search
main
0

Каждому молодому мастеру – по квартире

Сергей МАДИЛОВ, директор политехнического колледжа №39, председатель городского совета директоров колледжей:

– Сложно переоценить значимость всех задач, которые стоят сегодня перед системой профессионального образования, и того внимания, которое оказывают органы городской власти.

В Москве три колледжа – предпринимательства №11, радиоэлектроники №27 и наш, которые стали победителями конкурса инновационных учреждений профессионального образования в рамках нацпроекта «Образование». Это свидетельствует о важной и значимой работе московского профессионального образования. Но в процессе реализации проекта выявляются проблемы, которые обременяют эффективное использование тех материальных ресурсов, которые запланированы в рамках проекта. Одна из главных заключается в том, что остаются неурегулированными имущественные отношения колледжей, есть серьезные опасения, что те помещения, в которых мы планируем организовать современный учебно-производственный процесс, могут быть изъяты из системы профессионального образования. Например, наш колледж в настоящее время ведет судебный процесс с ВГУП НПЦ имени Пилюгина по признанию прав на оперативное управление зданием, которое с момента его строительства в 1969 году всегда было профессиональным учебным заведением, там велась и ведется по сей день подготовка рабочих и специалистов, причем в основном для этого предприятия. То есть складывается ненормальная, на мой взгляд, ситуация, когда предприятие требует увеличить выпуск специалистов, заинтересовано в их качественной подготовке, но, с другой стороны, требует арендную плату за использование площадей, построенных на государственные деньги для системы профессионального образования.

К сожалению, пример с нашим колледжем не единичен. На сегодняшний день 36 учебных заведений находятся в сходной ситуации, поэтому назрела острая необходимость в законодательном порядке определить формы и механизм воспроизводства трудовых резервов, степень участия и ответственности работодателей за качество подготовки кадров. Вопросы организации и системы их деятельности должны быть четко регламентированы соответствующими юридическими актами и нормативными документами. Нам необходимо использовать площади и оборудование на безарендных условиях, создать такие механизмы, при которых предприятия были бы заинтересованы в предоставлении инвестиций образовательным учреждениям, поскольку именно они заинтересованы в воспроизводстве кадров.

На нынешнем этапе главная задача колледжей заключается в коренном изменении содержания образования, повышении качества подготовки выпускников. В последнее время в колледжи стало поступать новое современное оборудование, таким образом создаются условия для выполнения этой задачи. Но любое оборудование, тем более современное, требует значительных затрат на его содержание. Кроме этого, в рамках реализации национального проекта «Образование» и для развития в образовательных учреждениях собственных высокотехнологичных учебно-производственных студенческих предприятий требуются сырье и расходные материалы. Однако денег на эти цели мы не имеем, а желательно, чтобы в последующие годы эти расходы учитывались при финансировании.

Важно отметить, что сама система профессионального образования ищет и находит пути модернизации материально-технической базы. Сотрудники и студенты колледжей ведут разработку и производство изделий, услуг, востребованных другими образовательными учреждениями, выставляют свою продукцию на различных выставках. Но нам требуется помощь по созданию необходимых условий, которая обеспечит повышение эффективности деятельности системы профессионального образования, позволит превратить ее в равноправного субъекта не только рынка труда, но и экономики города в целом.

На первый план сегодня выходит проблема комплектования колледжей. Хотя наш колледж, например, в этом году выполнил план набора, ситуация на ближайшую перспективу не самая радужная. Во-первых, общеобразовательные школы практически перестали выполнять функции, связанные с профессиональной ориентацией выпускников на профессии специальностей НПО и СПО, основным критерием успешности работы общеобразовательной школы стало количество поступивших в вузы, система подушевого финансирования еще больше усугубила проблему комплектации колледжей выпускниками 9-х классов, зачастую работников колледжей даже не пускают в школу для проведения профориентационной работы. Нужно продумать механизмы, при которых и сами выпускники, и руководители школ были бы заинтересованы в продолжении обучения в учреждениях СПО с учетом собственных интересов подростков и реальных потребностей городского рынка труда.

Еще одна проблема связана с комплектованием групп по непрестижным, но необходимым городу профессиям. С большим трудом удается набирать ребят на станочников и слесарей, на некоторые профессии строительной отрасли. Численность таких групп редко дотягивает до установленного норматива в 25 человек. Вот и получается, что учащиеся имеют желание обучаться по этим профессиям, потребность у города в них большая, но мы финансировать эти группы не можем. На мой взгляд, в условиях сложившейся демографической ситуации требуется решение, позволяющее открытие малокомплектных групп, причем современная образовательная технология требует пересмотра и самих нормативов по наполняемости групп.

Проблема, без решения которой невозможно решение никаких других, – проблема педагогических кадров. Она заключается не только в нехватке кадров, но и в качестве их работы, уровне квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. К сожалению, не всегда бывшие работники – нынешние пенсионеры – смогут нам помочь, здесь речь идет о специалистах другого уровня. При том, что уровень оплаты педагогического труда в Москве постоянно и неуклонно растет, притока молодежи в систему профессионального образования не происходит. Нам надо для повышения престижности педагогического труда и реализации программы «Доступное жилье» рассмотреть вопрос о строительстве квартир для педагогов по доступным ценам, предоставлении ипотечных кредитов на льготных условиях. Такая долгосрочная целевая программа вместе с пакетом других социальных льгот и соответствующей пропагандой позволит обеспечить приток молодых, энергичных людей, в том числе с производства, и выпускников самой системы профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте