“…Общечеловеческое просвещение имеет органические задачи – духовно-нравственную и трудовую. Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи…”
Читателю может показаться, что это сказано вчера. Искренне и актуально! Но, оказывается, и до революции русская школа переживала не лучшие времена. В начале ХХ века к проблемам народного просвещения обратился публицист Михаил Осипович Меньшиков. С 1901 года по февраль 1917-го он был ведущим обозревателем одной из самых влиятельных газет -“Новое время”. В сентябре 18-го, немного не дожив до шестидесятилетия, Меньшиков был расстрелян большевиками за свои яркие, искренние статьи.
В этом году издательство журнала “Москва” выпустило книгу “Письма к русской нации”, составленную из наиболее значимых выступлений Михаила Меньшикова. Тираж небольшой – 2000 экземпляров.
“Под тяжелым, словно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг”. Автор тяжело переживает трагические дни. Броненосцы и крейсеры, изувеченные японскими снарядами, уходили в пучину. Люди умирали, но гордо реял над их головами андреевский флаг – святыня Российского флота. Матросов и офицеров эскадры Рожественского, погибших под Цусимой, Меньшиков называет “мучениками за Россию”. “Пожар над бездной” отозвался болью в сердце публициста. В статье, посвященной третьей годовщине неравного цусимского боя, он обращается к народу с призывом свято чтить память о героизме российского воинства.
Книга захватывает не только глубоким анализом дореволюционных проблем, но и великолепной стилистикой. В одной из статей 1909 года “Публицистика как искусство” Меньшиков пишет, что “…в текучести, в движении вся прелесть жизни и живой мысли. Публицистика тем дорога публике, что она – живой ее собственный голос, выраженный литературно”. Журналистика – “десятая муза и единственная, которая не прячется”. Меньшиков называет талантливых публицистов “артистами слова”, прослеживает нравственные и гражданские позиции крупнейших русских писателей – Достоевского, Толстого, Гоголя, Белинского…
“Из заброшенных бумаг” публициста видно, что он еще и оригинальный философ. Свобода, равенство и братство сравниваются с молодостью, красотой и здоровьем. Религия – это “древо жизни”, а наука – “древо познания добра и зла”. “Религия благороднее науки, – рассуждает Меньшиков, – насколько доверчивость благородней подозрительности”. На страницах книги публицист размышляет о ценнейших сторонах культуры, о законах нравственности, считает, что “всякий человек поставлен ангелом-хранителем самого себя”.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии