Представьте себе отчаяние родителей, прозябающих без работы в какой-нибудь сельской глухомани. Иллюзий насчет “светлого будущего” для своих детей иметь не приходится:
та же безысходность, потерянные судьбы.
Крапивинский район – типичный сельский. И все как везде: такие же “дороги”, деревни, школы, которые за последние годы власти привыкли “не замечать”. К счастью, глагол этот уходит в прошедшее время. С приходом нового главы администрации Владимира Малина положение во всех сферах стало выправляться. Об образовании разговор особый.
Сегодня много говорится о реструктуризации сельской школы. У крапивинских свой беспроигрышный вариант.
По инициативе Владимира Алексеевича Малина, руководителя районного отдела образования Нины Николаевны Вербичевой и ректора Кемеровского государственного университета Юрия Александровича Захарова создан сельский Зеленогорский лицей, где преподают доктора, кандидаты наук, работают компьютеры нового поколения, а ребят по итоговым оценкам на бюджетной основе принимают в университет. Замечу, это первое образовательное учреждение повышенного уровня в сельской местности, ориентирующее на поступление в вуз.
Согласитесь, случай беспрецедентный. И теперь любой “безлошадный” сельский житель знает, если его Митя или Маша будут хорошо учиться, смогут получить элитное образование и устроить свою судьбу.
Владимир Алексеевич МАЛИН в своем рабочем кабинете
Продается гора
…Так вот, о горе, вокруг которой сейчас столько толков. Возвращаемся мы с Ниной Николаевной Вербичевой из Зеленогорска, из сельского лицея. На самом деле, замечу попутно, весь поселок – “пятачок” из пятиэтажек, один квартал без единой улицы. А кругом нетронутая тайга. Красотища необыкновенная, воздух – пить можно.
…А вот гору-то за разговорами я, увы, и просмотрела.
– У нас с нее пробег был ко Дню Победы.
– И вы пробежали 15 километров? – недоверчиво смотрю на Нину Николаевну.
– Ну я-то немножко срезала, – смущается она. – А Владимир Алексеевич бежал впереди всех. Он не может отставать. Никогда. Нас, управленцев, 16 человек и 140 ребят из ДЮКФП – детско-юношеского спортклуба физической подготовки.
Ну так вот эту гору, может, когда и назовут именем Владимира Малина, главы администрации Крапивинского района. Где состоялся тот знаменитый пробег. Где Малин, о котором сегодня говорят не меньше в округе, построил горнолыжную трассу с канатной дорогой. (Деревенская детвора в марте ее уже опробовала. Первая реакция – шок. Ну как же, скатился с горки, подниматься не надо, подъемник довезет).
Так вот местные руководители к идее Малина отнеслись с недоверием: ничего из этой затеи не получится. Получилось. А теперь поползли еще более парадоксальные слухи: построил дорогу и решил… продать “за 5 мильонов”!
А самый молодой в Кузбассе, тридцатичетырехлетний глава администрации смеется:
– Гора ведь из района никуда не денется. Продал, деньги получил, в очередное строительство вложил.
– У нас, – говорит Малин, – одно будет условие к покупателю: два часа в день спортшкола занимается бесплатно.
Так что эта трасса – спасение для детей и будущее района: сюда поедут со всего Кузбасса. Откроем гостиницу для горнолыжников, а это новые рабочие места, новый доход и новые налоги. А по реке можно будет пустить прогулочные катера.
Да он мечтатель, этот Малин. Нина Николаевна как будто перехватывает мои мысли: “Это же хорошо, пусть даже не все реализуется. Плохо, когда живешь сегодняшним днем”.
Вообще-то и про гору эту знаменитую, и про то, что львиную долю средств Малин отдает на образование, и про замечательный детский спортклуб, что тут же, под боком у лицея, я уже слышала от директора Ольги Дмитриевны Маликовой. А вот про то, как удалось вдвое увеличить количество детей, посещающих этот самый ДЮКФП, рассказал сам Владимир Алексеевич.
Собирает в прошлом году тренеров и с ходу ошарашивает:
– Даю вам 200 тысяч на покупку спортинвентаря.
– Владимир Алексеевич, мы не ослышались – 200 тысяч, не 20? Поверить не могут, что просто так, без всяких требований – ультиматумов с их стороны такие деньги предлагают. Впрочем, одна хитрая просьба была: отвлечь от улицы вдвое больше детей.
Теперь ДЮКФП богат и новыми пластиковыми лыжами, и замечательными коньками, боксерским, хоккейным снаряжением… (Причем по совету Малина закупают все не по старинке через фирмы, а напрямую на заводах-изготовителях, что обходится на порядок дешевле).
– А главное – если в спортклуб первоначально записались 450 человек, сейчас у нас 948. Теперь моя задача довести количество детей до 3000. На деле это и есть: “Спорт против наркотиков”. У нас, – говорит Малин, – еще пять филиалов, и все эти села получили спортинвентарь. Теперь буду работать только на села. Зеленогорский лицей и ее ДЮКФП сегодня напичканы всем. Больше миллиона рублей пошло только на спортинвентарь.
В прошлом году вложили в лицей около двух миллионов рублей. Отопительную систему заменили, подвалом занимались. Сейчас там тир оборудуем. Это несложно: он здесь и был во время оно. Нужно только достать воздушки да мишени поставить. На втором этаже специальное покрытие положим, есть такой линолеум, который не стирается: дети же бегают много.
– Я слышала, что вы собираетесь менять статус лицея на межрайонный. А значит, придется значительно увеличить количество мест в интернате.
– Ну это не страшно, отремонтируем новые площади быстро и качественно, – говорит, и я ему верю.
…Накануне областной выездной коллегии по строительству в районе побывала начальник областного Главукса. Посмотрела объекты, которые находятся в работе. А их не счесть. В Зеленогорск заглянули на строительство нового больничного комплекса на 150 мест – работа кипит. Люди и зарплату получают, и перспективу видят – новые рабочие места.
В Крапивино спортшкола в приспособленном помещении. Заходят – спортсмены сами кирпичи чистят, стены ломают.
Прошлись по этажам детского приюта – та же картина. Поехали в дом ветеранов – уже не удивились увиденному…
– Вам хочется помогать, вы шевелитесь, не спите, – только и сказали проверяющие.
КВН в лицее
Четверг, день лицея
Четверг, а это значит, что в лицее университетские преподаватели. На сей раз – это группа лингвистов.
– Третий год Зеленогорская средняя школа, а лицеем мы стали лишь в октябре, работает в структуре регионального Центра непрерывного образования (РЦНО) Кемеровского государственного университета, – говорит Валентина Михайловна Пьянова, зам. директора по учебно-методической работе. – Сегодня проходят спецкурсы для учеников гуманитарного профиля.
Валентина Леонидовна Назимок, и.о. проректора Центра, преподаватель русского языка лицея, поясняет:
– Мы не предметники. Ведем спецкурсы по собственным разработанным программам, не вузовским и не школьным, а как раз промежуточным, которые могли бы расширить интерес к выбранному профилю. Ну и отчасти подготовить к поступлению в вуз.
Ученик определяет свой профиль уже по истечении 7-го класса. Нормально, случись это раньше, он может ошибиться в выборе, не имея жизненного опыта, а родительский сегодня не очень-то полезен. Ну а если угадал, в точку попал, начинает чувствовать себя комфортно.
Спецкурсы идут с 8-го класса. 8-9-е – первая ступень обучения в лицее, когда происходят формирование устойчивого интереса к определенным предметам, дифференциация познавательных способностей. И это как раз то самое время начального профильного обучения.
На второй ступени – 10-11-е классы – начинается специализация, растет устойчивый профессиональный интерес, закладываются основы для осознанного выбора профессии.
Лицей – вид муниципального общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование личности с высоким уровнем культуры, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук, способной выстраивать программу собственной жизнедеятельности.
Из положения о Зеленогорском лицее
Свою миссию вузовские преподаватели видят не только в том, чтобы обеспечивать содержательный аспект, привлекать ребят к научно-исследовательской деятельности. Интересно и не менее важно, что здесь нашли верную – за 2 года на практике убедились – форму методической работы с лицейскими и гимназическими педагогами. Речь идет о так называемом большом научно-методическом совете. Проходит он дважды в год во время каникул, собирая от 470 до 530 участников из самых отдаленных районов области. Предметников разводят по соответствующим секциям – так, на последнем совете их было уже одиннадцать.
– Тематику мы выбираем, конечно, не сами, – рассказывает Валентина Леонидовна Назимок, – базируемся на запросы преподавателей. Я бы даже назвала эти советы сервисной службой для учителей региона. Они делают заявки, скажем, хотели бы побольше узнать о современных направлениях, течениях, формах, методах, способах обучения чтению или аудированию.
Мало того, частые гости советов – деканы наших факультетов, которые рассказывают о каких-то нюансах в правилах приема…
Может сложиться ложное впечатление, что вхождение в структуру РЦНО – это только выезды преподавателей на спецкурсы, участие в научно-методических советах и научно-практических конференциях. Быть в структуре РЦНО – значит быть внутри целой системы. А это еще и постоянная кропотливая работа со школьными учителями психолога Центра, валеолога, методиста. Это и общие праздники, а их тут много. В этом году зеленогорцев пригласили на традиционный “День лицеиста”.
…Так вот, о лицейском дне. Третьем четверге месяца. Он для ребят методический, “свободный”. Беру последнее в кавычки, потому что это промежуток для самообразования. Когда можно посидеть в библиотеке, написать реферат, подготовиться к спецкурсам. Тот самый день, когда университетские преподаватели – а их 11 человек – приезжают к ребятам и работают по всем направлениям – естественно-научному, гуманитарному.
Здесь будет город заложен?
Фарида Сиражадиновна Рагимова, филолог, преподаватель русского и литературы в лицее, смеется:
– Я на кафедре говорю, что на сегодняшний день работа в Зеленогорске постепенно перерастает в основную, главную, и добавляет: – Избалованы мы, вузовские преподаватели, двумя парами в день. А тут – по восемь уроков даешь. Да еще дорога. И ничего, очень многое решает настрой. 11-й класс, с которым работала в этом году, знает мои требования, есть отдача, да и приятно будет видеть в ком-то из них своих студентов.
Поверьте, не было ни одного дня, когда бы мы уезжали из Зеленогорска неудовлетворенными. А эта удовлетворенность – от востребованности, от ожидания детского, от того, с каким удовольствием они работают.
…Зеленогорск – все-таки уникальный поселок. В свое время здесь запланировали строительство первого в Сибири Крапивинского водохранилища природоохранного значения. Съехавшиеся сюда высококвалифицированные специалисты должны были поставить электростанцию, чтобы поднять уровень воды в Томи. Ведь уже сегодня томичи возмущаются – пить им бывает вообще нечего. Особенно к концу лета, когда река мелеет и пересыхает.
А в поселке тем временем тоже шли великие преобразования. Возводился гигантский больничный комплекс, чуть ли не фонтаны замысливались… Словом, “здесь будет город заложен”.
На стройку водохранилища вбухали 300 млн. долларов. А тут, глядь, перестройка. И объект даже не законсервировали, просто бросили, кинули. Как “кинули” множество классных профессионалов. Люди, разумеется, стали разъезжаться. Для сравнения: в поселке было 7 тысяч населения, осталось около 5. Да и тем негде работать, хотя они до сих пор востребованы: нужно в том же Кемерово построить что-нибудь этакое – только их приглашают. А так работают вахтовым методом, на два месяца оставляя семьи.
Между прочим, разговаривая с главой администрации, услышала: не заморозь стройку, прибыль для района составила бы 4 млн. долларов в год, себя бы кормили и донором были.
Так что назвать местных жителей деревенскими язык не повернется. Потому и специфика лицея прежде всего в том, что здесь в большинстве своем дети из оставшихся в Зеленогорске интеллигентных семей. С другой стороны, есть ребята из глубинки, они и проживают в интернате.
Да, устают порой вузовские педагоги. Но эта усталость окупается хотя бы тем нетерпением, с которым ждут их дети. Дети сельские, излишествами и возможностями городскими не избалованные, отдаленные во всех смыслах, они настолько восприимчивы, работоспособны, настолько им все интересно. “Мы все будем делать!” – говорят. И не хотят уходить на перемену.
– Когда видишь эти ждущие глаза, эту открытость и непосредственность, чувствуешь себя счастливой, – признается Валентина Николаевна Шурыгина, преподаватель и методист по немецкому языку РЦНО.
Действительно, эти дети тянутся к вузовским педагогам как к личностям, несущим в себе образец истинной интеллигентности, культуры общения, речи, впитывают все, как губка. И, по наблюдениям школьных учителей, меняются, как говорится, на глазах. Примеров сколько угодно.
– В этом году, – рассказывает Валентина Леонидовна Назимок, – мы впервые провели научно-практическую конференцию областного масштаба, поскольку пригласили все 19 лицеев и гимназий, входящих в нашу структуру.
Когда подводили итоги, члены жюри чуть ли не в один голос говорили, что приятно удивлены. Некоторые работы ребят из Зеленогорска были сильнее студенческих курсовых. И это здорово. Будь то научно-практические конференции, различные олимпиады, конкурсы, участие в научных обществах или просто работа на спецкурсе – это уже возможность легко быть замеченным сотрудниками университета.
А взять тот же грандиозный фестиваль немецкого языка и литературы, впервые прошедший в Кемеровском университете. Зеленогорские школьники – а ведь они еще только в начале пути – мало чем отличались от изощренных в языке городских сверстников. Разве что чуть больше волнения и некоторого трепета. Но это так, сопутствующие обстоятельства.
Валентина Николаевна Шурыгина, ставшая идейным вдохновителем и организатором этого серьезного мероприятия, знает, какую большущую работу по подготовке к фестивалю проделали ее сельские ученики. И тут эксперты отмечали колорит, многообразие творческих форм, которые представили лицеисты в интеллектуальных, спортивных играх, танцах и песнях, комиксах по произведениям современных немецких писателей да даже в поделках на тему.
Вот какую оценку на встрече с ректором КГУ Юрием Александровичем Захаровым дал гость из Германии, представитель Ассоциации народных университетов и института им. Гете Себастьян Вельтер:
– Такого я в России еще не видел!
И это слова человека, который каждую неделю бывает в российских городах на самых разных мероприятиях, непосредственно связанных с немецким языком.
А потом к Валентине Михайловне Пьяновой, она преподает в лицее немецкий, подошли три ученика и сказали: “А это мы знаем хуже, чем кемеровские лицеисты, и тут отстаем”. Вот оно, настоящее вхождение в систему непрерывного образования, когда начинаешь сравнивать, сопоставлять свои знания не с кем-нибудь – с классическим, многопрофильным учебным заведением с устойчивыми традициями.
Кстати, в прошлом году шестеро сельских выпускников поступили в университет. (Тогда эксперимент только готовился). И адаптация их, переход оказались гладкими, комфортными. А что удивляться?
Аман Гумирович ТУЛЕЕВ на фестивале художественной самодеятельности в Крапивинском районе
Из задач зеленогорского лицея:
– развивать общеучебные умения: воспринимать лекцию, конспектировать;
– формировать нестандартное мышление через вовлечение ученика в научно-исследовательскую работу;
– обучать умению формулировать и обосновывать свои идеи;
– воспитывать настойчивость в поиске истины.
– А спросите, как меняются наши учителя, – улыбается директор школы Ольга Дмитриевна Маликова, – и я отвечу: да так же на глазах. Центр не оставляет нас в покое через ту же работу в научно-методическом совете.
– Да мы теперь и не мыслим себе наш педагогический коллектив без преподавателей КГУ. Встречаемся в университете как с родными. Сегодня приехала бригада в малом составе, так мы просим передать привет всем нашим, – это слова Валентины Михайловны Пьяновой.
Ей вторит Валентина Леонидовна Назимок:
– Все факультеты в нашем корпусе пересекаются на первом этаже, так пройти невозможно – не успеваешь здороваться с “бывшими”. У детей такие улыбки, ради которых хочется жить.
Есть такая категория сотрудничества, когда у всех – желание работать на общее дело. Тогда все получается. Проверено на практике.
Нам варяги не нужны
– …Эти парты, сорок пять раз перекрашенные, стены в подтеках, крыша течет и отопление никуда… Я сидела и думала: “Ну почему я не уехала работать в Кемерово? – вспоминает Нина Николаевна Верничева. – Понимаете, когда созидаешь, есть ради чего жить, а когда все на твоих глазах рушится, и ты, руководитель, ничего не можешь, нет у тебя ничего, кроме языка… И вдруг Владимир Алексеевич со своим заместителем Александром Алексеевичем Федоровым начинают мне сами в 50-градусный мороз ремонтировать школу.
– Нина Николаевна – единственный человек, который выступил против, когда встал вопрос о моем назначении главой района, – улыбается Малин.
– Да откуда же я знала, какой он будет? – смотрит на меня Нина Николаевна. – Я так честно в лицо и сказала: “Нам варяги не нужны”. – И неожиданно добавляет: – И сразу заявила: “Нам нужен теплый туалет. Выгляните в окошко: вон первоклассник, восьмилетний мальчишка, после урока физкультуры бежит в туалет в маечке и шортиках, чуть не босиком. Что за издевательство!”
– А я сразу согласился, – говорит Владимир Алексеевич. – Сказал, что у нас в каждой школе будет прежде всего теплый туалет. Без выполнения этого приказа теперь ни одного документа не подписываю.
Разговор с воспоминаний перескакивает на день нынешний.
– “Сегодня с Александром Алексеевичем за рингом боксерским для спортшколы ездили”. – “Купили?” – “Конечно”. – Малин весело поглядывает на своего зама. – Мы все туда вкладываем. К спорту нужно с детства приучать, тогда здоровый образ жизни обеспечен. Правда, меня-то никто не заставлял заниматься. Наоборот, мы с друзьями так “зависали” в спортзале, что директор в шею гнал из школы. А сейчас смотрю: семиклассница на лыжах стоять не умеет – не было у них “лыж” в расписании. Парадокс! Это в Сибири, где шесть месяцев зима. Зачем зимой в спортзал детей загонять? Не понимаю. У нас к 1 сентября в каждой школе теннисные столы стоять будут. И обязательно купим комплекты пластиковых лыж для всех.
– Владимир Алексеевич, – не выдерживаю, – откуда такое неравнодушное отношение к школе?
– Всему, чего в жизни достигаю, обязан хорошему образованию.
А тут: я Крапивинский район не знал. Стал знакомиться с селом. Приезжаю: сельсовет (так по привычке все называют) – директор совхоза – и обязательно школа. Такая цепочка. До сих пор поддерживаю связь со своей деревенской школой. Первую субботу февраля каждый год езжу на вечер встречи в село Волчно-Бурла Алтайского края. Глухомань.
Вот поездил и понял, во главе – сильный лидер. А я всегда ставлю на личность. Сильному приятно помогать, он, как локомотив, обязательно вытянет. Так что я просто помог Нине Николаевне. Первое, что сделал, выделил деньги на спортшколу. Ее уже собирались закрывать. А тут дети начали ездить на соревнования, жизнь закипела. Директора оживились – за эти годы они соскучились по “властному” вниманию к школе. Но если мы хотим построить нормальное общество через 15 лет – нынешнее поколение уже потеряно…
– Почему вы так считаете? – перебиваю.
– Я армию отслужил, старшиной роты был, замвзвода. Со школьной скамьи приходили, студенты – в 20 лет переделать человека невозможно. И если раньше боялись общественного суда, людского презрения, сейчас на все наплевать.
– Поэтому вы “пришли в образование”?
– Это не моя задача. Моя – помочь, направить. Надо только цель задать верную. Так вот, если мы хотим нормальное общество получить, образование должно стать приоритетным не на словах, а не деле.
– Неужели вы всерьез считаете, что можно построить светлое будущее в отдельно взятом районе?
– Да, – не боясь быть осмеянным, ответил мне этот отличник, краснодипломник, кандидат технических наук. – Сельский ребенок, приходя в школу, попадает в новый мир. Он проведет здесь одиннадцать лет, и другого знать не будет. Судите сами. Если наши ребятишки побеждают на областных соревнованиях, школьных олимпиадах, значит, мы что-то делаем правильно. Если наши сельские выпускники поступают в университет и учатся там на “отлично”, значит, как сказали, шевелимся, живые. Если ежегодно у нас в селе(!) воспитывается юный мастер спорта, это тоже что-то да значит.
Дом творчества у нас есть, там множество объединений и кружков. Поддерживаем районную детско-юношескую организацию “Паруса надежды”, объединяющую 3000 детей, – опять не улица, а мы победили.
