Школа №23 города Екатеринбурга молодая, ей всего пять лет. В год открытия был лишь один десятый класс, без конкретного профиля. Сейчас три класса в старшем звене, а скоро их станет больше: 23‑я – одна из самых крупных школ России, более трех тысяч учеников. По запросам детей и родителей, которые определяются в результате анкетирования, третий год старшие классы подразделяются на профили: естественно-научный, физико-математический и гуманитарный.
Уже приближается пора, когда девятиклассникам предстоит принять решение, что делать дальше. Кто-то уйдет в колледж, желая получить профессию. Кто-то продолжит обучение, чтобы затем поступать в вуз. Среди тех, кто остается в школе, немало и неопределившихся. Ведь в 15 лет не каждый человек четко понимает свое профессиональное предназначение. Однако ребята будут зачислены в десятый класс не автоматически, а если пройдут рейтинг.
В Свердловской области учебные заведения имеют право осуществлять индивидуальный отбор детей в выпускные классы. Создается приемная комиссия, пишутся заявления, составляется рейтинг желающих поступить в ту или иную школу, в тот или иной класс. Те, кто успешно прошел отбор, подают документы. По сути, ситуация, подобная поступлению в вузы, своеобразная тренировка.
Некоторые учебные заведения нацелены на сохранение своего контингента и мало открыты для «посторонних», тех, кто не учился здесь в младшем и среднем звеньях. Иная ситуация в новом, Академическом районе Екатеринбурга. Школ здесь немного, все они очень крупные. Девятиклассники получают возможность поступить в любое учебное заведение района.
Рассказывает заместитель директора школы №23 Лариса Ефремовна Жданова:
– В прошлом году мы столкнулись с ситуацией при наборе на гуманитарный профиль: 64 заявления на 26 учебных мест. Профиль оказался чрезвычайно востребованным, а на тот момент это был единственный класс гуманитарного направления во всем районе.
– Может быть, здесь легче учиться?
– Я бы так не сказала. На углубленном уровне преподаются английский язык, история, экономика, отнюдь не легкие предметы. Просто многие ребята видят себя в будущем в сфере «человек – человек», поэтому и идут в данный класс. Опыт показал, что есть интерес еще к одному профилю, социально-экономическому, скорее всего, такой класс у нас будет создан.
– Кто преподает в профильных классах?
– Наши штатные учителя. Поскольку им требуется углубляться в предметы, они проходят дополнительную подготовку – курсы повышения квалификации при вузах или в областном Доме учителя. На мой взгляд, постоянное повышение квалификации необходимо всем педагогам, ведь требования меняются, появляются новые знания, пласты информации по всем предметам, обновляются и методы преподавания.
– Есть ли связь с высшими учебными заведениями?
– Конечно. У нас заключены договоры с Уральским государственным экономическим университетом, Уральским государственным медицинским университетом. Недавно старшеклассники целый день провели в УрГЭУ, для них была проведена подробная экскурсия по вузу, подготовлены ознакомительные лекции.
– Лариса Ефремовна, как часто дети выбирают для сдачи на ЕГЭ предметы профильного класса?
– Почти всегда. Правда, некоторые стараются брать шире, записываются на большее количество предметов на всякий случай, потому что приоритеты могут поменяться.
Обучение в профильных классах напрямую связано с успехами в олимпиадном движении. Сильная команда подобралась на естественно-научном профиле. Ребята стали победителями нескольких конкурсов регионального уровня по химии и биологии. В будущем многие из них планируют связать свою жизнь с данными сферами, а также с медициной.
– Каково ваше мнение: профильные классы играют реальную роль в профессиональной ориентации школьников? Или можно без них?
– Профильные классы необходимы, без сомнения. Но нужен, я бы так сказала, более мягкий подход. Когда в нашей школе станет больше выпускных классов, обязательно появится универсальный профиль, в рамках которого также можно создавать различные направления.
Елизавета КИРИЛЛОВА, Свердловская область
Комментарии