С «Учительской газетой» у меня давнее и доброе знакомство. Одобряю и всячески поддерживаю актуальные творческие замыслы и планы, убедительно аргументированные главным редактором в «Первых ста строках» («УГ» №27, 4 июля 2006 г.).
Написать в газету меня побудила также и блестящая публикация Шалвы Амонашвили «Истина Школы». Уверен, она вызвала весьма серьезный интерес у читателей. Но я убежден, что потребуется время, чтобы осмыслить, понять всю философскую, социально-политическую и психолого-педагогическую значимость данного труда. Об этом убедительно свидетельствует заключительная часть, в которой Ш.А.Амонашвили в сжатой, неповторимо-афористичной форме подводит итог всему сказанному. Здесь каждая фраза «стреляет», попадая именно в «яблочко-десятку» давно назревших проблем.
Впервые в истории педагогики Ш.А.Амонашвили «пропел гимн» многим славным «держателям Истины Школы» – от Яна Амос Коменского до В.А.Сухомлинского.
В этом «созвездии имен» автор трижды называет А.С.Макаренко. И это вполне закономерно, ибо «все живое и творческое, что есть в нашей школе, – это детище Макаренко» (Неизвестные письма В.А.Сухомлинского. «Комсомольская правда», 16 ноября 1972 г.).
Был бы жив Антон Семенович, он, безусловно, поддержал бы Шалву Александровича, который с тревогой «бьет в набат»: «Чем больше и дольше блуждаем в потемках реформирования, модернизации или обновления Школы, тем быстрее засыхает и гибнет корень, в котором свершается истинное, постоянное и естественное обновление». Еще около семидесяти лет назад Макаренко писал: «Наша школьная сеть, которой вправе гордиться страна, представляет собой в педагогическом секторе распыленную массу одиночек учителей и в ученическом – массу разрозненных классов, лишь механически связанных соседством в общем школьном здании. Школы как единого коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни дети, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом таится корень многих бед… Педагогическая теория, размениваясь на мелочи, не удосужилась заняться этим кардинальным вопросом» (Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе).
К сожалению, всего несколько десятков школ в стране действительно практически воплотили в реальную жизнь идею Макаренко. До сих пор, как пишет Ш.А.Амонашвили, «в наших мытарствах в лабиринтах образования происходит великое топтание у подножия гор, вместо того чтобы поднять голову, восхититься вершинами и рискнуть забраться на них».
А происходит подобное великое топтание потому, что «забылось, что Школа должна воспитывать гражданина страны»
(Ш.А. Амонашвили). Давно пришла пора понять, что воспитание человека первично, а обучение и образование, являясь его органическими частями, вторично. Только при такой социально-педагогической «инструментовке» возможно создание оптимальной макаренковской системы Воспитания без перевоспитания.
Эта проблема подробно рассматривалась в моих материалах «Насколько актуальна в наши дни педагогика Макаренко?». («Учительская газета» №20, 13 мая 2003 г.). Эта публикация не только подтвердила своевременность моей книги «Семнадцать уроков школьного воспитания», но и дала зеленый свет новой книге «Общешкольный коллектив не миф, а реальность».
Книга, освещая опыт школьных коллективов различных регионов страны, реализует на практике и важнейшие теоретические положения труда Ш.А.Амонашвили «Истина Школы».
С искренней признательностью
Яков ЛЕВИН, руководитель научно-практической лаборатории «Личность и коллектив» Управления образования Октябрьского района г. Екатеринбурга, заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук, доцент
От редакции. Благодарим Якова Наумовича Левина за отклик на газетные публикации. С новой книгой нашего давнего автора из Екатеринбурга «Общешкольный коллектив не миф, а реальность» мы познакомим читателей в ближайших номерах «Учительской газеты».
Комментарии