search
main
0

Каждую копейку. считают сегодня директора ярославских школ

– Нет, конкуренты нам не страшны, – рассмеялся мой собеседник. – Мы знаем, что нужно нашим ученикам, их родителям.

Шесть лет назад возглавил Андрей Сибриков 26-ю ярославскую школу, расположенную в одном из отдаленных районов города. У школы должно быть свое лицо, сразу же озадачил он коллег. Будем его создавать…

Теперь, хотя в районе есть и другие школы (одна из них с английским уклоном), популярность двадцать шестой растет с каждым годом. Заниматься приходится в две смены.

-Я не устаю повторять своим коллегам одну простую истину, – говорит Андрей Викторович. – Самая независимая экспертиза для нас – это родители. Сегодня они голосуют ногами. Мы – учреждение сферы услуг и должны четко обозначить, какие услуги мы предлагаем, какие результаты получатся через 10 лет. Школа – координатор всего, что вокруг нас. Недалеко есть Центр творчества детей и юношества. Почти все его педагоги – наши помощники. Музыкальное образование – пожалуйста! Хореография, живопись? Нет проблем. Так же и спортивная работа. Привлекаем профессионалов. И родители знают, что их дети у нас получат всестороннее гармоничное развитие.

О конкуренции речь зашла сразу же, с начала разговора о нормативном финансировании. Именно при его введении в области перед директорами встала задача сделать школу привлекательной для ученика, коль деньги «идут» за каждым из них. Пришлось крепко задуматься, как дальше-то жить? Взялись за калькуляторы руководители, стали подсчитывать, что и сколько стоит.

– Раньше как-то не обращали внимания, течет ли вода из крана, горит ли понапрасну свет, – замечает Андрей Викторович, – а теперь многие школы обзавелись приборами учета тепловой энергии, счетчиками воды. У меня все данные выведены на компьютер. Отремонтировали все краны, утеплили окна, двери. И что вы думаете? За прошлый год мы сэкономили на «коммуналке» 200 тысяч рублей!

Для Сибрикова и других таких же «продвинутых» директоров переход на нормативное финансирование прошел безболезненно. Но ведь есть и другие школы, которые не выдержат конкуренции. Как быть с ними? Ясно, что введение нормативного финансирования может привести к резкой дифференциации школ. Региональный норматив в Ярославской области выглядит таким образом. На городского ученика в год отводится 6018 рублей, на сельского – 10436 рублей. А сельских школ в области 64 процента (из 574 учреждений образования 350 относятся к сельским), а число ребят в них составляет всего-то 18,7 процента от общего количества детей школьного возраста. Содержание зданий требует значительных расходов. Дети на селе получаются «очень дорогие».

Надо особо отметить, что норматив бюджетного финансирования – это не реальные затраты на одного ученика, которые учитывают все текущие расходы. Затраты, к примеру, в сельских школах по области на одного ученика в среднем составляют 14186 рублей, в городских – около семи тысяч. Норматив – это минимальная величина финансовых средств на одного ученика, обеспечивающая реализацию его права на получение бесплатного общего образования.

В городских школах затраты на одного ученика и норматив приблизительно одинаковы. А вот в сельских школах разница значительная. (Есть в селах школы, где затраты на одного ученика доходят аж до 20 тысяч в год!). Чем чревато для них нормативное финансирование? Закрытием?

– Да, были у наших сельских директоров такие опасения, – соглашается со мною Жанна Алексеевна Шилова, первый заместитель директора Департамента образования администрации Ярославской области. – Разъясняли, убеждали и обучали… Немало семинаров, занятий пришлось провести с руководителями. Подготовку ведь мы начали давно. С 1997 года в области действует Закон «О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности». В 2000-2001 годах разработан новый пакет документов по переводу на нормативное финансирование школ. Отработан механизм распределения финансовых потоков в образовании. (См.Приложение № 1).

Реализация образовательной программы обеспечивается по нормативу из областного бюджета. Органы местного самоуправления финансируют содержание и эксплуатацию зданий, коммунальные расходы, капитальный ремонт, питание, дотации сельским учителям, подвоз детей и другие льготы.

Жанна Алексеевна выкладывает передо мною целую кипу документов. Да уж! Предварительная работа потребовала немало усилий и затрат. Проведена тщательная инвентаризация сети образовательных учреждений во всех 19 муниципальных округах области. (См.Приложение № 2). Составлено множество таблиц, диаграмм, схем.

– Наверное, немало «переворотов» сделано? – интересуюсь я.

– Конечно, – соглашается со мной Шилова. – Мы ведь все переворошили. Школы стали задумываться над своими образовательными программами. Директора взялись за калькуляторы, стали считать, почему две школы одинаковые, а затраты на образование одного ученика разные. Четверть школ обзавелись собственными бухгалтериями. Появился какой-то новый взгляд на школу и родителей. Вот такой пример. Сгорела у нас в одном селе школа. Рядом есть другая. Но родители сказали: «Нет! Предпочитаем за 18 километров в город ездить, там лучше учат». У нас теперь по области сто автобусиков бегают.

Руководители раньше не замечали, что и сколько стоит. К примеру, затраты на одного ученика в Тутаевском районе составляют 19 тысяч. Почему? Оказалось, слишком дорогое отопление. Перевели котельные на газ – сразу расходы уменьшились.

А школы мы не закрываем. Хотя социологические исследования дали неожиданный результат. Как-то всегда считалось, что закрытие школы приводит к умиранию села. Но когда мы опрашивали сельчан, что их удерживает на селе, то наличие школы оказалось на девятом месте. А на первом – работа и жилье. Вот такое открытие!

У нас теперь директора часто спрашивают, а не будет ли колесо повернуто вспять? – улыбается моя собеседница. – Не отменят ли нормативное финансирование?

– Перестали так быстро опасаться новшества? – усомнилась я.

– Конечно. Ведь в школах впервые за десять лет появились деньги на наглядные пособия, на химические реактивы, оборудование. Мы ввели расходы на материальное обеспечение в норматив. Школы буквально ожили, задышали полной грудью. Директора стали размышлять, как им привлечь учеников. Качество образования, несомненно, повысилось. А бюджет на образование по сравнению с прошлым годом увеличился на 376,4 млн.рублей. Для нас теперь совершенно очевидно, что стабильность и прозрачность финансовых потоков не позволяют местным властям манипулировать бюджетными деньгами. Норматив строго регламентирован, прост в расчетах, а главное, подкреплен финансированием.

– Да мы за этот год просто как заново родились, – с порога обрадовал меня директор сельской Кузнечихинской школы Вячеслав Топтунов. Бодрый, подтянутый мужчина, мастер спорта по велосипеду, он, конечно же, не преминул похвастать спортивной базой. Новенькие лыжи беговые, мячи волейбольные (на пару учеников – один мяч, а в школе 655 ребят). О таком пополнении материальной базы раньше только мечтали. Появились в классах новые доски, закупили компьютерные столы для кабинета информатики. А еще впервые оформили хорошую подписку в школьную библиотеку. Все методические журналы для учителей выписали, аж на 118 тысяч.

– Перспективы теперь у нас открылись замечательные, – воодушевленно делится планами Вячеслав Степанович. – Создадим два компьютерных класса, обучим всех учителей компьютерной грамотности и будем работать над компьютеризацией всего учебного процесса. Мы теперь с городскими школами сможем посоревноваться. У нас шесть учителей иностранного языка (это когда другие жалуются на их нехватку), три учителя физкультуры. Да к нам из города ученики побегут. Не верите?

Я верила. Еще бы. Тем более, рядом с директором по школе сопровождал меня глава администрации Кузнечихинского сельского Совета Сергей Сорогин. И он полностью разделял все планы директора школы.

Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте