search
main
0

Казахский английский. Размышления у парадного подъезда образования в СНГ

– Представьте себе многоквартирный дом, который вдруг перестал быть общим, и вам досталось в нем лишь несколько комнат, – описали нам ситуацию, в которой оказалась система образования Казахстана после развала СССР, местные управленцы. – Газ и вода поступают из разных мест, а фундамент вообще чужой. В этом положении республике пришлось закрепиться на том, что осталось, но при этом искать дальнейшие пути развития. Результаты этих поисков налицо – недавно в столице страны открылся Новый университет Астаны, или Назарбаев Университет, что и стало поводом для ознакомления российских журналистов с обновленной системой образования нашего соседа по СНГ.

Татьяна ЕФЛАЕВА,Москва – Астана – Москва

Сначала о советско-российском наследии в республике: оно, разумеется, никуда не исчезло. По словам казахстанских чиновников, методика и принципы обучения, на которых до сих пор в основном базируется дошкольное, среднее и высшее образование, – российские (своей школы создать пока не удалось). Как признался нам один из членов правительства РК, в школы или классы с русским языком обучения отдавать своих детей все еще престижнее – и педагоги методически более грамотны, и качество образования на выходе выше, чем в казахских.

В целом российское образование по-прежнему ценит большой процент населения: учиться в соседней стране – не так далеко от родины, да и обязательное знание русского языка (так, выпускники школ с казахским языком обучения проходят единое национальное тестирование по русскому языку) тому отличный мотив. Языковой фактор, пожалуй, самое большое наше преимущество. Пока. Кроме того, в самом Казахстане представлено несколько ведущих вузов нашей страны, в том числе филиал МГУ, в обустройство которого республика вкладывает немало средств. Ну и, конечно, большая часть действующей интеллектуальной элиты Казахстана – выпускники советских и российских вузов. Достаточно посмотреть на биографические справки руководства страны.

И вот тут начинается довольно жирное «но». «Дом» ведь оказался на свете не один. И вполне понятно желание перенять опыт у тех соседей, которые живут лучше других. Поэтому неудивительно, что одним из главных нынешних приоритетов политики Казахстана становится интеграция в международное пространство, в том числе образовательное. Происходит все большая ориентация на европейско-американскую модель образования.

К примеру, школы республики к 2015 году планируют перейти на 12-летнее обучение. Последние два года обучения мыслятся как аналог американской старшей школы, которая готовит выпускников к поступлению в вузы по индивидуальным учебным планам.

Первыми эту модель должны отработать интеллектуальные школы первого президента Республики Казахстан (ИШПП, или, как их еще называют, назарбаевские школы). Этот прорывной, как он официально называется, проект рассчитан на подготовку будущих абитуриентов по дефицитным ныне техническим и естественно-научным специальностям (направления – физико-математическое и химико-биологическое). Школы нестандартно спроектированы и оборудованы по последнему слову техники. Еще один важный момент – в назарбаевских школах провозглашено трехъязычие, и если изучением казахского и русского языков никого не удивишь, то английский (как и информатику) изучают здесь начиная с первого класса. Причем терминологический минимум на языке Шекспира должны использовать и на других занятиях – окружающего мира, к примеру. А с 5-го по 8-й класс вводится изучение профильных предметов и информатики целиком на английском.

Таким образом, в физико-математической школе в Астане, в которую нас пригласили, реализуются методики Международного бакалавриата (IB). Впрочем, пока реализаторам идеи приходится сталкиваться с действительностью: далеко не все педагоги владеют английским, тем более на признанном высоком уровне. Это притом что коллектив в 127 учителей отобрали из 1700 претендентов. Поэтому первостепенное внимание руководство школы (и страны) уделяет повышению квалификации кадров. А именно ускоренному ими овладению ИКТ, английским языком и новыми методиками преподавания, для чего учителя будут совершенствовать свои знания не менее одного раза в два года. Часть педагогов уже прошли обучение в Сингапуре.

При этом учителя мотивированы нереально большой для педагога зарплатой. По словам директора школы Мейрама Жакенова, это

1-1,5 тысячи долларов в месяц в зависимости от квалификации, в то время как средняя учительская зарплата по стране – чуть больше 200 долларов (что составляет примерно 40 процентов от зарплат в промышленности, в ближайшие годы правительство Казахстана планирует довести ее до 60 процентов).

И хотя школа существует лишь с января прошлого года, она уже может похвастаться успехами: 12 первых выпускников отлично сдали языковые тесты IELTS и TOEFL и получили приглашения в университеты Кембриджа, Гарварда, Дюка.

Пока таких школ 3, всего же планируется построить 20. И за ценой, как видно, в Казахстане не постоят. К слову, одно такое учебное заведение обходится бюджету в 2-2,5 миллиарда тенге, или примерно в 13,5 миллиона долларов.

Казахстан вообще денег на образование не жалеет, ибо его руководители считают, что «для свершения экономического чуда, технологического прорыва государства всегда опирались на передовые для своего времени кадры». В стране действует обширная система образовательных грантов: начиная с 7-го класса назарбаевских школ (до этого обучение платное) и заканчивая получением высшего образования (они выдаются выпускникам, набравшим проходные баллы по ЕНТ, на конкурсной основе).

Самая же большая до недавнего времени образовательная поддержка государства нашла выражение в программе «Болашак» («Будущее»). Эта международная стипендия, учрежденная Нурсултаном Назарбаевым в ноябре 1993 года, позволила юным талантам республики учиться в ведущих вузах мира – в прошлом году их количество сократили до… 200. Большинство стипендиатов выбрали в качестве страны обучения Великобританию (1051 человек), на втором месте – США (815), на третьем – Россия (300). Интересно, что в последние годы стипендия стала присуждаться на основании утвержденного в республике перечня наиболее востребованных для Казахстана специальностей. В итоге за 16 лет действия программы рынок труда пополнили уже около двух тысяч специалистов, в настоящее время по программе учатся 2960 человек.

Болашаковцы составили новое поколение интеллектуальной, управленческой и бизнес-элиты страны. Большинство из них работают в частных компаниях в нефтяной сфере, в банковском бизнесе, более 20 процентов занимают руководящие посты в государственных структурах. Вообще люди с полученным за рубежом образованием (необязательно по «Болашак») – не редкий случай и в нынешнем правительстве Казахстана. Возьмем его главу Карима Масимова: владеет английским, китайским, арабским языками, помимо Казахской госакадемии управления окончил Пекинский институт языка и юридический институт Уханьского университета.

На наш вопрос, почему из Казахстана не происходит «утечки мозгов», разные люди отвечали примерно одинаково: «Наверное, из-за особенностей менталитета, в силу традиции, родственных связей». Возможно, эти мотивы помимо соображений престижа и экономии отчасти руководили и президентом страны, когда задумывался Новый университет Астаны, названный его именем. Назарбаев Университет, который основан на партнерстве с ведущими вузами мира, входящими в топ-30, призван дать казахстанцам качественное высшее образование. Часть ребят, которые начали обучаться за границей по программе «Болашак», уже перевелись в новый вуз на родине. Несомненно, этот проект увенчал новую образовательную пирамиду республики, завершив цикл «начальное – среднее – высшее образование» по международным стандартам.

Партнерами Назарбаев Университета на данный момент являются 11 мировых лидеров образования, в том числе University College London, Duke University, iCarnegie, University of Wiskonsin-Madison, National University of Singapore. Обучение будет вестись на английском языке по учебным программам самих вузов его же преподавателями. Часть педагогов составят вернувшиеся на родину казахстанские ученые, некогда эмигрировавшие за границу и успешно работавшие в университетах и лабораториях Европы и США. По окончании обучения планируется выдавать два диплома – вуза-партнера и Назарбаев Университета.

– Нам необходимо сбалансировать систему образования, – дипломатично прокомментировал «западный» курс университета управляющий по развитию вуза Канат Байгарин. – Но это не означает отказа от сотрудничества с российской наукой и образованием.

Впрочем, в ходе кулуарных разговоров мы выяснили, что представители неких отечественных вузов вели переговоры об участии в качестве партнера вуза, но сами отказались от идеи «в силу ряда причин», в том числе языковой – из-за невозможности вести обучение на английском.

2010-й – первый год работы университета, и его займет предвузовская подготовка Foundation (она же первый базовый курс бакалавриата). По словам вице-президента университета Кадиши Даировой, конкурс составил примерно 8 человек на место. В этом году выделено 500 образовательных грантов – в первые годы за обучение в Назарбаев Университете снова заплатит государство (хотя первоначально власти заявляли о плате в 19 тысяч долларов в год, что намного дороже, чем в Кембридже и Оксфорде). Это сделано, как нам пояснили, с целью отобрать самых лучших, а не тех, кто в состоянии заплатить за учебу.

Готовить студентов вуз будет по востребованным специальностям: инженеров (школа инженерии в составе университета), медиков (медицинская школа), ученых в области точных и естественных наук (школа естественных наук), топ-менеджеров (школа бизнеса), экономистов и политологов-международников (школа социальных и гуманитарных наук) и управленцев (школа государственной политики).

Одной из особенностей нового университета должна стать его научно-исследовательская составляющая. В нем будет создано три исследовательских центра: центр наук о жизни, центр альтернативной энергетики и международный инструментальный центр. Они будут оснащены новейшим лабораторным оборудованием.

Можно, конечно, сожалеть, что российское влияние в сфере образования Казахстана в последнее время явно ослабло. Но спросим себя честно: а что, кроме того, что уже существует, мы можем предложить странам бывшего Союза? В условиях рынка каждый волен выбирать. И нашим соседям есть с чем сравнивать.

– Образование сегодня – это не просто сфера знаний, ценностей и культуры, это огромный бизнес, – в ходе обстоятельной беседы пояснил заместитель премьер-министра Казахстана Ербол Орынбаев. – У каждого вуза-партнера в Назарбаев Университете годовой оборот минимум 15-20 миллиардов долларов, из них минимум 10 миллиардов – неприкасаемая сумма, доходы от которой они используют на развитие. А есть вуз-партнер, у которого оборот около 200 миллиардов долларов, что в 2 раза больше, чем ВВП Казахстана. Это огромные транснациональные корпорации, которые сделали образование своим бизнесом и сильно между собой конкурируют. К нашему сожалению, сегодня Россия в этом бизнесе не представлена.

Против этого трудно что-либо возразить. Разве что опровергнуть делом. И желательно в ближайшем будущем, пока всеобщее знание русского языка в Казахстане не сменилось английским.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте