В 1999 году наша школа-новостройка на Юго-Востоке столицы по оснащению вполне соответствовала уровню того времени: два современных компьютерных класса, мультимедийный кабинет физики, лингафонный кабинет, теле- и видеоаппаратура, три компьютера в администрации, несколько черно-белых струйных принтеров.
Школа стала работать в режиме городской экспериментальной площадки по теме «Внедрение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения». В работу включилась большая часть педагогического коллектива. С 2001 года преподаватели информатики школы начали вести краткосрочные курсы для своих коллег. Тематика курсов выбиралась исходя из потребностей: для новичков – знакомство с компьютером и начальные навыки работы с текстом, для тех, кто знает азы, – использование прикладного и специального ПО, изучение технологических новинок и так далее. Ну и, конечно же, десятки наших учителей окончили самые разнообразные курсы МИОО.
Шесть лет назад был запущен сайт школы http://co1458.ru, на котором размещена и обновляется информация об учителях и учащихся Центра образования. Локальная сеть с выходом в Интернет стабильно работает и постоянно используется уже пятый год.
Кабинеты биологии и химии нашего Центра оснащены цифровыми лабораториями «Архимед» третьего поколения с портативным компьютером NOVA 5000. Это новое, современное оборудование для проведения самых различных школьных исследований естественно-научного направления. А началось все в 2004 году, когда учащиеся нашей школы впервые сделали проект «Клетка», используя возможности цифрового микроскопа. В последующие годы был подготовлен целый ряд лабораторных работ с ИКТ-поддержкой, соответствующих основной учебной программе и выходящих за ее рамки – в профильное обучение. Вот примеры этих работ: «Испарение воды наземными растениями», «Измерение скорости фотосинтеза в растениях элодеи канадской», «Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза», «Прорастание семян», «Различия в интенсивности обмена веществ у теплокровных и холоднокровных животных».
В 2007 году школа получила грант в миллион рублей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Был обновлен парк компьютерной и мультимедийной техники, в частности полностью модернизированы компьютерные классы.
Начиная с 2007 года коллектив преподавателей начал реализацию модели «Школа информатизации». За 2007-2008 учебный год почти два десятка учителей создали свои курсы с ИКТ-поддержкой и разместили их в информационном пространстве. В соответствии с моделью «Школы информатизации» на основе заявленной программы учителей-экспериментаторов в 2008-2009 годы школа получила новое оборудование: два мобильных класса на базе OS Widows и пять мобильных классов с двухплатформенными компьютерами на базе MAC OS и OS Widows; установлено 5 беспроводных точек доступа; 5 кабинетов оснащены интерактивными досками; создано 5 новых мультимедийных предметных классов.
За это время в ЦО был сформирован достаточный кадровый и методический потенциал по информатизации всего общеобразовательного процесса (за пределами курса информатики). Но это не значит, что непрерывное образование, обучение в течение всей жизни наших учителей остановилось. Ежегодно проходят повышение квалификации в области применения ИКТ в своей профессиональной деятельности, в преподавании своего предмета около 20% педагогов. Например, с января по март 2009 года на базе ЦО прошли обучение 25 человек (учителя – 22, заместители директора – 3). Этот целевой курс МИОО проводил по нашей просьбе. Основным направлением обучения было освоение методики применения мобильных классов, применения Интернета, использование интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий при подготовке к ЕГЭ (по русскому языку и литературе – О.Шкинева, по английскому языку – Л.Крылова, О.Суверток, И.Краснощекова).
К началу каждого учебного года администрация и педагогический коллектив формируют программу информатизации, которая позволяет двигаться вперед с учетом предыдущих достижений и приобретенного опыта.
За 10 лет в Центре качественным образом изменилась технологическая и материальная база, а главное – уровень ИКТ-компетентности педагогов. При этом оснащение необходимыми средствами ИКТ реализуется как результат развития учреждения и готовности педагога к эффективному использованию получаемых средств ИКТ. Учителя-экспериментаторы разработали и стали внедрять в повседневную практику курсы с ИКТ-поддержкой для учащихся всех категорий. Материалы курсов размещены в информационном пространстве «Школы информатизации»: О.Шкинева. «Русская литература XX века», 11-й класс; Н.Агеева. «Органическая химия», 10-й класс; О.Крюкова. «Общая биология», 10-й класс; Т.Новожилова. «Физика», 7-й класс; Т.Левыкина. «Литература», факультативный курс, 8-й класс; М.Острецова. «Мировая художественная культура», 8-й класс; Т.Быкова. «Геометрия», 8-й класс;
И. Краснощекова. «Америка – близкая и далекая», страноведческий курс, 10-й класс; Л.Крылова. «Страноведение», элективный курс на английском языке, 8-11-й классы; О.Суверток. «Москвоведение», элективный курс на английском языке для 8-го гимназического класса; С.Федорова. «Информатика и ИКТ», 5-й класс; «Информатика и ИКТ», 7-й класс; О.Варющенкова. «Чтение», 4-й класс, Н.Алисейко. «Информатика и ИКТ», 1-3-й классы, с заданиями, разработанными в среде «ПервоЛого».
В информационной среде Центра созданы школьное информационное пространство и личные информационные пространства учащихся и работников учреждения с регулируемым доступом через Интернет. На школьном сервере выделены личные информационные пространства для администрации, педагогов, для коллективной деятельности группы участников образовательного процесса (методические объединения, экспериментальные площадки), каждый из которых имеет доступ к объектам этого пространства. Благодаря этому поддерживаются необходимые административные связи, полноценно функционирует локальная сеть, стабильно работают службы, поддерживающие процесс информатизации в ЦО.
Татьяна САЛТЫКОВА, директор ЦО №1458; Стелла ФЕДОРОВА, заместитель директора ЦО по ИОП
Комментарии