Защита частной жизни граждан в демократическом обществе является важнейшим элементом соблюдения их прав и свобод. Необходимость неприкосновенности частной жизни тесно связана с защитой от вмешательства в индивидуальное пространство человека со стороны государства, отдельных людей, средств массовой информации и т.п.
Тема «Неприкосновенность частной жизни»
«Уважай право на свою личную жизнь». (Л. Кумор)
«Кто сплетничает с вами, тот сплетничает о вас». (Испанское изречение)
«В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность». (О. Уайльд)
«Каждый человек – это целый том, если только вы знаете, как читать его». (У. Чэннинг)
«Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – человек». (М. Горький)
Основные теоретические положения
В древности люди практически всю свою жизнь проводили в коллективе. Им приходилось заниматься различными занятиями бок о бок с другими, будь то охота, собирательство, животноводство, садоводство, молитва, война или просто общение в минуты отдыха. Постепенно стало формироваться представление о наличии у индивида особого жизненного пространства, которое должно быть недоступно другим. Хотя концепции неприкосновенности частной жизни появились в различных уголках земли и в разное время, появление их было обусловлено одними и теми же причинами – выделением человека из коллектива и формированием его внутреннего самосознания.
В английском языке есть термин «privacy», который можно по-разному перевести – «частная жизнь», «личная жизнь», «частное или личное пространство». Это понятие означает и уважение к частной жизни, и неприкосновенность личной жизни, и невмешательство в собственную жизнь человека. В нашем обществе долгое время практически отсутствовало понятие частной жизни, поэтому данное явление сравнительно новое для многих россиян и вызывает неоднозначную реакцию.
Понятие о частной жизни возникло как антитеза общественной, публичной жизни. В архаичной, доклассической Греции аристократы вели только публичную жизнь. Человек мыслился только в контексте его обязанностей перед обществом, как участник ритуалов и процедур общественной жизни. Понятие о частной жизни, части жизни, свободной от обязательств перед обществом, отсутствовало и у простых граждан. Они были не частными гражданами, они были просто аполитичными.
Во времена Древней Греции не было разделения общественной и частной жизни. Если человек не принимал участия в общественной жизни, он подвергался преследованиям. Древнекитайские философы Конфуций, Лао-Цзы также призывали к уважению общественных интересов и утверждали об их несомненном приоритете перед личными устремлениями.
Понимание необходимости права на частную жизнь, независимую от власти, возникло значительно позже, в средневековой Европе, в обществе, построенном на сложной системе привилегий и обязательств. У вассалов было определенное право на личную жизнь и дом при условии соблюдения обязательств перед своим сюзереном. В соответствии с клятвой верности вассал должен был участвовать в войнах, посещать суд, платить дань, предоставлять дом и пищу для нужд сюзерена. Со своей стороны сюзерен должен был защищать вассала, творить суд, уважать семейные интересы вассала.
Однако только в ХVII-ХVIII веках признание неприкосновенности частной жизни в его современном понимании получает распространение не только в работах отдельных философов и политиков, но и в реальной практике законодательства и действиях государства.
Жюстис Лафорест сказал о частной жизни, что это «означает наше право не делиться личным с другими, что является одним из главных признаков свободного общества».
Право на неприкосновенность частной жизни включает в себя целый перечень прав. Ее можно сравнить с кучей камней – их может быть больше или меньше, некоторые из них могут выниматься, а другие добавляться. Однако, лишая человека определенных прав, связанных с неприкосновенностью его частной жизни, даже для защиты общества, всегда следует помнить, что можно не заметить момента, когда куча камней исчезнет, если из нее вынимать по одному камешку.
Неприкосновенность частной жизни подразумевает защиту двух взаимосвязанных элементов жизни человека – личной и семейной.
Элементы личной жизни: личный образ (имидж), стиль, уклад жизни, потребности, наклонности, увлечения, отношения (родственные, дружеские, интимные).
Элементы семейной жизни: супружеские отношения, семейные права, семейные обязанности, поведение в семье, отношения с детьми, семейные обычаи и праздники.
Конституция РФ устанавливает:
Статья 23
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
Статья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Современный мир подвергается различным угрозам. Люди сталкиваются с терроризмом, компьютерным пиратством, агрессивным воздействием средств массовой информации, наркоманией, преступностью и т.п. Государства в борьбе с этими явлениями часто идут на некоторые ограничения свободного неподконтрольного пространства – частной жизни граждан. Понимая необходимость некоторых ограничений, следует помнить о том, что общество не должно превратиться в мир, описанный Дж. Оруэллом в его знаменитом романе «1984», с постоянным слежением телекамер, распределением благ, контролем личных интересов. Перед нами встал ряд вопросов, касающихся защиты нашей частной неприкосновенности. К этим вопросам относится прежде всего право на защиту от доступа к личной информации.
Каждый человек может требовать и пользоваться:
физической неприкосновенностью;
защитой личной информации о себе;
защитой от слежки;
защитой личных переговоров;
защитой своего дома.
Способы мотивации и формы деятельности учащихся
на занятиях по теме
Право на частную жизнь
Н. Баулина,
школа №199, г. Москва
Год назад на информационных страницах интернета появилось сообщение о принятом новом законе. Этот закон получил название – Акт о защите персональной информации детей в Сети (СОРРА). Согласно данному закону для сбора любой информации о детях в он-лайне веб-сайты теперь обязаны запрашивать разрешение родителей. Прецедентом послужил факт нарушения прав детей в Сети. Три крупные компании США признали себя виновными в незаконном сборе информации о детях до 13 лет (имена, телефоны, адреса, увлечения). Федеральная торговая комиссия США опубликовала заявление о том, что эти три веб-сайта согласились выплатить штраф в 100 тысяч долларов.
Вопросы и задания
За что компании понесли суровое наказание?
Рассмотрите понятие права детей на неприкосновенность их частной жизни.
Г. Смирнова, Т. Иванова, гимназия №2,
Раменское, Московская область
На заре перестройки известный ведущий телевизионной программы Урмас Отт задал знаменитой отечественной актрисе Людмиле Гурченко шокирующий вопрос о ее возрасте. При этом он ощущал себя героем, перешедшим Рубикон.
Как вы относитесь к поведению журналиста?
О каком праве человека идет речь?
Было ли это вторжением в частную жизнь?
Предложите школьникам обсудить ситуацию.
Дочь поделилась с мамой своим секретом – ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нес ее портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю папе и бабушке. Девочка покраснела, на ее глаза навернулись слезы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать ее за то, что она раскрыла ее тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила ее, и они вернулись в столовую.
В чем была не права мама? Почему?
Какое право дочери нарушила мама?
Работа над термином «частная жизнь»
В. Первеева, школа №1194, Москва, Зеленоградский округ
Дети, а что такое частная жизнь? (Ученик: То, что касается только меня.)
Приведите примеры элементов частной жизни в школе. (Дети: Мой портфель и мои вещи в нем.)
Нельзя списывать и подглядывать в чужую тетрадь; нельзя читать чужие записки.
Дети, я просила вас принести в школу личные дневники, которые вы ведете. Вижу, что некоторые из вас принесли. А кто из вас хотел бы, чтобы ваши записи мы прочитали вслух? (Молчание. Дети подвинули дневники ближе, а некоторые даже положили на них руки.)
А почему? (Ученик: То, что я пишу, тайна. О ней не должен никто знать.)
Но это же не военная и не государственная тайна? (Ученик: Но я не хочу об этом никому говорить. Для меня это очень важно.)
Подобное обсуждение с учащимися начальной школы помогает формировать понимание неприкосновенности частной жизни.
Знакомство с письмом Даши
в редакцию газеты
Из письма в газету «Граждановедение»
Дневник – частное владение
Когда мои ученики учились еще в седьмом классе, у нас произошло одно происшествие, о котором потом долго говорили во всей школе. А случилось вот что. Одна девочка вела дневник. Однажды она принесла его в класс, чтобы зачитать лучшей подруге свои заметки о поездке в Санкт-Петербург прошлой осенью. О существовании дневника случайно узнала еще одна одноклассница. Она подговорила другую девочку, и они потихоньку взяли этот дневник из портфеля хозяйки, которую звали Даша. Пропажа скоро обнаружилась, но девочка не знала, кто мог взять.
Но вот Даша пришла на другой день в школу и увидела, как две ее одноклассницы, сидевшие за одним столом, загадочно переглянулись. Потом, когда собрался почти весь класс, одна девочка очень громко сообщила: слушайте все, наша Даша мечтает о своем принце, который внешне походил бы на Филиппа Киркорова, но при этом был бы также потрясающим математиком…
1. Какое впечатление произвело на вас это письмо?
2. Давайте рассмотрим данную ситуацию с различных точек зрения, с различных позиций.
Разделите учащихся на четыре группы.
1-я группа рассматривает данную ситуацию с позиции Даши.
2-я группа – с позиции Дашиных одноклассников.
3-я группа – с позиции родителей.
4-я группа – с позиции правоохранительных органов.
Постарайтесь изобразить свой ответ в виде рисунка, символа, лозунга, короткого предложения, схемы.
Каждая группа детей получает лист с конкретным заданием:
1-я группа – опишите состояние Даши и подскажите ей достойный выход из сложившейся ситуации.
2-я группа – опишите различные варианты отношения одноклассников к поступку девочек, выразите свое отношение к произошедшему, подскажите девочкам выход из данной ситуации.
3-я группа – как помочь Даше в данной ситуации пережить неприятность; выразите свое отношение к стремлению детей вести тайные дневниковые записи.
4-я группа – докажите девочкам неправильность их поступка, разъясните детям их конституционные права.
Предложите учащимся поразмышлять над термином «частная жизнь». Они могут сказать, что каждый человек является частью государственной жизни и общественной жизни, но наибольшую ценность для людей обычно представляет именно частная жизнь – семья, реализация собственных интересов и способностей, самовыражение в различных формах, частная переписка.
Предложите учащимся привести примеры элементов частной жизни в школе. Среди них могут быть названы следующие: записки одного учащегося другому, стиль одежды, общение на перемене, содержимое школьной сумки, настроение и др.
Затем предложите учащимся прочитать статьи Конституции, которые имеют отношение к частной жизни, и предложите им ответить на ряд вопросов:
1. Какие элементы частной жизни защищены в Конституции РФ?
2. Встречались ли вы с нарушениями данных статей Конституции в своей повседневной жизни?
3. Можете ли вы предложить дополнительные статьи по защите частной жизни?
4. Какие законы по защите частной жизни школьника вы могли бы предложить для конституции вашей школы?
Знакомство с понятием «нравственная безопасность человека»
О. Ходаев, школа №1194, Москва, Зеленоградский округ
Мы часто сталкиваемся с нарушением нашей нравственной безопасности (можно привести примеры последствий этих нарушений от морального и психологического ущерба до тяжких уголовных преступлений).
А как можно защититься от подобных нарушений?
Ученики отвечают: с помощью законов.
Учитель знакомит с двумя видами законов: государственные (приняты государством и обязательны для выполнения всеми), нравственные (приняты большинством общества и необязательны для выполнения всеми).
Комментарии