Академик международной педагогической академии, кандидат педагогических наук, профессор Виталий Дьяченко хорошо известен нашим читателям. И прежде всего оригинальностью и глубиной своих взглядов, умением уйти от стереотипов. Еще бы, ведь замахнулся он на святая святых – классно-урочную систему. Поводом для нашей беседы с Виталием Кузьмичом стал выход в свет его книги “Новая дидактика”.
– Виталий Кузьмич, чем вызвано появление вашей книги?
– В прошлом веке возникло и обострилось противостояние между представителями традиционного группового способа обучения (ГСО) и представителями нового направления в дидактической теории и школьной практике, которое получило название “коллективный способ обучения” (КСО). Традиционное направление, созданное в советское время высшими официальными структурами, в теории и школьной практике признавало только классно-урочную систему (КУС), а в вузах – лекционно-семинарскую (ЛСС). Эти системы осуществляются посредством применения трех организационных форм обучения: групповой, парной и индивидуальной. При этом первая является системообразующей. Это дало основания считать КУС и ЛСС главными разновидностями группового способа обучения (ГСО). Но так как термины “способ” и “метод” чаще всего имеют один и тот же смысл, то будет правильным утверждение, что КУС и ЛСС – это две главные разновидности группо-парно-индивидуального метода обучения. Какого-то другого способа обучения официальная теория и практика не знала. И это относится не только к советскому периоду, но и к постановке учебно-воспитательного процесса в школах всех стран мира.
– Виталий Кузьмич, в чем, по-вашему, заключается кризис группового способа обучения и каковы его причины?
– В конце XIX века ГСО, то есть группо-парно-индивидуальный метод, можно сказать, “забуксовал”. Потом этот кризис усиливался и перерос в общемировой. В чем он заключается? Прежде всего в перегрузках школьников, с одной стороны, и в низком качестве знаний – с другой. К тому же дети теряют здоровье, почти половина школьников не усваивает учебных программ. И этот школьно-вузовский кризис усугубляется кризисом официальной педагогической “науки”, которая давно уже превратилась в демагогию, наукообразие и педагогическую софистику.
– Вернемся к вашей книге. Расскажите вкратце о ее содержании.
– “Новая дидактика” – это учебное пособие для педагогических вузов и ИПКРО. В книге дается последовательный критический анализ дидактики ведущих научных работников РАО, которой руководствуются все специалисты Министерства образования. В книге даны ответы на вопросы, имеющие большое значение для педагогической науки и для дальнейшего развития школьной практики. Традиционная дидактика исходила из того, что обучение – это познание и управление им. Обучение – это частный случай общения между людьми, общения между теми, у кого есть знания и опыт, и теми, кто их приобретает. В процессе общения, во-первых, происходит обмен информацией (знаниями, мыслями, понятиями и т. д.), во-вторых, установление и формирование отношений и, в-третьих, управление деятельностью. Отсюда обучение можно определить как общение, в результате которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности, включая и деятельность творческую, направленную на создание чего-то нового, неизвестного.
– Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современной школы и вуза?
– Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории. Понимаете, в своем историческом развитии с точки зрения организационной структуры школа прошла всего лишь два этапа и медленно вступает в третий. Первый этап – индивидуальный способ обучения (ИСО). В историко-педагогической литературе он обычно называется средневековым методом, но это название должно быть изменено. ИСО действовал на протяжении нескольких тысячелетий и был единственным. Обучение при этом способе осуществляется посредством двух форм – парной и индивидуальной. Учитель работал с отдельным учеником, а если их было несколько, то с каждым в отдельности и по очереди. Поэтому точное название ИСО – парно-индивидуальный метод обучения (ПИМО).
С увеличением числа учащихся в школах ПИМО перестает удовлетворять общество, наступает кризис и на протяжении XV-XVII веков в школах устанавливается группо-парно-индивидуальный метод обучения (ГСО). В официальной документации он получил название “классно-урочная система”, а в вузах – “лекционно-семинарская”. На протяжении столетий их прогрессивность не вызывает сомнений. Но в XX веке наступает кризис. Да, в условиях ГСО достигается массовость образования. К сожалению, поднять качество и уровень образования, как среднего так и высшего, при ГСО в массовых масштабах невозможно. Группо-парно-индивидуальный метод оказался несостоятельным, потому что он по своей природе противоестественный и антидемократичный. Вот так безрадостно заканчивается второй этап в развитии школы.
– И что происходит дальше?
– А дальше появляется новая дидактика коллективного способа обучения (КСО), которая осуществляется четырьмя способами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. КСО не только предоставляет возможность каждому школьнику более качественно усваивать учебную программу, но и изучать ее по способностям. Поэтому новая система, противостоящая КУС и ЛСС, является ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ОБУЧЕНИЯ ПО СПОСОБНОСТЯМ (ДЕМСОС). В ее основе лежит работа учащихся и взрослых в парах сменного состава.
– Поясните, что это такое.
– Каждый ученик работает по очереди с другими учениками и взрослыми, выполняя функции то обучаемого, то обучающего. Функция последнего становится определяющей, а классы преобразовываются в разновозрастные и самообразовательные коллективы.
– Получается, что при КСО (ДЕМСОС) все ученики становятся еще и учителями?
– Да, по всему изучаемому содержанию.
– К чему, по-вашему, должно привести упразднение обычных классов?
– К тому, что экзамены и перевод школьников нижестоящих образовательных коллективов в старшие будет производиться в любое время года по мере подготовленности учащихся. Для этого создаются постоянно действующие экзаменационные комиссии. Прием экзаменов проводят те учителя, которые не являются преподавателями экзаменуемых. Соответственно прием в вузы и ссузы тоже происходит на протяжении всего учебного года.
– Традиционный урок давно изжил себя. Что придет ему на смену?
– При демократической системе обучения по способностям традиционное поурочное расписание упраздняется. При переходе к КСО обычные уроки станут тормозом. Вместо поурочного расписания в практику учебных заведений вводятся графики, ориентированные на так называемое погружение. Каждая школа разрабатывает свой график учебных занятий, который опирается на здоровый режим, не допускающий перегрузок учеников и педагогов.
В связи с этим появляется реальная возможность установить точное время учебной работы в школе и дома. В основе такого планирования берется не объем домашних заданий, учебных предметов и уроков, а здоровый режим дня. Что было невозможно в условиях классно-урочного обучения. Пожалуй, в этом и состоит один из главных объективных признаков новой школы.
– Виталий Кузьмич, давайте поговорим о проблемах учителей. Из ваших слов следует, что поурочной оплаты педагогического труда не будет. Как решить эту проблему?
– Зарплата педагогов обязательно должна повыситься. Трудовой день учителя не должен превышать шести часов. А трудовая неделя – четырех дней. У педагога будет два выходных и один методический или библиотечный день. Возможны и другие варианты.
Но вернемся к вопросу о зарплате. Понимаете, ее повышение не может быть одинаковым для всех педагогов. Дело в том, что учителя, работающие по старой классно-урочной системе, тормозят развитие школы и наносят вред здоровью детей. Поэтому надо ли им повышать зарплату?
– Чтобы перейти к КСО, учителям надо будет переучиваться, не так ли?
– Еще Белинский утверждал, что дурно написанная учебная книга приносит вреда не меньше чумы или холеры. Чтобы переход от ГСО к КСО был не на словах, а на деле, конечно же, необходима огромная работа по переучиванию всех профессоров и преподавателей. Естественно, это не может пройти гладко, без сопротивления и конфликтов. Но если учесть наш опыт применения коллективных учебных занятий в Киевском педагогическом институте, то значительную помощь в переходе к КСО могут оказать студенты. Ведь они как никто заинтересованы в новой педагогической подготовке.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии