Есть ли проблемы в трудоустройстве выпускников педагогических колледжей? Есть. Но надо не констатировать их наличие, а стараться с ними справиться.
Содной стороны, за многие годы накоплен огромный положительный и действенный опыт в этом направлении. Программа ПК №15 «Инновационная модель формирования компетентности студентов педагогического колледжа в соответствии с ФГОС СПО нового поколения» позволила обобщить имеющийся опыт работы по трудоустройству, адаптации и закреплению выпускников, в результате сложилась четкая, поэтапная система трудоустройства выпускников. С другой стороны, в образовательном пространстве, в том числе и на рынке труда образовательных услуг, происходят ощутимые изменения. Нужна ли в этих условиях какая-либо совершенно новая стратегия решения проблем трудоустройства?
Мы пришли к выводу, что необходимо эффективное взаимодействие с образовательным и воспитательным пространством, так была разработана и принята программа «Социальное партнерство педагогического колледжа №15 и ЮОУО». Особое внимание в программе «Социальное партнерство» уделено заключению договоров о сотрудничестве в подготовке кадров и их дальнейшем трудоустройстве. На основе плана совместной работы с ОМЦ ЮОУО строится взаимодействие с образовательными учреждениями – базами практики, отвечающими самым современным и самым высоким требованиям. Благодаря этому педагогический коллектив колледжа держит руку на пульсе происходящих в образовательном пространстве изменений.
Среди баз педагогической практики студентов ПК №15 школы, внедряющие ФГОС НОО в пилотном режиме: №508, ЦО №№1466, 1426 и 1828. Прежде всего мы взаимно заинтересованы в совместной работе с педагогическими коллективами школ, в ходе которой определяется конкретное содержание практики, которое диктуется ФГОС СПО и стандартами начальной школы нового поколения. Семинары, мастер-классы учителей, проведение пробных уроков по различным УМК в деятельност-ной парадигме расширяют потенциал теоретической и практической подготовки студентов, решая проблему противоречия между необходимостью подготовки компетентного учителя начальных классов, готового работать в новых условиях, диктуемых требованиями ФГОС НОО, и возможностями, заложенными в программе ГОС СПО второго поколения, которую в настоящее время осваивают выпускники колледжа.
Высокий уровень подготовки студентов обеспечивает и сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, реализующими пилотный проект ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества
до школы»: ЦРР №26 (Ресурсный центр проекта ЮНЕСКО «Я и мир»), ЦРР №1787 (Ресурсный центр проекта ЮНЕСКО «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»), ЦРР №2626 (Ресурсный центр проекта ЮНЕСКО «Детский сад – открытая система»), ЦРР №2374 «Родничок» (ГЭП проекта ЮНЕСКО), ЦРР №577 (ГЭП проекта ЮНЕСКО), ЦРР №731 (детский сад сетевого взаимодействия РЦ «Я и мир»), ЦРР №1768 (детский сад сетевого взаимодействия РЦ «Московская семья – компетентные родители»), а также с городскими и окружными ресурсными центрами: детский сад №1603 (РЦ «Здравствуй, мир!»), ЦРР №600 (РЦ «Мы и природа»). Студенты на педагогической практике деятельностно погружаются в проблемы социализации детей, организации дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия, воспитания ценностных ориентиров (толерантности, культуры мира и ненасилия, патриотизма), осваивают новые педагогические технологии, новые формы дошкольного образования.
Эти детские сады не только базы практики. Мастер-классы преподавателей колледжа для педагогов ДОУ, участие преподавателей колледжа в семинарах, обмене опытом, консультации для воспитателей, родителей, разработка методических рекомендаций,публикации в «Учительской газете – Москва» позволили нам осмыслить по-новому ресурс педагогического колледжа как своеобразной площадки для аккумулирования современного инновационного педагогического опыта и передачи его будущим специалистам.
Что же становится приоритетным сегодня? Роль работодателя отмечена особой строкой в новых нормативных документах, прежде всего в стандарте СПО, а это именно то, что мы посчитали главным в программе социального партнерства – требования работодателя. ФГОС СПО дают педаго-
гическим колледжам более широкие возможности своевременно реагировать на встающие перед нами задачи, корректируя содержание подготовки специалиста. Именно поэтому созданная за многие годы база сотрудничества с ЮОУО дает нам возможность в тесной связи решать проблемы, которые ставит современный рынок труда.
Без тесной связи с работодателем нам просто не обойтись. Формой такой работы стали конференции, посвященные подведению итогов практики «Индивидуальная профессиональная траектория выпускника педагогического колледжа», с участием выпускников колледжа, работающих в ОУ, работодателей, с презентацией деятельности студентов, анализом результативности практической подготовки выпускников. Семинар «Молодой учитель в современной школе» в окружном методическом центре ЮАО позволил студентам выпускных групп колледжа и руководителям структурных подразделений ЮОУО оценить уровень готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО. Несмотря на трудную ситуацию на рынке труда, большинство из них (80% от трудоустроенных в
школы) приступили к работе в должности учителя.
Таким образом, сопровождение индивидуальной профессиональной траектории студента и затем выпускника мы считаем важной задачей в сегодняшних условиях. Именно индивидуальная работа с каждым выпускником, учет особенностей его личности, склонностей, приоритетов, интересов и другие факторы влияют на результат. Каждый выпускник колледжа обеспечен местом работы. Студенты проходят преддипломную практику по месту будущего трудоустройства, в ходе преддипломной практики проводят показательные занятия (уроки) для потенциальных работодателей. Безусловно, в центре этой системы – заседание комиссии по трудоустройству выпускников (ярмарка вакансий). Выполняя социальный заказ партнеров, колледж решает задачи кадрового обеспечения образовательных и других учреждений, в результате ежегодно доля приступающих к работе по специальности составляет от 70 до 80% от общего числа выпускников. В 2011 году приступили к работе по специальностям: 050709 «Преподавание в начальных классах» – 70%, 050702 «Организация воспитательной деятельности» -76%, 050704 «Дошкольное обра-
зование» – 95% от общего числа выпускников.
Решая задачу обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений Москвы, колледж ежегодно направляет на работу в детские сады от 33% до 42% выпускников. Каждый год от 80% до 85% из трудоустроенных начинают свой профессиональный путь в ДОУ ЮОУО.
Нам важно знать, какие трудности возникают у наших бывших студентов, что в связи с этим необходимо менять в подготовке специалиста. Поэтому мы планируем проводить анкетирование выпускников ПК №15, работающих в ОУ и представителей администрации этих учреждений, ведение картотек «Молодые специалисты – выпускники ПК №15» и «Выпускники ГБОУ СПО ПК №15 в воспитательно-образовательном пространстве Московского региона».
Консультации для выпускников, собеседования с администрацией ОУ проводят преподаватели колледжа. Отражением уровня профессиональной компетентности выпускников колледжа мы считаем результаты окружного конкурса «Первые шаги. Педагогический дебют» среди молодых специалистов: в течение нескольких последних лет победителями становятся наши выпускники, в 2009 году победителем стал Илья Топильский, а Анастасия Помогаева и Елена Ярослав-цева заняли 2-е место, Ольга Федосеева стала финалистом городского конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Молодой учитель», Анна Куприянова – лауреатом окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-2010». В 2011 году победили на окружных этапах конкурсов: «Первые шаги» – Анастасия Вуйлова, «Педагог-психолог Москвы» – Ирина Родина, «Лидер ученического самоуправления» – Василиса Расска-зова.
Комментарии