А если создать еще клубы по интересам, школьные театры, думаю, наши не будут чувствовать себя ущербными. “Подтянем” культуру: в этом году собираемся открыть класс в содружестве с институтом культуры. Пополним библиотеку – создаем плакат-призыв всем желающим передать свои книги в фонд района. Интернет уже появился. Да мало ли…
-… Какое счастье, что я осталась в Крапивино, – говорит теперь Нина Николаевна.
Не Вовка, а Владимир Алексеевич
Малин своим избирателям не сулил молочных рек с кисельными берегами. И может, именно поэтому этот “пришлый” мукомол (он работал в Кемерове на “Мелькорме” генеральным директором и за шесть лет в этой должности сумел создать команду высококлассных специалистов- единомышленников, провести реконструкцию, с помощью лучших западных фирм внедрить прогрессивные технологии) выиграл избирательную кампанию с огромным перевесом: 87% избирателей проголосовали за него. Не обещал все и сразу и тем не менее чуть более чем за полтора года(!) выполнил половину своей предвыборной программы. Сказал, значит, сделал, для Малина это одно и то же, считает Нина Николаевна.
Владимир Алексеевич только отмахивается, мол, пришел на готовенькое, на лаврах почивает, начинала она, Вербичева. И мне: “Я ее повысил. Думаю, Нина Николаевна будет лучшим в области заместителем по социальным вопросам”.
Но, кроме шуток, поменял 95% административных чиновников.
– У меня все замы сильные, с опытом работы в партии. Это, говорю без иронии, была такая кузница кадров. От старого доброго отмахиваться не стоит. Наш девиз: сохранять все лучшее и идти дальше. Вот и Александр Алексеевич, мой друг, тоже с партийным прошлым. И тоже в Кемерово живет, и начальник милиции, и начальник пожарной части… Как пишут в жалобах на меня и мою команду: “Эти пришлые ездят на работу, как в командировку”. Разве что Нина Николаевна в Крапивино живет”. “Квартиру продать не могу, – смеется она, – поскольку, как пишут в объявлениях: “Первый и последний этажи не предлагать. А у меня второй, он же последний”. Но если говорить о недоброжелателях, у смелых, талантливых, деятельных они всегда найдутся.
…Идет ученый совет по реструктуризации сельской школы. Когда Вербичева рассказала о материальном обеспечении сельского лицея, о замечательных педагогических кадрах, о заботе местной власти об учителе, где все педагоги, кроме одной, обеспечены жильем, поднялся коллега: “Да у них там в Зеленогорске все есть, знаем мы их возможности. А у меня – ничего. Детям не на чем сидеть, нечем писать…” И пошло-поехало, один встает плачется, другой… Наверное, не надо больше выступать, это только вызывает раздражение и зависть. Так она тогда подумала. А теперь изменила мнение. “Ребятки, – говорит, – завидуйте по-доброму. Вы своим главам расскажите, с цифрами в руках, что за полтора года работы можно горы свернуть. Тогда и к вам пусть не университет, другие вузы придут. Сами попросятся”.
Кстати, о ревности. Хорошие учителя из некоторых деревенских школ болезненно относятся к тому, что их дети уезжают учиться в лицей. Для них у Нины Николаевны тот же ответ. А родители вправе знать, какое образование их ребенок может в районе получить. Их право – выбирать.
И напоследок сказала: “Какое счастье, что есть такое объявление: “Первый и последний этажи просьба не предлагать”.
А сильным приятно помогать, так и губернатор Тулеев считает. Ты только начни.
* * *
… – Помню, купил отец коня, и “власть” приходила коня забирать. А как увидели нас один одного меньше, махнули рукой и ушли. Я рано начал: вначале отцу тяжело было после меня, малого, на том коне коров пасти. Потом легче – сила у меня появилась. “Будешь учиться, станешь Владимиром Алексеевичем, не будешь, останешься Вовкой Малиным”, – говорил мне отец.
…А я представляю, как маленький мальчик ищет канавку, чтобы с какой-нибудь кочки запрыгнуть на своего коня…
Елена КОМАРОВА
Крапивинский район,
Кемеровская область
Комментарии