Забота о свободном летнем времени – головная боль родителей и педагогической общественности. Хочется, чтобы отдых пошел на пользу и физическому здоровью, и эмоциональному настрою, да и интеллектуально обогатил.
Большинство детей предоставлены сами себе. Могут ли они организовать свой досуг? Насколько они самостоятельны в этом отношении? И кто их учит быть самостоятельными? Во всяком случае не школа, ведь нельзя же расценивать самостоятельную работу на уроках и выполнение домашних заданий как подготовку к взрослой жизни. На протяжении всего процесса ученичества школа знакомит подрастающие поколения с готовыми решениями, устоявшимися суждениями. О том, что такие решения добываются в сомнениях, муках творчества, в борьбе мнений, а иногда и ценой жизни – и даже при этом не являются истинами в последней инстанции! – в школе не говорят. В перестроечные годы в школьные программы введен курс «Граждановедение», в котором авторы ставят цель «научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе». Как показывает педагогическая практика, ученики с удовольствием воспринимают этот курс. С особым интересом они выполняют задания раздела «Познай людей и самого себя».
В каникулярное время этот интерес может быть использован, в частности, при организации досуга в летних оздоровительных лагерях.
Когда солнечно
Есть спортивные ребята, которые с удовольствием участвуют во всех видах соревнований. Находятся и такие, которые с интересом наблюдают за соревнующимися, эмоционально переживают, т.н. группа поддержки. С этой категорией школьников проблем нет. Но не все склонны к такому времяпрепровождению. Среди детей встречаются и такие, кто получает удовольствие от созерцания окружающей природы или знакомства с архитектурными памятниками. Они внимательно слушают рассказы об исторической среде. Для них я предлагаю использовать погожие деньки и устраивать пешие прогулки солнечного дня, совмещая приятное с полезным. Под полезным имеется в виду знакомство с малой родиной. Прогулки лучше начать с близлежащих зеленых уголков и «заразить» детей таким видом досуга.
Малая родина
Наша школа находится в Северном административном районе (САО) Москвы. Сама я тоже москвичка и последние три десятилетия живу в районе Северного речного вокзала. Поэтому начинаем мы свою прогулку со знакомого нам места – парка Дружбы.
Думалось ли мне в 1957 г., когда вместе с участниками VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве я сажала деревья вдоль Ленинградского шоссе, что создаю красивейшее место отдыха именно для себя? Конечно, нет. Теперь, наслаждаясь живописными видами, я мысленно уношусь в то время. Слышу оживленную перекличку молодых голосов, вижу мелькание лопат, мягко погружающихся в специально насыпанный грунт.
Прошли годы, жизнь сложилась так, что я со своей семьей переехала в новый жилой массив Химки – Ховрино, который возник рядом с парком Дружбы. Стараюсь при всяком удобном случае прогуляться по парку. Отмечаю, как замечательно распланирован зеленый массив и наслаждаюсь видом и ароматами могучих деревьев, выросших из посаженных тогда саженцев. Парк продолжал благоустраиваться и расширяться. При подготовке Москвы к проведению ХХII Олимпийских игр 1980 года здесь были проведены большие работы: расчистили пруды, укрепили их берега, возвели над ними арочные мостики, соединившие пруды в живописное пространство. Неподалеку выстроили Дворец спорта «Динамо». В парке Дружбы воздвигли скульптурную группу – девушка и юноша, отталкиваясь от округлой поверхности, символизирующей земной шар, запускают стаю голубей – символ мира. Открытие памятного знака телевидение транслировало на многие страны мира. Так, незаметно и буднично, ты вовлекаешься в ход истории. Жизнь обычного человека становится частью истории не только страны, но и мира.
Все это наводит на размышление о времени, об истории и о себе. Об этом рассказываю ребятам по ходу нашей импровизированной «экскурсии».
Историческая среда
С давних пор большое значение для развития этой местности имела Санкт-Петербургская дорога (теперь Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе). Она соединяла две столицы, и подробное описание передвижения по ней мы найдем в известном российским школьникам литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева и менее известных черновых записках А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург». Здесь можно дать простор фантазии. И на месте мчащихся потоков автомобилей вообразить Александра Сергеевича в «поспешном дилижансе», заменившем почтовые кареты: «Катясь по гладкому шоссе,в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску с одним слугою и отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целых шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. …По зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры никуда не выезжал».
И вот 1833 г., т.е. 170 лет тому назад, Пушкин вновь едет в Петербург и отмечает: «великолепное московское шоссе начато по велению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей». И далее великий поэт рассуждает на злободневную для нас тему о сочетании государственной инициативы и бизнеса: «Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться». С собой в дорогу по совету приятеля он берет сочинение, «некогда нашумевшее и навлекшее на сочинителя гнев Екатерины, смертный приговор и ссылку в Сибирь», и «начал книгу с последней главы и таким образом заставил Радищева путешествовать со мной из Москвы в Петербург». Наблюдая мелькающие за окном виды, Александр Сергеевич отмечает, что «многое переменилось со времен Радищева».
Для нас в этих путевых заметках А. Пушкина интересно еще одно его мнение: о решении Петра I учредить новую столицу Российского государства: «Петр I не любил Москвы, где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков. Он оставил Кремль, где ему было не душно, но тесно; и на дальнем берегу Балтийского моря искал досуга, простора и свободы для своей мощной и беспокойной деятельности».
Пушкин отмечает и соперничество двух столиц, в результате которого «упадок Москвы есть неминуемое следствие возвышения Петербурга». Наш национальный гений как бы участвует в сегодняшней полемике российской общественности, обсуждающей по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга нестареющую тему о наличии в стране двух столиц. Вот его мнение на этот счет: «Две столицы не могут в равной степени процветать в одном и том же государстве, как два сердца не существуют в теле человеческом».
Трудовые будни
Вернемся в наши дни. Ныряем в подземный переход под Ленинградским шоссе и оказываемся в парке при Химкинском водохранилище. Перед нами еще один живописный уголок столицы, который является условной границей ее Северного административного округа. С 1991 г. в Москве принято новое административно-территориальное деление на округа.
Обращаюсь с вопросом к ребятам: «Сколько в Москве округов?». Уподобляясь ведущим различных модных сейчас телевизионных игр, предлагаю четыре варианта ответа: а) 5; б) 10; с) 15; d) 17.
С большим разбросом «зал» принимает все варианты. Правильный ответ: в Москве 10 административно-территориальных округов.
«А как соотносятся этот округ и район Химки – Ховрино, в котором мы живем?» – задаю я следующий вопрос. «Наш район входит в административный округ наряду с еще десятком муниципальных образований, – отвечают мне ученики. И перечисляют: Бескудниково, Бусиново, Дегунино, Головино, Сокол, Коптево, Молжаниново». Действительно, территории бывших селений включили в 60-е и 80-е годы ХХ века в состав Москвы в связи с освоением новых площадей для массового жилищного строительства и сохранили их исконные названия.
Отвечая на москвоведческие вопросы, движемся от шоссе в сторону западной границы нашего округа. Она проходит по акватории Химкинского водохранилища, возникшего при завершении строительства канала протяженностью в 130 км. Москву-реку соединили с Волгой в 1937 г. и обводнили обмелевшую и загрязненную главную столичную реку и Яузу, снабдили москвичей в достатке питьевой водой. Такое решение было принято в начале 30-х годов ХХ века, чтобы избавиться от угрозы «выпить Москву-реку до дна», которая остро стояла в течение столетий. Наряду с водоснабжением канал решал и проблему судоходства. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации Канала имени Москвы служил основой для создания многих крупных комплексных гидротехнических узлов. В частности, Волго-Донского судоходного канала. С вводом его в эксплуатацию в 1952 г. Москва стала портом пяти морей. Каких же?
Останавливаемся перед схемой, которая размещена при входе в главную аллею Северного речного порта, и внимательно рассматриваем ее. Обнаруживаем маршруты, связывающие Москву с Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным морями. Какая грандиозная работа была проделана в Москворецкой водной системе, чтобы столица могла отправлять и принимать грузы из многих государств!
Какие же грузы получает и отправляет Северный грузовой порт?
Чтобы ответить на этот вопрос, отталкиваемся от цифр последней Всероссийской переписи. Москва – крупный город, называемый мегаполисом, в котором проживают 10 миллионов жителей и ежедневно приезжают в гости до 3 миллионов. У каждого потребности – в еде, жилище, одежде. На асфальте зерно не растет, молочные стада не ходят. Все требуется привезти. Кроме того, в Москве всегда наблюдалось интенсивное строительство: жилищное, промышленное, культурно-бытовое, дорожное. Наряду с товарами первой необходимости для людей нужны были производственные товары. Водный транспорт считается самым дешевым. Вот и доставляет речной флот в Москву хлеб и овощи, рыбу и соль, лесоматериалы, уголь, бумагу, нефтепродукты и оборудование.
Наряду с грузами через речные порты проходят и пассажирские потоки. У причалов Северного речного вокзала можно полюбоваться комфортабельными двух- и трехпалубными теплоходами. Перед нами как бы иллюстрация к популярной песенке: «Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда». Они доставляют туристов во многие города нашей страны: Астрахань, Пермь, Ростов-на-Дону, Волгоград, Уфу, Санкт-Петербург. На маршруте «Жемчужина Беломорья» пассажиры могут совершить экскурсию на Соловецкие острова. Продолжает существовать увлекательный вояж «Московская кругосветка», который начинается от Северного речного вокзала столицы, проходит по Каналу имени Москвы, Верхней Волге, Оке и завершается у причала Южного речного вокзала. В погожие дни экскурсионная прогулка по акватории Химкинского водохранилища тоже может доставить удовольствие.
До перестройки мимо проносились теплоходы на подводных крыльях, унося москвичей и иностранных гостей в пригородные зоны отдыха Подмосковья: Хвойный Бор, Лесное, Солнечная Поляна или Березовая Роща. Северный речной вокзал когда-то жил более напряженной жизнью. В течение дня летающие «Спутники», «Ракеты» и «Метеоры» делали десятки рейсов. Сейчас нет такого наплыва пассажиров.
Обращаю внимание подростков еще на одну сторону жизни большого города – хозяйственную. Знакомство с промышленным, научным и коммунальным профилем городского хозяйства может очень пригодиться при выборе профессии. Побывав на прогулке и полюбовавшись на теплоходы и речные суда, школьники, в частности, выяснили, что, оказывается, Москва – большой портовый город. А значит, ей необходимо судостроение, чтобы иметь суда, баржи, буксиры, портовое оборудование. Их, в свою очередь, нужно эксплуатировать, ремонтировать, совершенствовать. Этот профиль Москвы мало известен моим воспитанникам. И у них сразу возникают вопросы: готовят ли сейчас в Москве таких специалистов? Когда-то их готовил Московский филиал Ленинградского института водного транспорта и Московский речной техникум.
Культурная среда
Осматриваем зеленый наряд прилегающей к Северному речному вокзалу территории. По завершении строительства канала здесь был разбит парк, основу планировки которого составляют три аллеи, идущие параллельно Ленинградскому шоссе, и одна перпендикулярная от вокзала к шоссе. За годы перестройки роскошные некогда аллеи парка захирели, цветники поросли сорной травой, монументальные лавочки вокруг масштабных клумб исчезли, здание самого вокзала имеет обшарпанный вид. Картина напоминает полотно Федотова «Завтрак аристократа». Горько от следов запустения. Но в этом году на территории наших парков заметно рабочее оживление. Расчищены зеленые чащобы, убран сухостой. Завезли специально подготовленную почву и распределили ее по всей территории парка. Меняют асфальт на плиточное покрытие, обновляют систему скрытого полива газонов. Позже выяснилось, что территория предоставлена для конкурса цветников, в котором примут участие ландшафтные дизайнеры из разных городов страны. Словом, прогулка дала нам информацию о реальной работе, которая начата в нашем микрорайоне по обновлению территории Северного речного вокзала. И не только. Этим летом интенсивно столица прихорашивается во многих уголках. Значит, понадобятся разнообразные специалисты не только для работы на водных трассах, но и для поддержания в надлежащем порядке городских территорий, а также их украшения. Тоже важная информация для размышлений.
Возвращаемся к подземному переходу и пересекаем Ленинградское шоссе. Обращаем внимание на скульптурные группы по обе стороны центральной аллеи парка Дружбы. Они символизируют понятия «Урожай» и «Плодородие». Это работы скульптура В. Мухиной. Всемирно известна скульптурная группа Веры Игнатьевны «Рабочий и колхозница». Этот монумент стал эмблемой «Мосфильма» и находится сейчас у ВВЦ. Только что ребята возле здания Речного вокзала рассматривали бюст А. Крылова (1863-1945). Он тоже работы Мухиной. Школьникам известен баснописец Иван Андреевич Крылов. А в сквере Северного речного порта – бюст его однофамильца Алексея Николаевича – математика, механика и кораблестроителя. Еще до революции (1916 г.) получил он звание академика Петербургской АН за основополагающие труды по теории корабля. Создал ряд корабельных и артиллерийских приборов. Удостоен Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров, активный участник решений основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР.
Идем в обратном направлении через парк Дружбы, и обмениваемся ботаническими, вернее дендрологическими познаниями, которые нам пригодились еще в парке у Северного речного вокзала. Выяснили, что наблюдаемый нами зеленый наряд имеет в основном антропогенное происхождение, т.е. встреченные нами различные древесные породы высажены здесь человеком. Лесоводы, закладывая парк, стремились подобрать его состав так, чтобы деревья помогали друг другу. В огромном городе с развитой промышленностью и динамично возрастающим потоком автотранспорта сохранять зеленые насаждения чрезвычайно важно. Ученые ведут поиски древесных пород, которые могли бы выдержать экологическую агрессию. Видимо, вперемежку растущие сосна + береза + ель + дуб + липа или сосна + лиственница оказались наиболее успешным вариантом. Воздух напоен ароматами. Идем по аллее, засаженной лиственницей. Этот листопадный представитель рода сосновых известен не только своими ароматами, но и твердой, прочной древесиной. Она не гниет в воде, поэтому используется для подводных сооружений и кораблестроения. В Москве есть улица, которая носит название «Лиственничная аллея». Мой вопрос «Где она находится?» – озадачивает ребят. Чтобы ответить на него, планируем совершить прогулку в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Это одно из старейших учебных заведений страны, на территории которой и расположена Лиственничная аллея. Знакомство с ней вернет нас и к временам Петра I. После возвращения из Амстердама он организовал на этих землях по образцу голландских молочную ферму, сохранившуюся и поныне.
Тамара БЕЛОВА
Окончание следует
Комментарии