Не секрет, что проводить урок литературы в незнакомом одиннадцатом классе просто и сложно одновременно: с 17-летними ребятами можно разговаривать на серьезные, взрослые темы, но в то же время они не так открыты и доверчивы, как малыши, у каждого – собственное мнение, которое может не совпадать с мнением учителя. Урок – это прежде всего ответственность и для учителя, и для учеников. Ребята волнуются: вдруг будут задавать вопросы, ответ на который не знаешь, вдруг будет сложно, скучно, непонятно. Да и учителям не легче – хотя урок у них один, но какой! От него зависит дальнейшая конкурсная судьба: не имеешь права на ошибку, нельзя чего-то не успеть сказать, не успеть спросить. 30 минут, чтобы познакомиться, объяснить материал и пообщаться. Но это оказалось под силу учителям года: интересные и творческие, они вызывали детей на диалог, а иногда и на спор.
Учебный день 11-го «А» и 11-го «Б» классов московской школы №1308 состоял, как обычно, из семи уроков, только вот все семь – литература. Конечно, с программой не поспоришь. Зато теперь ребята – настоящие «буниноведы» и «куприноведы», а еще знакомы с учителями со всей России. Ведь не каждому классу удается стать полигоном для взлета «пеликанов».
Конкурсный день начался с урока ростовчанки Галины ДАНИЛОВОЙ. Вместе с ребятами она пыталась выяснить секрет долголетия сонета на примере бунинского «Вечера». Как орешки щелкали одиннадцатиклассники вопросы учителя, что такое терцет и катрен, из скольких строк состоит сонет. Но Галина Васильевна нашла чем удивить ребят: как оказалось, знакомая им форма сонета – три катрена и одно двустишие – не единственная. Классическая форма – два катрена и два терцета.
Конечно, больше всего удивляло мастерство самого Бунина, его размышление о времени и о себе. Нужно искать счастье внутри самого себя, а не вокруг, тогда можно смело сказать: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» – простые слова, простые истины, понятные и близкие каждому человеку.
«Вечер» Галина Васильевна сравнивала с сонетом современного поэта, своего земляка Николая Скребова. Ребята услышали стихотворение в авторском исполнении – звучала аудиозапись с голосом поэта:
И все же время нам
принадлежит:
Ведь каждый день,
что нами пережит,
Став памятью, послужит
людям снова.
В заключение Галина Васильевна рассказала ребятам историю: когда Эйнштейна спросили, что нужно человеку больше всего, он ответил: скамейка, чтобы человек мог сесть на нее и задуматься, и пожелала, чтобы у каждого из них была такая скамейка.
Людмила Васильевна ЕВАНГЕЛИСТОВА (Ямало-Ненецкий автономный округ) на уроке рассматривала тему неразделенной любви в повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Говорили о влиянии любви на душу человека, сравнивали повесть и стихотворение Вероники Тушновой. Здесь ученики попробовали себя в роли соавторов: необходимо было придумать ситуацию, в которой находятся герои Тушновой. У кого-то получилось, что они любовники, у кого-то – влюбленные, разлученные расстоянием:
Мне тяжело…
Тебе тяжелей…
Ты не меня – ты себя жалей.
Класс разделился на две группы, каждая анализировала по одному произведению. Два литературных критика-ученика обобщали сказанное ребятами, выделяли ключевые слова и выстраивали логическую цепочку. В итоге получилось, что герои и Куприна, и Тушновой любят неразделенной любовью, но от этого их чувства не ослабевают.
Удивительный был урок у Марины ЕФИМОВОЙ (Калужская область). Это отметили и дети, и члены жюри. Она рассматривала гранатовый браслет не только как камень любви и гнева, но как отражение героев, а его грани – черты их характеров, а сам браслет – взаимоотношения героев. Ребята читали: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину, …в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». А в это время учительница рисовала схему браслета, где центральным камнем был Желтков, а вокруг него Вера, Николай Николаевич, Аносов, Князь Василий Львович.
А в качестве домашнего задания Марина Максимовна предложила ребятам поразмышлять над ролью клумбы в саду княгини Веры.
Поэзии Бунина посвятила свой урок Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА. Вместе с ребятами она постигала «тоску одной человеческой души». Урок начался с чтения стихотворения «Молодость». На первый взгляд оно не соответствовало названию. Но ребята не отступили. Как альпинисты ищут выступы для покорения вершины, так и они сначала искали ассоциативный ряд к слову «молодость», потом анализировали язык, архитектуру и синтаксис стиха. И, наконец, решили, что у Бунина «жизнь пуста и велика» не потому, что бесцельно прожита, а как раз оттого, что все только начинается. Пуста – значит не прожита, не заполнена событиями, герой молод, и сердце радостно тоскует в предвкушении «великой» жизни, ведь каждый человек творит свою судьбу сам. Ольга Ивановна уверена: «Путь закончен, когда все знаки «?» превращаются в «!», и чем сложнее задачи, тем радостнее, когда они решены».
Тему урока Татьяны СЕРГЕЕВОЙ (Алтайский край) – «Художественные особенности рассказа Бунина «Легкое дыхание» как проявление авторской позиции» – ребята формулировали сами. Анализ начали с названия: «Легкое дыхание» – глухие звуки, заставляющие человека прислушаться, почувствовать, как бьется сердце, заглянуть внутрь себя. А если провести ассоциативные параллели, получится: дыхание – воздух – дух – душа человека. Татьяна Владимировна просто приковала внимание ребят к тексту. Оказывается, каждое слово, даже его звуковой ряд, малейшая деталь бунинского текста имеет смысл. Так, седина начальницы – знак мудрости, упавший клубок – своеобразная нить Ариадны, ведущая героиню.
Урок Татьяна Владимировна начала не с вопроса о литературных, жанровых особенностях или о характерах героев. Она просто, по-дружески спросила: «Вы только что прочитали рассказ, ваши ощущения». И ребята робко говорили: «Не знаю, не решила, нравится ли мне Оля Мещерская», «А у меня какое-то чувство осуждения…». Так и «завертелась» беседа, ребята поняли, что путь к философии Бунина лежит через его филологию.
Ольга СЕРДЮКОВА (Ставропольский край) предложила классу ответить на вопрос: «Как жить?». Чтобы ярче представить героев «Обломова», ребята смотрели отрывок из кинофильма по роману Гончарова. Потом сравнивали мечту Обломова и жизнь Штольца, составляли таблицу. Оказалось, что Штольц живет так, как мечтает Обломов. Единственное отличие – отношение к деятельности: Обломов пассивен, он просто созерцает окружающий мир, для Штольца труд – образ жизни.
Когда Ольга Валентиновна спросила ребят, чья позиция им ближе, класс заспорил: кто-то говорил, что, конечно же, Штольца, другие утверждали, что Обломов живет в каждом из нас, что все мы, лежа на диване, мечтаем о счастливой жизни. Никто не ушел с урока равнодушным, ведь обсуждая героев Гончарова, многие задумались о себе.
Особняком среди «бунинистов» и «купринистов» стоит урок Натальи МАХНИБОРОДЫ (Карачаево-Черкесская Республика). Нет, даже не урок, а скорее беседа, заседание литературного клуба. Ведь Наталья Станиславовна не учила ребят, а сопровождала их в мир театра. Занятие было посвящено пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». И ребята, выбрав себе одну из ролей – режиссера , актера или зрителя, – оценивали героев.
Вспомнили легенду из «Метаморфоз» Овидия, сравнили ее с сюжетом «Пигмалиона». А потом инсценировали кульминационную сцену пьесы – объяснение Элизы и Хиггинса. Это, безусловно, оживило конкурсный день и скрасило ожидание обеда, ведь к пятому уроку все порядком устали и проголодались. А главное – жюри было довольно, ребята – просто в восторге. Актеры настолько вжились в роль, что, если б не листы, по которым они читали реплики, можно было подумать, что это плод многодневных репетиций: одиннадцатиклассница-Элиза кидала в «Хиггинса» туфлями, кричала, возмущалась, а он стоял, спокойный, холодный, расчетливый.
Ребята сами сделали вывод: Элиза стремилась к свободе, а получив ее, тут же потеряла: теперь у нее нет надежды вновь найти себя в другом обществе. Московские школьники говорили о том, что не в коем случае нельзя спорить «на людей», что в человеке низкого происхождения могут вспыхнуть высокие чувства, а человек знатный способен на презрение и подлость.
Наталья Станиславовна провела параллель с пьесой Максима Горького «На дне».
Известно, что на каждом спектакле люди получают программки, а Наталья Станиславовна подарила детям контрамарки с высказываниями известных людей по теме урока: «Станешь сам человеком, когда научишься видеть человека в другом», «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других».
Верно заметила Светлана ШУМИХИНА, член номинационного жюри группы «Литература-2»: литература – это урок «человековедения», и проводить его должен не только профессионал-филолог, литературовед, но и учитель-гражданин, через литературу и искусство воспитывающий в детях уважение к своей стране, любовь к русскому духу.
Комментарии