В современном динамично развивающемся обществе вопрос ранней профилизации обучающихся является наиболее актуальным на уровне среднего общего образования. На данным момент в системе московского образования реализуется система предпрофессиональных классов по разным профилям. С 2019 года наша школа является участником проекта «Новый педагогический класс в московской школе».
Ученики этого класса получают возможность приобрести опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности, развивать свои навыки социального проектирования, коммуникацию и сотрудничество для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов.
Социальное проектирование является основой проектной деятельности обучающихся, актуальность которой обусловлена требованием федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Проектная деятельность учеников предпрофессионального класса строится на основе баскет-метода, когда обучающиеся в ходе имитационных и реальных ситуаций примеряют на себя роль экскурсовода, учителя, методиста – разработчика образовательных материалов.
Работа состоит из трех этапов. На первом этапе проводится анкетирование обучающихся младших классов с целью выявления образовательных потребностей школьников. На основе анкетирования происходят отбор объектов социокультурного пространства Москвы, моделирование очных и дистанционных экскурсионных занятий с использованием учебно-методических пособий (рабочих тетрадей). На этом этапе старшеклассники разрабатывают занятия, работают над составлением тетрадей. При составлении экскурсий обучающиеся учитывают возрастные особенности школьников, выстраивают задания для обучающихся с разным уровнем мотивации. Учителя являются координаторами и методическими консультантами.
Второй этап – основной. Учащиеся предпрофессионального класса проводят экскурсии со школьниками исходя из образовательных потребностей, выявленных для каждого класса и в соответствии с планом воспитательной работы во внеурочное время и в период каникул. На третьем этапе проводятся анализ и самоанализ проведенных учебных занятий. Происходит корректировка методических разработок занятий и рабочих тетрадей.
Ученики предпрофессиональных классов также проводят мастер-классы по разработке образовательного контента на платформе Learning App. Старшеклассники особо отмечают вовлеченность школьников в эти занятия:
– Безусловно, ребятам нравится создавать приложения, так как они могут примерить на себя роль учителя, проверить знания своих одноклассников.
Такая практика имеет положительные эффекты, она способствует более осознанному выбору профиля для поступления в 10‑й класс. Проектная деятельность может стать основой для формирования профессиональных компетенций учителя уже в старших классах. Ребята из 11‑го «П» отмечают:
– Профессию учителя ошибочно считают формальной и скучной. Каждое занятие, разработка – это творческий поиск и открытие. А главное – ты можешь сразу видеть отдачу от своей работы. По лицам детей сразу понятно, что все удалось.
Ксения ИВАНОВА, учитель истории школы №508
Комментарии