search
main
0

Каждая роль – главная

От урока к спектаклю

Я возглашаю здесь, что радость мне желанна,

и что искусство – смесь небес и балагана!

Высокая потреба и скомороший гам!..

Под небом – балаган. Над балаганом – небо!

 

Давид Самойлов

 

Театральная студия «Балаганчик» начала свою работу в школе №1440 в 2006 году. Название «Балаганчик» нам подсказали сами ребята своим поведением, отношением к жизни и учебе, своей любовью к игре и празднику. «Балаганчик» (не путать со словом «балаган») – очень театральное название. Это маленький театр на колесах, который идет своей дорогой, находит новых друзей и рад рассказать старую добрую сказку или придумать новое театральное приключение…

 

Мы с моей коллегой Светланой Касымжановной Юсуповой выпускницы Университета культуры и искусств, учились той профессии, которая стала для нас в жизни главной, – «режиссер, педагог любительского театра с направлениями «актерское мастерство» и «сценическая речь».

Занятия театральным искусством в рамках дополнительного образования приобретают сегодня важное значение в вопросе воспитания личности молодого поколения. Задачи театрального искусства тесно переплетаются с задачами, которые ставят общество и государство. Ведь театр является искусством многогранным, универсальным, синтезом многих видов искусств и воспитывает в человеке умение сопереживать, наблюдать, контролировать свои поступки и отвечать за них.

В театральной студии «Балаганчик» проходят занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Учебный курс театральной студии «Школа театра. От тренинга – к этюду – до спектакля» объединяет в себя две программы. На программе «Актерское мастерство» ребята изучают основы театрального искусства, знакомятся с профессиональным языком, понятиями и категориями, получают навыки самостоятельной работы: технической подготовки к выпуску спектакля, бутафории, гриму. Также ребята учатся ощущать и передавать свои чувства в форме, присущей каждому индивидуально. Задачей второй программы – «Сценическая речь» – является воспитание умения у детей логично, образно, эмоционально действовать посредством слова, заражать им своих партнеров, зрительный зал. Театральная деятельность помогает нашим воспитанникам становиться более самостоятельными, ярко воспринимать мир, развивать творческие способности, выявляет возможности для искреннего самовыражения.

В театральной студии занимаются ребята от 6 до 17 лет. В зависимости от индивидуальных успехов, мотивации, продолжительности и продуктивности ее посещения ребенок находит себе место в одной из трех групп: в младшей группе занимаются дети 7‑9 лет, в средней – 9‑11 лет, в старшей группе – 12‑17 лет. Ежегодно мы подводим итоги посредством выпускного спектакля, который иногда становится репертуарным в театральной студии и находит своих зрителей на различных московских площадках, на театральных конкурсах и фестивалях. За это время было поставлено и сыграно более 20 спектаклей!

При постановке спектаклей удается задействовать детей разных возрастов. Например, в спектакле «Питер Пэн» по сказке Дж.Барри были заняты сразу три большие группы по 15 человек. Разумеется, младшие участники сначала пробуют свои силы в небольших ролях, массовых сценах.

В постановке спектакля часто используется работа по составам. Так, в сказке «Волшебник Изумрудного города» по пьесе А.Богачевой были заявлены две исполнительницы Элли, два песика Тотошки, две злые волшебницы Гингемы.

Конечно, возникает вопрос: как распределить роли между всеми участниками, никого не обидеть, выслушать всех желающих, сохранить коллектив и выпустить спектакль? Это трудная задача… Ведь все хотят быть Золушками! И никто не хочет играть Мачеху. Все желающие студийцы делают пробу, заявку на роль. Стараются выучить текст, не пропускать занятия. Но, безусловно, в театре для ребят важно понятие «фактура». Подходит ли эта роль для тебя сейчас, в этом составе? Здесь важны рост, голос, пластика, индивидуальные особенности. Порой проходят сложные дебаты: обсуждение характера героя, внешности и внутреннего склада персонажа. После этого уже сам коллектив делает выбор, кому играть главную роль. Ведь это так непросто – стать главным, быть помощником режиссера, объединить вокруг себя всех участников спектакля. Такой путь был проделан уже много раз.

В начале этого учебного года мы выпустили в двух составах спектакль по пьесе Т.Габбе «Хрустальный башмачок». Были заняты более 40 артистов из всех возрастных групп, сыграно 8 спектаклей для учеников нашей школы, друзей и родителей.

Оформление спектаклей – это еще один интересный творческий процесс. За время работы студии у нас собралась настоящая костюмерная. Конечно, что-то приходится обновлять, сочинять новые образы под новых артистов, мастерить камины, лепить из бумаги котлеты, реставрировать кубы, лестницы.

Самая интересная артистическая жизнь проходит в старшей группе. Здесь ребята занимаются более 7 лет и уже понимают все с полуслова. Так, постепенно, мы учимся быть репертуарным театром и играть спектакли более 2 раз перед разными зрителями и на разных площадках.

Иногда после просмотра проводим со зрителями беседу, обсуждение спектакля по методике безоценочного интервью, где каждый участник спектакля и зритель могут высказать свою точку зрения, оценить работу артистов, режиссера, оформление, поразмышлять, о чем получился спектакль, о его актуальности сегодня. Эти глубокие и вдумчивые беседы помогают ребятам не только разобраться в пьесе, ознакомиться с замыслом драматурга, режиссера, но и задать себе серьезные вопросы о добре и зле, поступках героев, о призвании, смысле жизни, о месте театра в школе и в мире.

Сейчас студийцы старшей группы готовят к выпуску новый спектакль по пьесе К.Гольдони «Слуга двух господ». Артисты изучают комедию масок, комедию положений: учатся проявлять темперамент, характер, чувства, носить длинные платья и панталоны, даже владеть шпагой. Что у нас получится, скоро увидим!

С такими артистами, как ребята старшей группы, выехать на фестиваль – одно удовольствие. Так, со спектаклем «Метель» по повести А.С.Пушкина мы стали лауреатами 1‑й степени в 2021‑2022 учебном году на Международном фестивале любительских и народных театров имени Ф.Г.Раневской «Флинт-трамплин». И в этом учебном году театральная студия «Балаганчик» тоже не осталась незамеченной. На форуме «Заметьте» литературно-драматическая композиция «Республика ШКИД» завоевала Гран-при!

Нам часто задают вопрос, есть ли среди студийцев по-настоящему способные к актерской профессии, смогут ли они стать драматическими или киноартистами. Мы убеждены, что неталантливых не бывает. Одни проявляются раньше, а другие – чуть позже. Наши дети понимают: чтобы стать артистом, нужно очень много трудиться. Как педагоги мы не ставим перед собой задачи вырастить из них актеров. Мы учим их сопереживать, быть добрыми, открытыми, веселыми и неравнодушными.

 

Лариса ДЕМИДОВА, педагог дополнительного образования школы №1440

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте