search
main
0

Кавалерственная дама ордена. Люди, стоящие у истоков взросления, уникальны

Учебное пособие «Социальная компетентность классного руководителя» уникально. Это пособие должно стать вашей настольной книгой, поскольку в трудной и ответственной деятельности классного руководителя профессиональная поддержка совершенно необходима.

Что это вообще за работа – классный руководитель? Этой должностью (или даже званием) облечены тысячи школьных учителей. Это огромная армия – в нашем Подмосковье функции классного руководителя исполняют около 30 тысяч человек! От того, как эти люди реализуют свою воспитательную функцию, справятся ли с ней, зависит, по сути, судьба каждого нового поколения нашей молодежи.

Важность, нужность, необходимость работы классного руководителя была четко обозначена с началом реализации приоритетного национального проекта «Образование», когда существенно возросло материальное вознаграждение за воспитательную работу в классе, было значительно усилено внимание к данной работе. Примечательная параллель: если в образовании первым из реализуемых направлений стали изменения в работе классных руководителей, то в здравоохранении такой «привилегированной» категорией стали участковые врачи. Классный руководитель и семейный врач – это два человека, которые в буквальном и переносном смысле держат руку на пульсе каждого человека, каждого ребенка.

С величайшим сожалением должна признать: есть учителя, для которых обязанности классного руководителя – это трудный и малоприятный «довесок» к основной работе. Мне это непонятно и неприятно. Когда я сама работала учителем, мне очень нравились обязанности классного руководителя, я занималась воспитательной работой с огромным удовольствием. И я понимаю: если классное руководство создает для учителя проблемы – это не вина данного педагога, это его беда. Значит, он просто не готов к подобной работе, ему элементарно не хватает профессионализма, компетентности именно в этой составляющей педагогической деятельности.

Сам педагог может этого не понимать. Иногда можно даже услышать «убедительное» обоснование: главное, дескать, дать ученику знания по предмету. И если ребенок получит хорошие знания по физике, химии, математике, это и будет лучшее воспитание.

Увы, такие учителя не правы – даже если они действительно хорошие предметники и дают качественные знания. Но все мы знаем достаточно примеров, когда человек, прекрасно знающий физику, химию и геометрию, при этом является откровенным мерзавцем, использующим свои знания не на пользу, а во вред людям.

Еще хуже, еще страшнее то, что маленький человек может просто не дожить до того момента, когда будут востребованы его знания научных предметов. Алкоголь и наркотики, преступная среда, яркие и зловонные яды современной цивилизации убивают наших детей во все более раннем возрасте. Эти потери невосполнимы.

Конечно, первым и главным барьером, встающим на защиту ребенка от зла, должна быть семья, но она нередко становится не защитой, а источником зла. И тогда наступает очередь «второго фронта» – школы, учителя, классного руководителя. У них могут и должны быть помощники: социальный педагог, психолог, психотерапевт. Но именно учитель, классный руководитель, должен первым увидеть опасность, поднять тревогу.

После семьи это второй фронт – и последний. Другой защиты у ребенка, скорее всего, не будет. Правоохранительные органы, при всем уважении к ним, защищают не ребенка от зла, а общество от человека, который этим обществом отторгнут навсегда.

Вот почему так важно, чтобы классный руководитель был готов к своей святой миссии, вот почему так важна и нужна книга, которая поможет учителю с этой миссией справиться.

Книга эта подготовлена замечательными, очень компетентными людьми. К счастью, я лично знаю и Александра Григорьевича Асмолова, и Галину Владимировну Солдатову. Очень часто они своими умными, высокопрофессиональными советами помогают мне в моей работе министра образования Московской области. Я уверена, что и вам, дорогие учителя, их помощь будет нужна. Важно, что пособие дает не отвлеченные знания, а конкретные, привязанные к педагогическим ситуациям советы.

До революции руководитель класса носила звание «классная дама». Мужского варианта я не знаю, но, по аналогии, это должен был бы быть «классный кавалер». Ведь именно так называли тогда людей, награжденных орденами: «Кавалер такого-то ордена» и «Кавалерственная дама ордена».

Мне очень важно, чтобы классные руководители – люди, стоящие у истоков взросления каждого человека, были дамами и кавалерами этого великого ордена. Эта книга поможет.

Счастья и успехов вам, учителя!

Лидия АНТОНОВА, доктор педагогических наук, министр образования правительства Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте