеко бегать, но всем пригодится развитая память или способность быстро соображать.
Все мы знаем, что способности можно развивать, «выращивать» – совсем как растения. Но если к яблоне попытаться привить, к примеру, росток кактуса, то усилия будут потрачены впустую. Ученые-ботаники, возможно, с этим не согласятся: мол, современная наука творит почти что чудеса.
К сожалению, не все, кто берется за воспитание детей, понимают, что нельзя развить в подопечном сразу все способности: на это попросту не хватит времени. Есть и другая причина, по которой разные способности у разных людей развиваются по-разному: каждый хоть раз говорил «мне это не дано» или «ему это дано от природы». Эта степень изначальной, врожденной «данности» той или иной способности называется задатком. Если у человека с рождения есть склонность к рисованию, то он с большей вероятностью станет знаменитым художником, чем тот человек, у которого нужного задатка нет. Как к яблоньке трудно привить кактус или собрать с нее урожай помидоров, так и человеку сложно развить в себе способность без какой-либо основы для нее. Но как яблоня без должного ухода не будет давать не то что помидоры, даже яблоки (хотя могла бы), так и способность без должной заботы о ней может не дать о себе знать до конца жизни. Нередко случается, что человек только в глубокой старости обнаруживает в себе поэта или архитектора, начинает творить… А способности были в нем всегда, просто «дремали»: не было времени на то, чтобы углядеть внутри себя самого скрытый росток, вынуть его на свет, укрепить, обработать.
У вас тоже есть свои способности, возможно, их еще только предстоит найти. Бесталанных людей не бывает! Если у вас не получается что-то одно, обязательно получится другое – дефицит одной способности восполняется за счет других: не музыка, так спорт, не спорт, так поэзия, танцы или наука. Нужно суметь найти свой собственный росток и превратить его в большое и крепкое дерево. А свои собственные усилия и методика обучения ваших преподавателей – это специальные инструменты, которые помогают дереву быстрее вырасти и окрепнуть.
Да, бесталанных людей нет. Но зато есть те, кому сравнительно проще дается развитие собственных способностей, у них от природы больше задатков – таких людей называют одаренными. Характеристика «одаренность» относится к человеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень одаренности характеризуют понятиями «талант» и «гений».
Талант – это выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, а гениальность – это высший уровень развития способностей и талантов. Гении всегда творят нечто абсолютно новое, делают невероятные открытия, находят ранее не изведанные пути творчества. Но, к сожалению, гении часто остаются непризнанными при жизни, так как опережают свою историческую эпоху. Талантливый и уж тем более гениальный человек с большей вероятностью найдет в себе скрытые способности, но их также надо развивать.
Кто знает, скольких гениев лишился мир лишь потому, что они в силу разных причин не смогли заниматься любимым делом. Например, отец великого композитора, основоположника русской классической музыки М.Глинки был против увлечений сына: тот хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в начале ХIХ века считалась немыслимой в дворянском кругу, и, уступая желанию отца, Глинка был определен помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения. К счастью, такая работа не помешала ему осуществить свою мечту и раскрыть талант.
А ведь нередко случается, что под воздействием внешней среды – не только родителей, но и друзей, окружения – приходится переступать через себя, делать что-то, что вам делать совсем не хотелось бы. Речь идет не об общепринятых запретах или предписаниях: даже если не хочется, нужно ходить в школу и делать уроки, а грубить или драться недопустимо (конечно, если вы хотите, чтобы вас считали воспитанным человеком). Просто если вам что-то запрещают или, наоборот, заставляют чем-то заниматься, отнюдь не значит, что это угрожает вашей личности. Напротив, социальные нормы защищают вашу личность и личности других людей.
Но бывают совсем иные ситуации. Мы имеем в виду случаи, когда в своем окружении человек становится белой вороной.
Кто такие белые вороны?
Всем известно словосочетание «белая ворона», но как много значений оно в себе несет! Практически в каждом классе найдется хотя бы один такой человек – существо, отличное от всех остальных. И отличаться оно может в любую сторону: быть ярким лидером, неким романтическим идеалом или же, наоборот, «затюканным», гонимым и несчастным.
В любом случае белая ворона выделяется из общей стаи. Причиной тому может быть множество вещей: особенности воспитания, вследствие которых ребенок не хочет или не умеет общаться с посторонними людьми, психическая или физическая ущербность, сознательное желание противопоставить себя окружению, национальные или конфессиональные (религиозные) различия. Как результат – белая ворона держится особняком, окружающие относятся к ней по-разному, но главное – считают «другой», «не такой, как мы», и не принимают в общество «нормальных людей».
В течение жизни каждый из нас может неожиданно для себя стать белой вороной. Для этого совсем необязательно иметь проблемы с психикой, революционные взгляды на мир и так далее.
Человеку достаточно прийти в новый коллектив, где его никто не знает и он никого не знает, например, перейти в новую школу или на занятия в спортивную секцию, где раньше никогда не был. Некоторое время он точно будет белой вороной. А дальше возможны варианты. Либо человек адаптируется, подстроится под новое окружение, либо уйдет из коллектива, который его не смог принять, либо так и останется в качестве белой вороны.
Можно выделить два подвида белой вороны:
1. Человек, оказавшийся в незнакомой ситуации, где приняты правила поведения, отличные от тех, к которым он привык. Таким может оказаться каждый из нас.
2. Человек, выбивающийся из правил поведения того сообщества, к которому он формально принадлежит, и не приемлющий эти правила как противоречащие его убеждениям. Это истинная белая ворона, именно у таких людей и возникают серьезные проблемы в общении.
Мы уже говорили о безликости толпы. К сожалению, часто в детских коллективах наблюдается тенденция к обезличиванию. Быть «как все» ведь куда безопаснее! Когда ты ничем не отличаешься от других, ничем не выделяешься, ты – лишь маленькая частичка человеческого стада, в котором все мыслят одинаково, любят и ненавидят одно и то же, одинаково оценивают происходящее вокруг. И стадо коллективно презирает тех, кто в него почему-то не вошел.
Но кто ты? Самостоятельная личность, индивидуальность, живущая в человеческом обществе, или просто член серого стада? Конечно, никто не захочет признать себя частью толпы, но, с другой стороны, каждый ли наберется смелости стать белой вороной, выделиться из общей массы? Ведь это может повлечь за собой неприятные последствия: зависть, насмешки, непонимание, презрение, даже ненависть окружающих. Как ты поступишь, если появится что-то, что нравится тебе, но не нравится твоим друзьям? Этим может стать что угодно – убеждения, интересы, музыка, стиль одежды, вид спорта. Откажешься ли ты от своих увлечений, узнав, что это «не круто», не модно, что это «для психов» или «для неудачников»? Перестанешь ли общаться с интересным и близким тебе человеком лишь потому, что в классе его считают странным или придурковатым и это общение рискует повредить твоей репутации? Найдешь ли в себе силы высказать свое мнение, если оно противоречит взглядам большинства одноклассников, не боясь быть осмеянным или осужденным?
Нередко белыми воронами становятся самые умные и одаренные ребята: те, кто отличается от остальных способностями или просто хорошо учится. Таким завидуют, называют «ботаниками», дразнят… Некоторые не выдерживают такого отношения к себе и сознательно начинают хуже учиться, прогуливать занятия, материться, грубить учителям, курить, употреблять алкоголь, а иногда и принимать наркотики – в зависимости от принятых стандартов поведения той компании, в которую белая ворона хочет влиться.
Обращаемся к каждому из вас.
Если вам не нравятся убеждения, принятые в вашем коллективе, вам они кажутся неправильными, несправедливыми или попросту глупыми, зачем подстраиваться под них? Каждый человек – это индивидуальность! И лишая себя своей неординарности, вы только делаете хуже себе.
Нельзя стать счастливым, ломая себя в угоду толпе; если без этого невозможно общение с друзьями, подумайте, а действительно ли они друзья вам, раз не хотят принимать таким, какой вы есть – во всей полноте вашей уникальности? Может быть, это просто «не те» люди, «не ваша стая» и нужно не стараться «не высовываться», а оглядеться вокруг? И на самом деле вы не просто белая ворона, а «гадкий утенок», который живет среди уток, потому что не знает о том, что он лебедь и просто не нашел еще свою стаю?
Сказочного гадкого утенка ведь тоже дразнили, шпыняли, прогоняли, и вы помните, чем это кончилось. Почему остальные птицы его клевали? Из подсознательного страха, что он может как-то изменить комфортный для них мирок птичника, начинающийся и заканчивающийся у кормушки. Лебедю тесно на загаженном птичьем дворе, и однажды он должен вырваться за его пределы.
Не надо бояться своей неординарности, непохожести на других, пусть лучше боятся те, кто не привык к чему-то яркому и нестандартному. Будьте собой! Это значит – не будьте кем-то другим, не будьте «как все». Каждый человек неповторим, и нужно гордиться своей уникальностью. Не дайте сделать из прекрасного лебедя серую утку, не дайте себя заклевать.
Но помните, что вы живете в обществе – не в стаде, а именно в обществе, где каждый человек – свободная личность, со своими убеждениями, ценностями, симпатиями, со своей жизненной позицией. И чужая индивидуальность заслуживает ровно такого же уважения, как и ваша.
Если однажды все люди на Земле поймут, что «другой» не хуже только потому, что он иначе мыслит, одевается или верит в другого Бога, что каждый человек неповторим и уникален и нет, да и не может быть единого стандарта, станет возможным избавиться от множества проблем! Вздохнут свободно не только белые вороны – исчезнет большинство межличностных конфликтов, в том числе на почве религиозной, национальной и этнической розни.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург
Комментарии