search
main
0

Каждое дело – творчески, иначе зачем?

Сама я, к сожалению, никогда не была на родительском собрании в роли участника, только на редких совместных собраниях родителей с учениками в моей собственной специальной украинско-английской школе N 31 города Запорожье, где жила до семнадцати лет. Ну а потом – лишь в силу служебной необходимости в качестве журналиста. Своих детей у меня нет, только племянники Ваня и Федя, дети сестры Лены, тоже журналистки, и ее мужа Лени, математика и “журналиста по жене”, как называют его в журнале “Компьютерра”.
Помню, когда Ванюшка учился еще в младших классах, на родительские собрания ходил его очень молодой папа Леня. Он у нас в молодости был жутко застенчивый, прямо вылитый князь Мышкин, даже внешне на молодого Юрия Яковлева в фильме “Идиот” похож – и потому, возвращаясь с собрания, он всегда заискивающе спрашивал у третьеклассника-сына (потом пятиклассника и т.д.): “Ну что, Вань, я нормально выступил, как ты считаешь?” На что Ванюха снисходительно-покровительственно что-то хмыкал, что, мол, не боись, все – нормалек. Вот он и вырос сейчас “грозой семьи” – все его побаиваются. Кстати, еще одна привычка в нашей семье, проистекающая из молодости родителей Вани (Федю родили уже в зрелом возрасте, он на 14 лет младше Вани): все молодое поколение между собой называет старших, включая нашу прабабушку, т.е. мою с Ленкой маму, исключительно по имени: Оля, Лена, Леня, Рая – никаких мам, пап, теть и бабушек. Посмотрим, подхватит ли эту традицию восьмимесячный Михась. А началось с тех родительских собраний и заискивания папы перед Ванюхой.
Что же касается родительских собраний в школах, летних лагерях (родительский день), которые я посещала в качестве журналиста, то самыми яркими оказались в моей памяти те, что проводились по коммунарской методике (методике коллективных творческих дел), на принципах педагогики сотрудничества. Например, в лагерях “Надежда” у Ефима Штейнберга в родительский день все взрослые становятся в позицию “детей”, т.е. их собственные дети организуют этот день так же, как сами проживают его: с фестивалями, конкурсами, прочими творческими делами, с вечерними “огоньками” – разбором дня в кругу у свечи, с песнями в “орлятском кругу”, дежкомами и командирами, комиссарами отрядов (у Ефима в его пионерском штабе, а нынче в разновозрастном отряде “Надежда” комиссары называются “ориентирами”). Методика Штейнберга. -Тубельского – вообще своеобразная “московская модификация” того, что в Питере было названо Игорем Петровичем Ивановым “педагогикой общей заботы”, а потом уже разошлось по стране как коммунарская, или орлятская, или методика коллективного творчества, или творческих дел, давшая пятнадцать лет назад методическую и теоретическую основу концепции педагогики сотрудничества – с включением в нее уже опыта и школьных педагогов-новаторов.
Опыт школьных родительских собраний по этой методике наиболее ярко для меня прозвучал недавно в Архангельске, на секции классных руководителей межрегиональной конференции по коммунарскому движению и педагогике сотрудничества. Особенно запомнился рассказ классной руководительницы младших классов одной из школ г. Архангельска. В опыте работы этой учительницы родительские собрания работают на общую “сверхзадачу”: создать атмосферу доброго, веселого, делового и праздничного сотрудничества ребятишек, их родителей и самого педагога.
Думаю, что если вам милее школа традиционная, без броских новаторств, тогда просто не забудьте, планируя очередное собрание, что, кроме оценок, сменной обуви и дисциплины, предметом обсуждения, дискуссии могут стать и особые (или, наоборот, обычные) методы преподавания, своеобразие именно вашего подхода к пониманию и содержанию образования, и набор предметов в вашем классе (школе), и ваши учебные планы – и все-все, что, казалось бы, волнует лишь вас саму (самого), но на самом деле при адекватной подаче для родителей этого всего – гораздо ближе уму и сердцу и родителей тоже, чем вам может казаться.
Постепенно, шаг за шагом, попробуйте ввести родителей в позицию ваших “партнеров”, ваших со-трудников, со-авторов в учебном и воспитательном процессе. Уверяю вас: не пожалеете!
Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте