search
main
0

Каждому ученику – своя школа. О технологиях в московской семье

​Среднестатистическая московская семья состоит примерно из трех человек. По проведенному Департаментом информационных технологий города Москвы исследованию, в каждой семье есть два смартфона и шесть активных SIM-карт. В каждой второй квартире популярны планшеты, а в целом на москвичей приходится более 8 миллионов домашних компьютеров и ноутбуков, которые одинаково активно используются как взрослыми, так и детьми, поскольку ИТ-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни.

За последние четыре года горожане в пять раз увеличили трафик потребления мобильного Интернета. Если еще в 2013 году на одну московскую семью приходилось в месяц не более одного гигабайта, то сейчас трафик превысил пять гигабайт.Мобильный Интернет обходится жителям столицы в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка. Несмотря на это, москвичи остаются самыми требовательными пользователями – им уже не хватает 4G.Чего хотят жители городаОт города москвичи ждут очень понятных вещей – чтобы жить и работать было удобно. Например, много запросов к нам приходит о том, чтобы на мос.ру сделать возможность вызова сантехника на дом. Родители двойняшек, имена которых начинаются на одну букву, например, Артем и Алексей, просят, чтобы в электронном дневнике мы писали не инициалы ребенка, а полное имя. Все поступающие к нам запросы мы анализируем – и на возможность реализации, и на актуальность для массового пользования. После чего принимаем решение о вводе нового функционала в наши сервисы. Вообще, мы наблюдаем положительную динамику в том, как москвичи пользуются электронными сервисами. Они становятся все более востребованными. Это, кстати, подтверждает и исследование компании PwC, в котором сказано, что в Москве 47 процентов жителей готовы к использованию высокотехнологичных решений, в частности, в сфере образования – 38 процентов.  О будущем городских образовательных сервисовСейчас на мос.ру реализовано около десяти образовательных сервисов – начиная от записи ребенка в первый класс и кружки дополнительного образования, заканчивая проверкой результатов олимпиад и экзаменов. Конечно, нельзя не упомянуть о сервисе «Электронный дневник», функционал которого сам по себе очень богатый. При этом услуги и сервисы в области образования пользуются популярностью. Так, с 1 сентября 2017 года на сайте mos.ru зарегистрировано 115000 заявок на запись в кружки, результаты государственной итоговой аттестации с мая посмотрели 4,27 млн человек. Информацию о посещении школы и питании ребенка только за первые десять дней сентября запрашивали 220000 раз, а в электронный дневник заходили более 2,5 млн раз.Два флагманских сервиса в образовании – «Дневник» и «Москвенок» – сейчас имеют почти что стопроцентное покрытие московских школ и детских садиков. И основной фокус нашего внимания в части развития этих сервисов в ближайшие год-два будет на усилении функционала и обучении родителей и учителей пользоваться максимальным количеством возможностей, которые уже реализованы. Например, многие родители знают, что благодаря карте «Москвенок» они могут получать push-уведомления о том, где сейчас находится ребенок (в школе он или уже вышел из нее), что, разумеется, существенно снижает беспокойство родителей. А вот об еще одной важной функции системы – возможности безналичных платежей по этой карте – знают немногие. А на самом деле это, во-первых, удобно, потому что не нужно давать наличные деньги малышам и можно не волноваться, что они их потеряют, и если баланс карты недостаточный, ее можно пополнить дистанционно. Во-вторых, у родителей есть возможность установить особый режим питания для своего ребенка, указав, например, список продуктов, которыми ему нельзя питаться, что крайне важно для детей с аллергией. Поэтому сейчас наша большая задача – информирование родителей о всех возможностях электронных сервисов и помощь в их освоении. Что касается еще одного приоритета ДИТа на ближайшие годы, то это, безусловно, проект «Московская электронная школа». По результатам успешного пилота в прошлом году с 2017 года все школы Москвы начинают подключаться к проекту. Сегодня инфраструктурой МЭШ оснащено 171 здание школ, до конца этого года еще около 280 школ (694 здания) станут участниками проекта. Планируем, что к концу 2018 года МЭШ охватит все московские школы. МЭШ – это не только аппаратная часть, но и контент в виде библиотеки образовательных материалов, в которой уже сейчас содержится более 50 тыс. интерактивных сценариев уроков, более 4000 тестов и тестовых заданий, 181 художественное произведение, 35 электронных учебников, 6 виртуальных лабораторий. Тем не менее мы будем продолжать существенно наращивать образовательный контент. И теперь будем это делать не только силами Департамента образования и ГМЦ, но и с привлечением третьих лиц. В конце августа мэр Москвы провел публичный круглый стол с представителями ИТ-сообщества города, учителями и директорами школ, на котором обсудил вопрос сотрудничества Москвы с разработчиками образовательных материалов. Так что впереди у нас большая совместная работа. Что касается перспектив 5 лет и дальше, то мы будем двигаться в направлении все большей персонализации образовательных программ, развития инструментов для дистанционного образования, внедрения новейших технологий, например виртуальной и дополненной реальности, повышающих вовлеченность детей в рабочий процесс на уроке, использования возможностей big data для выработки рекомендательных образовательных траекторий для каждого школьника. О школе в 2030 годуВ России растет потребность в совершенно новых квалифицированных специалистах, которые будут способны решать новые задачи. Профессии будущего требуют иного подхода к образованию, как школьному, так и университетскому. Мы уже сейчас можем наблюдать, как меняются запросы работодателей к будущим работникам. ДИТ проводил исследование, и в список самых часто встречающихся компетенций, которые компании указывают в описании вакансий, входят навыки управления проектами, узкоспециализированные знания, умение работать с большими массивами данных, аналитические способности – и обязательно часто пишут «опытный пользователь ПК». Поэтому уже сейчас в школах начался переход к адаптивному образованию – то есть, с одной стороны, ориентация на таланты и склонности ребенка, с другой стороны – адаптация его к меняющимся социальным условиям. На ИТ-уровне это значит, что необходимы специальные программы, которые могут фактически в режиме онлайн анализировать большие массивы данных об успеваемости ребенка, о том, в какие кружки он ходил с детства, по каким предметам получает больше пятерок, и формировать, что называется, на лету для каждого школьника индивидуальный план обучения. Думаю, что через 30 лет наши школы фактически будут работать по принципу «каждому ученику своя школа». И ИТ в этом поможет. Артем ЕРМОЛАЕВ, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте