search
main
0

Каждому педвузу – свой подопечный детский сад

Сегодняшний интерес к дошкольному образованию на государственном уровне дает возможность высветить давние и важные проблемы воспитания, обучения и развития дошкольников. Наряду с актуальной задачей ликвидации очереди в детские сады есть еще вопросы, которые неразрывно связаны с обеспечением всех желающих качественным дошкольным образованием. Один из важнейших и центральных – подготовка кадров для работы с детьми дошкольного возраста.

К ​сожалению, в нашем обществе деятельность воспитателя фактически обесценена: господствует ошибочное представление о том, что чем младше дети, с которыми работает педагог, тем меньше нужна ему высокая квалификация. Причин этому немало, но одна из основных – недооценка важности образовательной деятельности, многообразия и сложности задач и высокой ответственности, что стоят перед педагогом детского сада, хотя многим известно, что именно в эти четыре года жизни каждого – от 3 до 7 лет – результаты психического развития человека становятся основой для дальнейшего становления его как личности, индивидуальности. То, что приобретает ребенок в этот период детства, настолько важно, что профессию воспитателя можно сравнить лишь с профессией врача: от их квалификации во многом зависят жизнь и здоровье (физическое и психическое) растущего человека.Кроме того (и это тоже известно), дошкольник отличается качественно от взрослого и (даже!) от младшего школьника. Эти особенности определяют то, как необходимо строить образовательную работу с детьми этого возраста. Отечественные классики психологии и педагогики (Л.Выготский, А.Запорожец, Е.Флёрина) писали, что обучение дошкольников «происходит… в процессе непосредственного ознакомления с окружающим, живого общения со взрослыми, различного вида специфических дошкольных игр и занятий». И взрослый, который призван решать задачи развития, должен обладать такими компетенциями, чтобы он мог организовать «содержательную, насыщенную положительными эмоциями, радостную жизнь детей». При этом  необходимо создавать и поддерживать условия, обеспечивающие развитие каждого ребенка.Особые требования к компетенциям воспитателей дошкольных учреждений определяются и действующими нормативно-правовыми документами – ФГТ к структуре и условиям реализации ООП дошкольного образования. Подготовка специалистов соответствующей квалификации требует принципиально иного содержания профессионального образования и иного подхода в организации образовательного процесса. Одним из решений этой проблемы стало введение ФГОС ВПО по новому направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», в рамках которого будущий воспитатель получил возможность приобрести столь необходимые глубокие психолого-педагогические знания. По этому стандарту в МГППУ реализуют программу подготовки воспитателей. ФГОС предлагает достаточное число часов практики для освоения студентами широкого спектра определенных практических умений для успешной работы в детском саду, ведь формирование необходимых профессиональных компетенций становится возможным только в практической деятельности, в рамках реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Однако специфика и сложности организации образовательной работы с дошкольниками, в том числе организации игры и других видов детской деятельности, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания ребенка в дошкольном учреждении, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников делают необходимым включение, погружение студентов в реальную жизнь детского сада. Да и проблема разрыва между обучением студентов в вузах и реальной их деятельностью в статусе молодого специалиста не сегодня возникла. Нередко выпускник педагогического вуза, выходя на работу по специальности, испытывает трудности в общении с детьми и коллегами, в организации разных видов деятельности и ведении образовательного процесса. Полученные теоретические знания сложно актуализируются в режиме реального взаимодействия. Для решения такой проблемы в МГППУ появилась идея использовать опыт клинических баз медицинских вузов. Эта идея была одобрена и поддержана Правительством Москвы и Департаментом образования. Для ее воплощения началась непростая и кропотливая работа по созданию сети дошкольных учреждений, на базе которой будет реализована модель практической подготовки университетом воспитателя нового типа, способного воплощать лучшие модели дошкольного образования, умеющего работать с любым ребенком. Экспериментальная сеть детских садов МГППУ будет объединять 10 учреждений: Департаменту образования каждый округ предложил по одному детскому саду. Большая часть детских садов новые, которые только будут в ближайшем будущем вводиться в работу. Окружным управлениям образования совместно с университетом предстоит подобрать руководителей, на плечи которых ляжет работа по комплектованию, созданию коллектива педагогов и специалистов в этих учреждениях, обеспечению необходимых условий для эффективного решения задач развития детей. Важно, чтобы создаваемый коллектив стал коллективом единомышленников, творческих и активных людей, стремящихся к профессиональному и личностному росту. Особенности образовательной работы будут определяться в первую очередь нуждами и возможностями округа, потребностями родителей дошкольников того района, в котором расположен детский сад. Но университет имеет возможность предложить детскому саду для реализации и свои проекты, которые могут стать решением актуальных проблем дошкольного образования: развитие инклюзивной практики в ДОУ; преемственность дошкольного и начального общего образования; образовательная работа с детьми раннего возраста; организация образовательного процесса в соответствии с современными государственными требованиями, разработка новых форм дошкольного образования. Несколько окружных управлений предложили университету включить в экспериментальную сеть уже действующие детские сады. Направление и специфику их образовательной работы в рамках сети планируется сохранить, если это соответствует потребностям округа. Окончательное решение о приоритетах в образовательной деятельности и направлении развития каждого учреждения экспериментальной сети будет согласованным решением учреждения, руководства округа и МГППУ.Одной из первоочередных задач университета при воплощении в жизнь этой идеи станет создание (совместно с педагогическим коллективом каждого детского сада) наиболее оптимальных психолого-педагогических условий для решения широкого круга образовательных задач, для удовлетворения интересов каждого участника образовательного процесса: ребенка, детского коллектива в целом, родителей, педагогов. Это и обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов, и создание психологически безопасной образовательной среды, и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Для этого будут использованы имеющиеся у университета широкие педагогические, психологические, научные и научно-методические ресурсы. Важно, чтобы детские сады стали такими учреждениями, в которые с удовольствием идут дети, где каждый ребенок будет услышанным, увиденным, удовлетворенным в своих разнообразных потребностях, где родители дошкольников станут активными партнерами воспитателей, а высокая квалификация педагогов и психологов – гарантией развития каждого ребенка. То есть необходимо, чтобы детские сады стали учреждениями, в которых образовательная среда и образовательный процесс выстроены оптимально. Другой задачей университета при создании сети дошкольных учреждений, неразрывно связанной с предыдущей, станет грамотное и корректное решение по организации практических баз. Это необходимо для того, чтобы будущие педагоги могли в реальности увидеть сложную жизнь дошкольного учреждения, имели возможность ознакомиться с различными формами и моделями дошкольного образования, понять специфику выбранной профессии, изучить опыт воспитателей и специалистов детского сада, приблизиться к пониманию дошкольного мира. Очевидно, что при этом важно не нарушить целостность образовательного процесса, не дать повода для негативных переживаний детей. Предполагается, что образовательный процесс подготовки специалистов для ДОУ будет включать распределенную практику в детских садах экспериментальной сети МГППУ, направленную на формирование необходимых профессиональных компетенций, в том числе и освоение студентами практических навыков и умений разных специальностей (помощника воспитателя, воспитателя, старшего воспитателя, администратора). Обучение педагогическому мастерству в процессе такого полного погружения в деятельность детского сада и включения в реализацию образовательного процесса возможно лишь под руководством опытных педагогов-наставников этих учреждений и педагогов университета. Вместе с тем взаимодействие ученых и практиков в создаваемой сети детских садов позволит выявлять острые проблемы, возникающие в практике дошкольного образования, и способствовать своевременному поиску решений в процессе экспериментальной и научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений. Осуществление научно-практической работы (в рамках разработки содержания по реализуемым в дошкольных учреждениях направлениям) даст возможность организовать экспериментальную и инновационную деятельность по обновлению содержания и форм организации образовательной работы, повысить общий уровень качества образования. Разработанный МГППУ совместно с Департаментом образования проект экспериментальной сети детских садов позволит, во-первых, реализовать современную модель подготовки педагогов для дошкольных учреждений, которые будут способны эффективно работать в современном детском саду, сохраняя традиции и опыт педагогов-наставников и реализуя современные инновационные наработки, а во-вторых, создать объединение дошкольных учреждений различных видов и форм, осуществляющих образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне, чутко реагирующих на возникающие проблемы взвешенными и апробированными решениями и способных передавать наработанный опыт будущим специалистам. Это, несомненно, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в городе, а подготовленные воспитатели смогут поднять авторитет своей профессии и гордиться ею. И. БУРЛАКОВА, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ, кандидат психологических наук;В. Масалова, руководитель Управления по дошкольному образованию МГППУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте