search
main
0

Кавычки, по местам! Нестандартный опережающе-перспективный урок русского языка в 3-м классе

Тема: Предложения с прямой речью.
Оборудование: магнитофон, проигрыватель, схемы, рисунки роботов, сигнальные диски, таблицы с предложениями.

Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой на урок. (Звучит спокойная музыка).
Прекрасно, садитесь. Улыбнемся друг другу.
Наступает самая загадочная часть урока: сядьте поудобнее.
Медленно погружаемся в фантастический сон и начинаем постепенное перемещение во времени.
Мы в атмосфере далекого будущего, в школе будущего! (Фонограмма электронной музыки).
Ребята, читаем все:
3001 год
5-й класс
Все здесь необычно, фантастично: роботы, управление, учебные светофоры.
В этой школе нет отметок, есть графические сигналы, вот такие “Робики”. За хорошую работу самые активные получат их.
Сегодня в нашей программе тема: “Прямая речь”.
Мы познакомимся с предложениями, в которых есть прямая речь, узнаем знаки препинания в таких предложениях.
С новой строки запишите существительные:
мышь, печь, речь, рожь,
дочь, тишь, молодежь.
Что можно сказать об этих словах? (Они пишутся с мягким знаком).
Докажите. (У существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак).
Сейчас к этим существительным подберите прилагательные – I вариант и глаголы – II вариант.
Докажите, что это глаголы. (Обозначают действия предметов, отвечают на вопросы: что делает, что делают; что сделает, что сделают).
Начинаем программу “Новости” (Показываю сигнал: “Внимание!”). Музыка.
Смотрим ватманофильм. Сначала на монитор выбежали слова.
Зачем они появились? (Чтобы составить предложение).
Составьте и назовите его. Что-то затрудняет чтение? Чего же в нем нет? Да, да, нужны знаки препинания. Какие? (Двоеточие, кавычки, вопросительный знак). Теперь мы сможем правильно записать и выразительно прочитать это предложение. Прочитайте только те слова, о чем подумала девочка. Это прямая речь. Попробуйте сами сказать, что такое прямая речь? Это чьи-нибудь слова, которые передаются без изменения. Робот уточняет информацию. (Включаю магнитофон).
Прямая речь – это точная передача чужой речи.
Что еще есть при прямой речи? (Есть слова автора). Назовите их.
Сделайте вывод по программе “Новости”.
Прямая речь – это точная передача чужой речи.
В прямой речи есть слова автора.
Начинаем программу: “Ваше мнение”.
Один из вас читает текст, вы слушаете и называете предложения с прямой речью. (Работа с карточками).
А сейчас мы – конструкторы.
Я начну, а вы закончите предложение прямой речью.
Миша спросил: “
Товарищ сообщил: “
Малыш крикнул: “
Девочка ответила: “
Вывод. С какими предложениями познакомились? Что включают предложения с прямой речью? (Слова автора).
Ну, а сейчас главная новость. Будем составлять информационные схемы. Условно слова автора обозначаем буквой А, прямую речь – буквой П.
Информация Робота (магнитофон)
В конце слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с заглавной буквы, в конце прямой речи ставится точка или другой знак – по интонации.
Какие знаки могут стоять еще?
От чего это зависит? (От вида предложения; от цели высказывания).
Включаю программу “Сам”. Объясните другие схемы.
(Робот начинает): “Если прямая речь стоит перед словами автора, то… (ребята продолжают) она заключается в кавычки, пишется с большой буквы, после нее ставится такой знак, который требуется по виду предложения. После прямой речи ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы”.
Иногда прямая речь разрывается словами автора, но об этом узнаете подробнее в следующем году.
Включаем программу “Управление”.
В каждом предложении есть пропущенный знак. Работая с дисплеем, подберите код.
Вывод. Как пишется прямая речь? Почему после прямой речи стоят разные знаки препинания? (Зависит от вида предложений).
Вывод. С какой буквы пишутся слова автора перед прямой речью? После нее?
Почему после прямой речи стоят разные знаки препинания? (Зависит от вида предложения). Как пишется прямая речь?
Поиграем в предложения.
Ты будешь – слова автора;
ты – прямая речь;
ты – двоеточие;
вы – кавычки;
ты – точка (или восклицательный знак).
Займите места, используя схему.
Говорит Аленушка братцу: “Не пей из копытца, Иванушка, козленочком станешь!”
Молодцы!
Благодарю всех за приятную встречу.
Самым активным дарим “Робиков”.
А теперь сядьте поудобнее. Начинаем медленное перемещение во времени. (Музыка).
2001 год. 3-й класс.
Вот и закончился наш необычный урок в школе будущего. Пройдет не так уж много лет, и человек, используя роботов, научится решать важнейшие жизненные задачи.
Перешагнув 2 ступеньки: третий класс и четвертый, что новое для себя усвоили на этом уроке? Какие выводы сделаете сами?
Л.СКОЧИНА,
преподаватель школы-интерната
поселок Яр-Сале,
Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте