В московской специальной (коррекционной) школе-интернате №2 состоялось заседание Координационного общественного совета по вопросам учебного книгоиздания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при Государственной Думе РФ. В заседании приняли участие педагоги и руководители московских и региональных школ, научные работники Российской академии образования, представители Министерства образования и науки РФ и издательств учебной литературы. Они обсудили использование специализированных учебников для детей с ОВЗ, а также поговорили о перспективах выпуска соответствующей учебной литературы на грядущий учебный год.
По статистике, каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, а каждую минуту – ребенок. В нашей стране на 10 тысяч человек приходится 19 слепых и слабовидящих людей. Уже к моменту перехода ребенка из начальной школы в среднюю проблемы со зрением беспокоят каждого четвертого ученика, и примерно у 40% выпускников школ диагностируются более или менее значительные нарушения зрительных органов. Но как планировать и вести учебный процесс, если у ребенка с самого детства выявлены подобные проблемы?- Создание благоприятных условий и грамотное психолого-педагогическое сопровождение позволят избежать большей части проблем с развитием у слабовидящих детей, овладевать программным материалом и успешно адаптироваться в обществе, – считает педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 Лилит Мусоян.Согласно данным Министерства образования и науки РФ в общеобразовательных организациях нашей страны учатся около 500 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среди них примерно 160 тысяч детей проходят обучение в инклюзивных (включенных) классах. Поэтому, чтобы грамотно организовать учебный процесс для таких детей, нужно обеспечить их всем необходимым. С этой целью с 1 сентября 2016 года в российских школах вступили в силу образовательные стандарты для учащихся с ОВЗ.В 2015 году издательство «Просвещение» впервые выпустило 196 учебников, предназначенных для слабовидящих учеников 1-11-х классов специализированных образовательных учреждений. Они разработаны по всем основным образовательным предметам. Новый учебный материал уже успешно используется в школах более чем 20 регионов России. В этом году издательством были выпущены учебники для 1-х классов, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля по основным учебным дисциплинам. Практика обеспечения слабовидящих учащихся специализированной литературой и опыт ее использования стали главной темой обсуждения на заседании Координационного общественного совета под руководством первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина. – По нашим данным, на начало 2015-2016 учебного года нужными учебниками были обеспечены лишь 15% учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а для многих категорий таких школьников некоторые линейки учебных пособий вообще отсутствуют. Проблема неполной обеспеченности слабовидящих и слепых детей адаптированной литературой по-прежнему остается актуальной. Но ситуация начинает меняться в лучшую сторону, и мы будем способствовать устранению этой проблемы.Педагоги обсудили достоинства и недостатки выпущенных учебных пособий. По их словам, преимущества новых учебников заключаются в том, что они учитывают особенности восприятия детей с нарушением зрения. Для удобства их использования редакторы изменили шрифт изданий, улучшили качество изображений, усилили их контуры и контрастность. Однако не обошли стороной и недостатки: в основном учителя подчеркнули увеличенный объем и вес новых учебников, непрочность обложки и узкие поля, вследствие чего теряются некоторые страницы.
Комментарии